Презентация, доклад на тему Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Содержание

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитанияобщество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного,

Слайд 1Реализация программы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы
22222222

Реализация программы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка  и литературы 22222222

Слайд 2Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания
общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных

людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.
нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Актуальность проблемы  духовно-нравственного воспитанияобщество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями,

Слайд 3

Мой друг! Вступая в этот мир,
Такой огромный и мятежный,
Ты должен очень стойким быть
И в то же время – добрым, нежным.
Ты дружбу научись ценить.
Будь сам надёжным, верным другом,
Способным слабых защитить.
Добро к тебе вернётся кругом.
Умей сдержать себя, когда
Кричать так хочется от гнева.
И мимо бедных не пройди
Сумей им дать кусочек хлеба.
Цени людей не по одёжке,
Не по тугому кошельку.
Трудом преодолей дорожку,
Что к славы приведет венку.
Стремись познать как можно больше
И знанья в пользу обернуть,
Чтоб на закате своей жизни
Было бы на что взглянуть.



Слайд 4Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм. Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и зло


Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда

Общечеловеческие ценностиЛюбовь к материПатриотизм. Любовь к Родине Свобода волиДобро и зло Самовоспитание ДобродетельСовестьНадежда

Слайд 5Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые

человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа;
2) церковный.

Словарь С.И. Ожегова
Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение

Слайд 6Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира,

но в современном обществе культура пользования языком засорена средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим особое внимание следует уделять предметам гуманитарного цикла, в частности, урокам русского языка и литературы. Именно мы, учителя-словесники, можем «проникнуть» в душу ребенка и добраться до самого потаенного уголка.
Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности ребенка.
Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном обществе культура пользования

Слайд 7До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение

русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл.

О правде
Не с ветру говорится, что лгать не годится.
Что знается, то и скажется.
Из черного не сделаешь белого.
Честный правды не боится.
Неправдой жить – людей смешить.
Правду водой не зальешь, огнем не сожжешь.
В правде люди помогают, а за неправду – карают.
О дружбе.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Новых друзей наживай, но и старых не забывай.
Для милого дружка и сережка из ушка.
Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.
С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.
С кем поведешься, от того и наберешься.

До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря

Слайд 8

Примерные задания
. Прочитай пословицы, объясни их смысл. Спиши пословицы, правильно напиши не с глаголами
(Не) бойся работы, пусть она тебя боится (чувашская).
Без долины гор (не) бывает, без Родины мужчины нет (казахская).
Человек без человека (не) обойдётся (татарская).
(Не) превращай свой язык в мельницу, всё равно муки (не) будет (татарская).

Прочитай уральские пословицы. На какие группы их можно разделить? Почему? Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Не) бойся р_боты – пу_ть она тебя боит_ся. Коли р_ботат_, неохота, (не) спорит_ся р_бота. Угол_щ_к (не) стыдит_ся ч_рного л_ца. Кто на р_боту ш_гат_ упирает_ся, пус_т_ по д_бру от нас убирает_ся. Не всё годит_ся, что г_в_рит_ся. Ремесло не языком держит_ся, а делом.

Примерные

Слайд 9Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся

(сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся темы, развивающие личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности.
Примерные темы сочинений
1.Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…»?
2.Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
3.Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?
4.Что значит идти дорогой чести?
5.Победы или поражения помогают человеку найти себя?
6. Какие ошибки могут изменить жизненный путь человека?
7. Как Вы понимаете утверждение А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
8.Согласны ли Вы с утверждением Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
.9«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (А. Сент-Экзюпери.) 1 Трудно (легко) ли быть настоящим другом?
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить учащимся

Слайд 10Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости

к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие — дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов.

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время

Слайд 11Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще

всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда

Слайд 12 Два друга долгое время шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один сгоряча дал пощёчину другому. Последний почувствовал боль, но ничего не сказал, только написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощёчину».
Через много дней они нашли оазис с водоёмом, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь».
Тогда друг спросил его:
- Когда я обидел тебя, ты написал на песке, а теперь пишешь на камне. Почему?
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть. Но когда кто-либо делает что-то хорошее нам, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не мог стереть, - ответил другой.
Мораль: научись писать обиды на песке и высекать радости на камне, оставь немного времени для жизни! И пусть тебе легко и светло…

Два друга долгое время шли по пустыне.    Однажды они поспорили, и один сгоряча

Слайд 13Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Велика роль и литературы. Она всегда носила

нравственно – православный идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
 Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций и роль учителя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло, непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературыВелика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература

Слайд 14Примеры произведений., которые затронули детскую душу
Например, в 7 классе ребята знакомятся

с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это произведение вызвало массу различных чувств у учеников: от жалости до негодования. Учащиеся бурно обсуждали проблему отношения людей к животным, и ни один из них не остался равнодушным. Они искренне сочувствовали этой бедной несчастной собачке. Это доказало то, что наши дети способны сочувствовать не только людям, но и животным.
Примеры произведений., которые затронули детскую душуНапример, в 7 классе ребята знакомятся с рассказом Л. Андреева «Кусака». Это

Слайд 16Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они

затрагивают такие проблемы как честь, совесть, чувство собственного достоинства, самопожертвование, семейные ценности. В процессе изучения этих произведений учащиеся бурно обсуждали поступки главных героев и во многом дети были не согласны с тем, герои ведут себя по отношению к другим людям.
Все эти рассказы напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как они затрагивают такие проблемы как честь, совесть,

Слайд 17

Таким образом, можем сделать вывод, что в руках у учителя-словесника находится

очень мощное средство – слово. На каждом уроке русского языка и литературы, используя разные методы и приемы, формы урока, мы обращаемся к особо актуальной теме духовно-нравственного воспитания. Учителя русского языка и литературы занимают очень важное место в формировании личности. От того, какой дидактический материал мы подберем и будет зависеть достучимся мы к душе ребенка или нет. В этом нам помогут и пословицы, и крылатые выражения, высказывания известных людей, и , конечно же, литература, где каждый урок или его фрагмент направлен на воспитание духовно-нравственных качеств.
Таким образом, можем сделать вывод, что в руках у учителя-словесника находится очень мощное средство – слово. На

Слайд 18 Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо

понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.
Совесть - это закон добра в душе человека.
Л.Н. Толстой
Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что

Слайд 19Спасибо
За
Внимание!

Спасибо ЗаВнимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть