Слайд 1
Экологическое образование и воспитание младших школьников .
Радионова Наталья Викторовна учитель начальных
классов МБОУ СОШ №8 х. Чернышева
Слайд 2 В настоящее время экологическое образование и воспитание
в начальной школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Экологическое воспитание – проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Актуальность темы
Слайд 3 Младший школьный возраст – этап формирования этих основ.
Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Слайд 4 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил
этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.
Слайд 5Задачи экологического воспитания
Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов предполагает решение
ряда задач:
— расширение экологических знаний;
— повышение экологической культуры;
— развитие потребностей гармоничного общения с природой;
— обогащение кругозора детей;
— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
— привитие бережного отношения и любви к природе.
Слайд 6 Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей
работе информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии. В начальной школе игровые технологии - очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия, формируя умения и навыки непроизвольно. Мы с детьми с удовольствием ходим на прогулку под общим названием «По тропинке в лес пойдём»
Слайд 7Отдых на природе - увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный, полезный.
На свежем воздухе ребята читают стихи о природе, сами загадывают загадки или отвечают на вопросы учителя. Все вместе играем в подвижные игры, рассматриваем насекомых, птиц, растения, учимся наблюдать и сравнивать. Во время прогулок мы наблюдаем за зимующими птицами, рассматриваем следы на снегу, что интересно и поучительно. Пребывание детей на свежем воздухе и движение полезно для здоровья. Это важный этап в формировании здорового образа жизни младших школьников.
Слайд 10Экологические экскурсии
Сафари- парк
Кавказский биосферный заповедник
Слайд 12 Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время
получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции. В одной из таких акций наши ребята тоже в прошлом году приняли участие. Эта акция называлась «Первоцвет 2017», «Сохраним первоцветы».
Слайд 16На уроках, классных часах и во внеурочной деятельности очень часто применяю
занимательный материал: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы загадок, рисунков на различные темы. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. Для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми, предлагаю такие вопросы:
Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца. Как вы поступите? Почему?
На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?
Слайд 17Вместе с ребятами мы разработали «Правила юных друзей природы»:
Не ломай деревья
и кустарники, не ломай травянистые растения;
Не сбивай грибы, даже несъедобные;
Не обрывай паутину, не убивай паучков;
Не распугивай птичьи стаи;
Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;
Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;
Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.
Слайд 18Понимая природу, мы можем сохранить её для потомков, которые будут радоваться
чистым озёрам, густым лесам, цветущим лугам – всему прекрасному разнообразию нашего мира.