Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
«Формирование базовых учебных
действий у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка»
Учитель: Есилёнок Татьяна Александровна
Слайд 2Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы
украдём у детей завтра.
Джон Дьюи
Слайд 4Сравнительная характеристика детей с умственной отсталостью и детей с ЗПР
Слайд 5Базовые учебные действия (БУД)
Это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование
которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью
Слайд 6Цель реализации программы формирования БУД
Формирования основ учебной деятельности учащихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Слайд 7 БУД, формируемые в V-IX классах
Личностные
осознавать себя как гражданина России,
имеющего определенные права и обязанности;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
осознанно относиться к выбору профессии;
бережно относиться к культурно – историческому;
наследию родного края и страны;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Слайд 8Коммуникативные:
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых,
бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний;
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Слайд 9Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Слайд 10Познавательные:
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать логические действия на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Слайд 11Упражнения на уроках русского языка, формирующие познавательные БУД.
“Четвёртое лишнее”.
1. корова, медведь,
лиса, заяц.
2. Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
3. вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность
4. делимое, множитель, делитель, частное.
“Развиваем логику” По определению назови слово:
хрустящий, зелёный, пупырчатый;
маленькая, пугливая, компьютерная;
интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера.
Слайд 12“Закодированное слово” или «Зашифрованное слово»
кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие
буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
Слайд 13“Альтернативные задания”
Грусть – тоска. Ложь – вымысел.
Мрак – темнота. Жара –
холод.
Близко – рядом. Работать – трудиться.
В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:
Из … вон плохо.
Сидеть сложа … .
Мастер на все … .
Золотые … .
“Найди соответствие”.
Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.
Звук –
Речь –
Предложение –
Словарь –
Слайд 14« Восстановление деформированного текста».
Из данных предложений составь рассказ, запиши его.
Она собрала
тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов: снегурочка, сочинение , писать.
Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».
М…………… в……….. с………… п……………. г………… .
Мы всей семьёй пошли гулять.
В……………. у……………… в………………. м…………. .
М……………. с………………. г……………….. б……………. .
Слайд 15 Редактирование текста.
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите
текст.
Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.
Определение границ предложений.
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.
1. По реке плывёт лодка. И плот.
2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
Составление рассказа по его началу.
1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...
2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…
Слайд 16
Назвать одним словом все предметы.
Назвать овощи, фрукты и т.д.
Придумать второе слово
в паре по аналогии с образом: яблоко — фрукты, свекла — ..., чашка — ..., или наоборот: фрукты— груша, овощи— ..., посуда— ....
Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов.
Например: Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.
(Гусь.)
Угадать предмет по его признакам или действиям:
Круглый, полосатый, Летит, пищит,
С огорода взятый. Ножки длинные тащит,
Сахарный и алый стал – Случай не упустит –
Кушайте, пожалуйста! Сядет и укусит. (комар.)
(Арбуз)
Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов.
Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).
Слайд 171.Составь анаграммы.
Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв
какого-нибудь слова. Например: рост-сорт
Кулон- Автор- Коршун-
Анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова . Начать можно с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.
2.Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с а) е, р, о, м а) л, а, н, е, п
б) у, д, б б) ш, а, к, а б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и в) а, к, у, р в) ч, а, к, о, к
г) т, о, р г) б, о, н, е г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р д) а, с, о, к д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы е) д, а, в, о е) к, к, о, а, ш
Ответ: а) сок, дуб, мир, сыр, дым; б)море, каша, рука, небо, коса, вода; в)пенал, ручка, кочка, пирог, город, кошка.
Слайд 18 Образуй имя прилагательное из имени существительного
Дерево — деревянный, береза —-
березовый, стекло — стеклянный, фарфор — фарфоровый, бумага — бумажный, железо— железный, мех— меховой и т.д.).
Эта работа тесно связана с развитием словообразования.
Также необходимо уточнять значение прилагательных, сложных по семантике, например оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.).
Слайд 19«Добавь словечко»
Груша сладкая, а лимон .... Огурец овальный, а помидор
... .
Лента узкая, а река .... Дерево высокое, а куст ....
Молоко жидкое, а сметана ....
Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:
приехал, прибыл, прикатил;
пришел, пожаловал, заявился;
бросился, ринулся, накинулся;
ворвался, вторгся, вломился;
отскочил, отпрянул, шарахнулся.
«Собери пословицу»
Чему, не выучит, Ваня не научился, Иван того.
«Разгадай ребусы»
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
Слайд 20Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль,
тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …
Составить предложения, используя следующие словосочетания:
высокие ели веселая песня
забавный котенок спелая земляника
полная корзина широкие улицы
колючий куст свежая булка
Исправить предложения, если есть ошибки:
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм.
Слайд 21«Кто быстрее»
1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам
прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…
2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).
Грамматические сказки
Словарные диктанты с пропущенными словами
Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)
….любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина -…. (Малина)
…. человек добро помнит. (Русский)
Слайд 22Притча -метафора
«Мудрец и бабочка»
Уважаемые коллеги, трактуя данную притчу, можно сказать,
что ВСЁ В НАШИХ РУКАХ . Именно от нас зависит, насколько успешно будут сформированы БУД у обучающихся с У/О, которые обеспечат им качественное освоение образовательной программы и социальную адаптацию.