Слайд 1Подготовка школьников к жизни – один из приоритетов образования.
Чтобы стать развитым
конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.
(Из послания Президента народу Казахстана)
Слайд 3Что такое метапредмет?
Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?
Слайд 4Тема: «Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках»
Цель работы
Формирование
и развитие метапредметных компетентностей учащихся.
Актуальность: Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Актуальность проблемы, связанна с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании:
в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников;
в требовании новых технологий организации учебной и внеучебной деятельности;
в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам;
в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения;
в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства,
в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Слайд 5МЕТАПРЕДМЕТ
Метапредмет — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных
предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются
метазнание, метаспособы, метадеятельность.
«МЕТА» – «за», «через», «над».
Слайд 6Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления
в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
- В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов
- В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет "Задача" помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.
Слайд 7Цели метапредметного урока.
Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую
жизнедеятельность учащегося;
Активное применение знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности;
Подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно – значимые проблемы.
Слайд 8Метазнания –это знания о знании,о структуре и способах получения знания, характеристика
метазнания –надпредметность и интегративность.
Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Присвоение ребёнком метазнаний будет способствовать:
- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- изменению мотивов поведения;
- развитию эмпатии;
- гуманизации системы отношений с миром и самим собой;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период;
- личностному росту; росту креативности.
Слайд 9Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая
деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
· стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
· исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
· проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
· сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
· моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем);
· конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
· прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Слайд 10Метаумения включают:
теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство.
навыки
переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация.
критическое мышление: умение отличать факты от мнений, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, логические несоответствия.
творческое мышление: видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми ;
регулятивные умения: постановка вопросов, формулировка гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому использованию полученной информации.
Слайд 11Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения
задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)
Слайд 12Метапредметные компетенции:
-основные общеучебные умения информационно-логического характера; умение организации собственной учебной
деятельности;
-основные универсальные умения информационного характера; информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;
-умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
-формирование навыков исследовательской деятельности; формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Слайд 13Метапредметный подход в образовании позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и
культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.
Что следует понимать под метапредметным уроком?
Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащихся.
Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Слайд 14Метапредметные результаты обучения
Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися
в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. .
Слайд 15Памятка для учителя по формированию и развитию метапредметных универсальных учебных действий.
1).
Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
2). Задачи, которые мы ставим перед ребёнком или которые поставил он сам, должны быть не только понятны, но и
внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
3). Развитие внутренней мотивации –это движение вверх
4). Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
5). Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
6). В центре внимания урока –дети.
7). Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
8). Создавать атмосферу успеха, не скупиться на пощрения и похвалу
группах
Перечислите технологии, приемы, методы , способствующие, формированию метапредметных умений