Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции на уроках языка
(русского и украинского)
Удовиченко И.Н.
Слайд 2Сегодня нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы
его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное — тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение.
Слайд 3 Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере
жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности.
Слайд 4 Каковы причины низкой коммуникативной компетенции учащихся?
- снижение уровня читательской
культуры;
- снижение уровня индивидуального словарного запаса;
- низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.
Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.
Слайд 5 Обучение на уроках русского или украинского языка должно строиться
с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
-умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
- извлечь нужную информацию (полно или частично),
- проникнуть в смысл высказывания — слушание;
-навыков изучающего чтения;
- умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;
-умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
-собирать и систематизировать материал,
- составлять план, пользоваться различными типами речи,
-строить высказывание в определенном стиле,
- отбирать языковые средства,
- совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Слайд 6 Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами,
основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Слайд 7 Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений
и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.
“Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Слайд 8Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
- все виды пересказа
- все
формы учебного диалога
- доклады и сообщения
- ролевые и деловые игры
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
- обсуждение, дискуссия, диспут
- выступления в качестве ведущих на мероприятиях
Слайд 9Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
- сочинения и изложения;
-
участие в конкурсах сочинений;
- учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
- составление сообщений;
- подготовка заметок и статей;
- рецензирование работ, подготовленных товарищами и т.д.
Слайд 10 Главной задачей, я считаю, формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными
речевыми средствами в различных ситуациях общения. Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и др., поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста, самосовершенствования).
Слайд 11 Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности,
потому что начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.