Слайд 1ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 2РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ
В ходе специальных психологических исследований выявлено, что
выдвижение человеком проблемы, как и ее решение, определено установками, которые возникают у него на основе предыдущего опыта и в процессе этой работы.
Слайд 3ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ:
Задание «Что имел в виду мыслитель?».
Обсуждение
с детьми мысли, высказанной одним мудрым человеком : «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Главный вопрос – что же имел в виду мыслитель?
Задание « Назови как можно больше признаков предмета»
Психолог называет какой – либо предмет. Например, это могут быть стол, дом, самолет, книга, кувшин и так далее. Задача детей: назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
Слайд 4РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ
Любое столкновение с проблемой заставляет нас искать способы
ее решения – изобретать гипотезы. Ответ на возникшую проблему обычно достигается через выдвижение догадок, предположений или гипотез. Таким образом, можно утверждать, что новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы.
Слайд 5ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУИРОВАТЬ ГИПОТЕЗЫ
Задание «Найди возможную причину события».
Задания, направленные на
определение причин событий, так же могут помочь научиться выдвигать гипотезы:
Примеры событий:
На улице звучит музыка;
На деревьях появилась листва;
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом
Друзья поссорились
Слайд 6РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Одним из самых важных умений исследователя является умение
задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.
Слайд 7ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Задание «Вопрос машине времени»
Детям предлагается задать
3 самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, другой из будущего.
Задание «Вопросы незнакомца»
«Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и т.д). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?
Слайд 8РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
Тесно связано со способностью давать определения понятиям умение классифицировать.
Чем лучше организовано человеческое мышление, тем более оно адаптировано к среде.
С помощью классификации люди не только упорядочивают воспринятые для них блоки, но и преобразовывают конктретные наблюдения в абстрактные категории.
Слайд 9ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
Приведем пример решения задачи классифицирования одних и
тех же предметов по разным основаниям.
Берем слова: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, апельсин, сосна, автомобиль. Можно предложить следующие варианты их классификации.
Категориальное объединение:
яблоко, банан, апельсин – фрукты;
клен, дуб, сосна – деревья;
слон, мышь, собака – животные;
самолет, яхта, автомобиль – транспорт.
Функциональное объединение:
яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль – предметы потребления;
клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна – живые существа, поддерживающие равновесие в природе.
Слайд 10РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ПАРАДОКСАМИ
Понятие «парадокс» тесно связано в
нашем сознании с научными открытиями. Парадоксом называют утверждение, резко расходящиеся с общепринятыми, установившимися мнениями или эмпирическими наблюдениями. В современном более узком значении парадокс – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются аргументы, представляющиеся вполне убедительными.
Слайд 11
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение можно без преувеличения отнести к самым
популярным и самым доступным методам исследования. В науке наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Наблюдение связано с такой чертой личности, как наблюдательность. Ее еще называют сестрой внимательности. Внимательность – это сплав внимательности и мышления.
Слайд 12ЗАДАНИЕ И УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
Задание «Описание предмета»
Поставим перед
детьми какую-нибудь любимую из их вещей. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и другое. Лучше если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче.
Вместе рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем закрыть детям глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.
Слайд 13РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
». Эксперимент - важнейший из методов исследования,
используется он практически во всех науках и от исследовательского поиска неотделим. В отличие от наблюдения, лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.
Слайд 14ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Эксперимент « Измерение объема капли»
Самый простой способ – капля падает
в емкость известного объема . Другой способ – на аптечных весах определяем , сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а следовательно, сможем вычислить ее объем в литрах.
Слайд 15РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Понятия в мышлении не
выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящие из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить, значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение – одна из основных форм логического мышления.
Слайд 16ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Задание
«Проверить правильность умозаключений»
«Все деревья имеют ствол и ветви. Клен имеет ствол и ветви Следовательно, клен – дерево»
«Настоящие мужчины играют в хоккей. Максим играет в хоккей. Следовательно, Максим – настоящий мужчина»
«Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые, следовательно идет дождь»
Слайд 17РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С МЕТАФОРАМИ
Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое
уподобление, образное сложение слов на базе их переносного значения. Аристотель называл метафору отличительным признаком гения. Он считал способность к образованию хороших метафор тождественной способности распознавать сходство.
Слайд 18ЗАДАНИЯ ПО РАБОТЕ С МЕТАФОРАМИ
Задание «Объясни значение выражения»
Возьмем несколько несложных распространенных
пословиц и изречений и проведем коллективную беседу с детьми о том, что они означают.
Без труда не выловишь рыбку из пруда
Всяк кулик свое болото хвалит
Всякому овощу свое время
В тесноте, да не в обиде
Глаза страшатся, а руки делают
Дома и стены помогают
Слайд 19ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ
Всем известно, что уметь писать отчеты о
своих исследованиях очень важно. Научный текст - ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения или обрывы нитей, дыры, не пропечатанный или плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления исследователя. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.
Слайд 20КАК СОЗДАЮТСЯ ТЕОРИИ
Слово «теория» происходит от греческого «theoria» - рассмотрение, исследование.
Так называют систему основных идей, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Слайд 21ВЫВОД:
Для успешного получения знаний и их обработки необходимы изучение таких категорий
как: создание теорий, составление метафор, умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы и так далее. Без этих компонентов обучение никак не сможет дальше продолжаться, так как это основа всего обучения младших школьников.