Слайд 1Формирование читательской компетентности в 3 классе.
подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№30 г.Калуги
Першко Любовь Анатольевна
Слайд 2Книга – это духовное завещание одного поколения другому.
Вся жизнь человечества последовательно
оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…
А.И. Герцен
Слайд 3Что такое читательская компетентность?
Под умением читать понимается следующее:
умение вычитывать информацию;
умение
размышлять о прочитанном ;
умение давать оценку прочитанному .
Слайд 4
Как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти
младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
Слайд 5В 6-7 лет детей в равной мере привлекают и стихи, и
сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8-9 лет учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Они помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Слайд 6Формирование читательских умений, усложняется по мере взросления ребенка. Содержание курса определяется
основными образовательными линиями:
- развитие навыка чтения;
- знакомство с некоторыми литературными понятиями;
- формирование читательского умения;
- развитие творческой деятельности;
-формирование нравственно-эстетических ценностей.
Слайд 7В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению выступают различные педагогические
технологии.
Слайд 8В 3 м классе последовательность текстов и тем, в которые они
объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третье- классницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики. При составлении учебника для 3>го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. На уроках проводится работа над:
Слайд 9-развитием умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого
смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение автор- ского заглавия в ряду данных);
обучением прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному приду- мыванию заглавий;
- развитием умений: – выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
Слайд 10– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные
предложения; план из вопросов; план из пред- ложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое
; – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой>либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Слайд 11Рабочая тетрадь является приложением к учебнику по литературному чтению «В одном
счастливом детстве», 3-й класс, и используется для работы с третьеклассниками параллельно с учебником. Предназначена для развития читательских умений, для выполнения творческих заданий.
Она помогает в проведении нестандартных уроков.
Слайд 12Нестандартные уроки
Урок – сказка
Урок – путешествие
Урок – КВН
Урок – соревнование
Урок – исследование
Урок – деловая игра
Урок – лекция
Урок – экскурсия
Урок –практикум по развитию читательских умений
Слайд 21Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не
всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Задатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Ф. И. Тютчев