Презентация, доклад на тему Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках

Содержание

Что такое метапредмет? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?

Слайд 1Подготовка школьников к жизни – один из приоритетов образования. Чтобы стать развитым

конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. (Из послания Президента народу Казахстана)
Подготовка школьников к жизни – один из приоритетов образования.   Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы

Слайд 3Что такое метапредмет?
Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?

Что такое метапредмет? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?

Слайд 4Тема: «Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках» Цель работы Формирование

и развитие метапредметных компетентностей учащихся. Актуальность: Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Актуальность проблемы, связанна с необходимостью реализации проекта инновационных изменений в преподавании: в новых подходах к измерениям образовательных результатов школьников; в требовании новых технологий организации  учебной и внеучебной деятельности; в обеспечении комплексного подхода к инновационным процессам; в заложенных в программу развития школы идеях личностно- ориентированного обучения; в формах и методах обеспечения мотивационной готовности учителей к повышению своего профессионального мастерства, в обеспечении индивидуальных образовательных запросов обучающихся.
Тема: «Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках»   Цель работы Формирование и развитие метапредметных

Слайд 5МЕТАПРЕДМЕТ Метапредмет — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных

предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. «МЕТА» – «за», «через», «над».
МЕТАПРЕДМЕТ  Метапредмет — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет

Слайд 6Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления

в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». - В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов - В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. Метапредмет "Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.  Метапредмет "Задача" помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.
Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения

Слайд 7Цели метапредметного урока.
Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую

жизнедеятельность учащегося;
Активное применение знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности;
Подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно – значимые проблемы.
Цели метапредметного урока. Обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося; Активное применение знаний и

Слайд 8Метазнания –это знания о знании,о структуре и способах получения знания, характеристика

метазнания –надпредметность и интегративность.
Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».



Присвоение ребёнком метазнаний будет способствовать:
- развитию чувства собственного достоинства; - снижению уровня агрессивности; - повышению уровня рефлексии и самосознания; - росту познавательной активности и познавательных интересов; - изменению мотивов поведения; - развитию эмпатии; - гуманизации системы отношений с миром и самим собой; - повышению уровня понимания и принятия другого человека; - развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период; - личностному росту; росту креативности.

Метазнания –это знания о знании,о структуре и способах получения знания, характеристика метазнания –надпредметность и интегративность. Метазнания, выступают

Слайд 9Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая

деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
·         стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
·         исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
·         проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
·         сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
·         моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем);
·         конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
·         прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является

Слайд 10Метаумения включают:
теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство.
навыки

переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация.
критическое мышление: умение отличать факты от мнений, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, логические несоответствия.
творческое мышление: видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми ;
регулятивные умения: постановка вопросов, формулировка гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому использованию полученной информации.
Метаумения включают: теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство. навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка,

Слайд 11Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения

задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин) 
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы,

Слайд 12Метапредметные компетенции:
-основные общеучебные умения информационно-логического характера; умение организации собственной учебной

деятельности;
-основные универсальные умения информационного характера; информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;
-умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
-формирование навыков исследовательской деятельности; формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные компетенции: -основные общеучебные умения информационно-логического характера; умение организации собственной учебной деятельности;-основные универсальные умения информационного характера; информационное

Слайд 13Метапредметный подход в образовании позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и

культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития.

Что следует понимать под метапредметным уроком?
Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащихся.
Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Метапредметный подход в образовании позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение является

Слайд 14Метапредметные результаты обучения Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися

в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение; 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. .
Метапредметные результаты обучения Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучащимися в обучении, на практике и

Слайд 15Памятка для учителя по формированию и развитию метапредметных универсальных учебных действий.
1).

Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока.
2). Задачи, которые мы ставим перед ребёнком или которые поставил он сам, должны быть не только понятны, но и
внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.
3). Развитие внутренней мотивации –это движение вверх
4). Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
5). Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
6). В центре внимания урока –дети.
7). Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях.
8). Создавать атмосферу успеха, не скупиться на пощрения и похвалу
 

Памятка для учителя по формированию и развитию метапредметных универсальных учебных действий.1). Чтобы чего-то добиться, цель должен знать

Слайд 16 Работа в

группах
Перечислите технологии, приемы, методы , способствующие, формированию метапредметных умений

Работа в группахПеречислите технологии, приемы, методы , способствующие,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть