Презентация, доклад на тему Факторы развития исследовательского поведения учащихся

Содержание

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ В ходе специальных психологических исследований выявлено, что выдвижение человеком проблемы, как и ее решение, определено установками, которые возникают у него на основе предыдущего опыта и в процессе этой работы.

Слайд 1ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Слайд 2РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ
В ходе специальных психологических исследований выявлено, что

выдвижение человеком проблемы, как и ее решение, определено установками, которые возникают у него на основе предыдущего опыта и в процессе этой работы.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ В ходе специальных психологических исследований выявлено, что выдвижение человеком проблемы, как и ее

Слайд 3ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ:
Задание «Что имел в виду мыслитель?».
Обсуждение

с детьми мысли, высказанной одним мудрым человеком : «Ничто так не мешает видеть, как точка зрения». Главный вопрос – что же имел в виду мыслитель?
Задание « Назови как можно больше признаков предмета»
Психолог называет какой – либо предмет. Например, это могут быть стол, дом, самолет, книга, кувшин и так далее. Задача детей: назвать как можно больше возможных признаков этого предмета.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ВИДЕТЬ ПРОБЛЕМЫ:Задание «Что имел в виду мыслитель?».Обсуждение с детьми мысли, высказанной одним мудрым

Слайд 4РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫ
Любое столкновение с проблемой заставляет нас искать способы

ее решения – изобретать гипотезы. Ответ на возникшую проблему обычно достигается через выдвижение догадок, предположений или гипотез. Таким образом, можно утверждать, что новое знание впервые осознается исследователем в форме гипотезы.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫДВИГАТЬ ГИПОТЕЗЫЛюбое столкновение с проблемой заставляет нас искать способы ее решения – изобретать гипотезы. Ответ

Слайд 5ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУИРОВАТЬ ГИПОТЕЗЫ
Задание «Найди возможную причину события».
Задания, направленные на

определение причин событий, так же могут помочь научиться выдвигать гипотезы:
Примеры событий:
На улице звучит музыка;
На деревьях появилась листва;
Пожарный вертолет весь день кружил над лесом
Друзья поссорились
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУИРОВАТЬ ГИПОТЕЗЫЗадание «Найди возможную причину события».Задания, направленные на определение причин событий, так же могут

Слайд 6РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Одним из самых важных умений исследователя является умение

задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы. В процессе исследования,

Слайд 7ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ
Задание «Вопрос машине времени»
Детям предлагается задать

3 самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, другой из будущего.
Задание «Вопросы незнакомца»
«Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и т.д). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?


ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫЗадание «Вопрос машине времени»Детям предлагается задать 3 самых необычных вопроса машине времени:

Слайд 8РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
Тесно связано со способностью давать определения понятиям умение классифицировать.

Чем лучше организовано человеческое мышление, тем более оно адаптировано к среде.
С помощью классификации люди не только упорядочивают воспринятые для них блоки, но и преобразовывают конктретные наблюдения в абстрактные категории.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ Тесно связано со способностью давать определения понятиям умение классифицировать. Чем лучше организовано человеческое мышление,

Слайд 9ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
Приведем пример решения задачи классифицирования одних и

тех же предметов по разным основаниям.
Берем слова: яблоко, клен, слон, дуб, мышь, самолет, банан, яхта, апельсин, сосна, автомобиль. Можно предложить следующие варианты их классификации.
Категориальное объединение:
яблоко, банан, апельсин – фрукты;
клен, дуб, сосна – деревья;
слон, мышь, собака – животные;
самолет, яхта, автомобиль – транспорт.
Функциональное объединение:
яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль – предметы потребления;
клен, слон, дуб, мышь, собака, сосна – живые существа, поддерживающие равновесие в природе.


ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬПриведем пример решения задачи классифицирования одних и тех же предметов по разным основаниям.

Слайд 10РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ПАРАДОКСАМИ
Понятие «парадокс» тесно связано в

нашем сознании с научными открытиями. Парадоксом называют утверждение, резко расходящиеся с общепринятыми, установившимися мнениями или эмпирическими наблюдениями. В современном более узком значении парадокс – это два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются аргументы, представляющиеся вполне убедительными.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ РАБОТЫ С ПАРАДОКСАМИ Понятие «парадокс» тесно связано в нашем сознании с научными открытиями.

Слайд 11 РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение можно без преувеличения отнести к самым

популярным и самым доступным методам исследования. В науке наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Наблюдение связано с такой чертой личности, как наблюдательность. Ее еще называют сестрой внимательности. Внимательность – это сплав внимательности и мышления.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдение можно без преувеличения отнести

Слайд 12ЗАДАНИЕ И УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
Задание «Описание предмета»
Поставим перед

детьми какую-нибудь любимую из их вещей. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и другое. Лучше если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче.
Вместе рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем закрыть детям глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.
ЗАДАНИЕ И УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИЗадание «Описание предмета»Поставим перед детьми какую-нибудь любимую из их вещей.

Слайд 13РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
». Эксперимент - важнейший из методов исследования,

используется он практически во всех науках и от исследовательского поиска неотделим. В отличие от наблюдения, лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ». Эксперимент - важнейший из методов исследования, используется он практически во всех науках

Слайд 14ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Эксперимент « Измерение объема капли»
Самый простой способ – капля падает

в емкость известного объема . Другой способ – на аптечных весах определяем , сколько капель в одном грамме. Затем грамм поделим на количество капель и получим вес одной капли, а следовательно, сможем вычислить ее объем в литрах.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕЭксперимент « Измерение объема капли»Самый простой способ – капля падает в емкость известного объема . Другой

Слайд 15РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Понятия в мышлении не

выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящие из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить, значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение – одна из основных форм логического мышления.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДЫПонятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой.

Слайд 16ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДЫ
Задание

«Проверить правильность умозаключений»
«Все деревья имеют ствол и ветви. Клен имеет ствол и ветви Следовательно, клен – дерево»
«Настоящие мужчины играют в хоккей. Максим играет в хоккей. Следовательно, Максим – настоящий мужчина»
«Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые, следовательно идет дождь»
ЗАДАНИЕ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВЫСКАЗЫВАТЬ СУЖДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДЫ Задание «Проверить правильность умозаключений»«Все деревья имеют ствол

Слайд 17РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С МЕТАФОРАМИ
Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое

уподобление, образное сложение слов на базе их переносного значения. Аристотель называл метафору отличительным признаком гения. Он считал способность к образованию хороших метафор тождественной способности распознавать сходство.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С МЕТАФОРАМИМетафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сложение слов на базе

Слайд 18ЗАДАНИЯ ПО РАБОТЕ С МЕТАФОРАМИ
Задание «Объясни значение выражения»
Возьмем несколько несложных распространенных

пословиц и изречений и проведем коллективную беседу с детьми о том, что они означают.
Без труда не выловишь рыбку из пруда
Всяк кулик свое болото хвалит
Всякому овощу свое время
В тесноте, да не в обиде
Глаза страшатся, а руки делают
Дома и стены помогают
ЗАДАНИЯ ПО РАБОТЕ С МЕТАФОРАМИЗадание «Объясни значение выражения»Возьмем несколько несложных распространенных пословиц и изречений и проведем коллективную

Слайд 19ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫ
Всем известно, что уметь писать отчеты о

своих исследованиях очень важно. Научный текст - ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения или обрывы нитей, дыры, не пропечатанный или плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления исследователя. Написание текстов с изложением результатов собственных исследований – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ УМЕНИЮ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТЫВсем известно, что уметь писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Научный текст

Слайд 20КАК СОЗДАЮТСЯ ТЕОРИИ
Слово «теория» происходит от греческого «theoria» - рассмотрение, исследование.

Так называют систему основных идей, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
КАК СОЗДАЮТСЯ ТЕОРИИСлово «теория» происходит от греческого «theoria» - рассмотрение, исследование. Так называют систему основных идей, дающее

Слайд 21ВЫВОД:
Для успешного получения знаний и их обработки необходимы изучение таких категорий

как: создание теорий, составление метафор, умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы и так далее. Без этих компонентов обучение никак не сможет дальше продолжаться, так как это основа всего обучения младших школьников.
ВЫВОД:Для успешного получения знаний и их обработки необходимы изучение таких категорий как: создание теорий, составление метафор, умение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть