Выживает
не самый сильный,
не самый умный,
а тот, кто готов
изменяться…
Ч. Дарвин
Слайд 3На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального
образования стоит ряд вопросов.
Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 4Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников
по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.
Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария.
Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 5Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий,
работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
Примерно половина молодых людей в Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством учебных профессий.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 6Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран.
3-4 дня в неделю на предприятии ведется практическое обучение, а теория специальности преподается 1-2 дня в неделю в профессиональной школе. Срок обучения – от 2 до 3,5 лет.
Более 80% ученических мест предоставляют малые и средние фирмы. Благодаря наличию дуальной системы доля молодых людей, не имеющих профессии или ученического места, в Германии сравнительно невелика: всего 4,2 % среди тех, кому от 15 до 19 лет.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 7Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных -
7,8%. Если же говорить об уровне безработицы среди молодежи до 25 лет, то в Германии это 7%, в Греции - 45%, в Испании - 43%, в Словакии - 33%, во Франции - 30%. Таким образом, цифры ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения.
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию ремесленников и рабочих. Профобучение – это начало карьеры, дающей возможность при дальнейшей учебе стать мастером.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 8ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Общепризнанным лидером в данном вопросе, по праву, считается Германия. Система
профессионального образования Германии проверена жизнью и является образцом я всего Европейского Союза.
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон предприятий, работников, государства. Для молодых людей Германии дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свои труды денежные вознаграждения, а после его окончания работу, к которой хорошо подготовлены
Слайд 9ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении»
и «Ремесленное положение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.), то есть каждое седьмое предприятие. Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Миинистерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.
Слайд 10ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании
которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Дуальная система обеспечивает плановое вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой.
Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
Слайд 11Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой
Для предприятия дуальное
образование-это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки
Слайд 12Поражает сумма инвестиций в систему дуального образования в Германии! Для многих
предприятий Германии дуальное образование стало незыблемым элементом обеспечения подрастающими резервами. Активная деятельность, которую предприятия проявляют в этой области, многообразна, обширна и неослабна: ежегодно заключаются около полумиллиона договоров о предоставлении профессионального образования и инвестируется ежегодно около 28млрд евро, наряду следующими 27 млрд., идущими на меры повышения квалификации в стенах предприятий.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 13Сэндвич-программа или дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении
с периодами производственной деятельности. Для обучающихся предусмотрена ежемесячная оплата. Учебные заведения также на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение. Государство при этом компенсирует путем различных выплат около 30% затрат предприятия на профессиональное обучение!
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 14ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что
она:
Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.
Слайд 15ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает
не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
Слайд 16ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но
и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.
Слайд 17Что же готовится в нашей Республике на сегодня для перехода на
дуальную систему обучения. У нас созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки перехода на дуальную систему обучения. В каждой области уже имеются положительные примеры работы по дуальной системе. Внедряется опыт не только Германии но и Швеции, Норвегии и др. стран.
Однако, на сегодня пока нет готовности со стороны индустрии, предприятий и сельского хозяйства.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 18Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:
понятие «кооперативное обучение» как
одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;
новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.
Слайд 19Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка
работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 20Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры
точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно коллежское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 21Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с
бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 22Визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в ФРГ в феврале текущего года дал мощный толчок для практической реализации внедрения дуальной системы образования.
К примеру, в Астане подписаны трехсторонние Договора о социальном партнерстве в рамках внедрения дуальной
системы обучения в компаниях АО «Самрук-Қазына».
По поручению Главы государства Фондом национального благосостояния определен перечень базовых предприятий и разработан пошаговый план внедрения дуальной модели подготовки специалистов, тем самым был создан прецедент по созданию дуальной системы в Казахстане.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 23ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Комплекс принятых мер включает: внедрение системы дуального образования, эффективно совмещающего
изучение теоретической базы с активным практическим освоением современных производственных технологий, модернизация 16 корпортивных учебных центров, создание корпоративных стандартов по долгосрочному трудовых ресурсов, включая полный перечень профессий и специальностей, формирование единых профессиональных стандартов отраслевых квалификационных рамок.
Слайд 24В Усть – Каменогорске состоялся ІІІ Республиканский форум «Опыт работы по
внедрению дуальной системы обучения в ТИПО», на котором состоялось подписание меморандумов по подготовке спецалистов для различнх областей экономики Казахстана.
В работе форума приняла участие Правительская делегация в составе министров: труда и социальной защиты – Тамара Дюсеновой, образования и науки Аслана Саринжапова, а возглавила комиссию заместитель Премьер-Министра Гульшара Абдыкаликова.
Приняые на форуме рекомендации лягут в основу внедрения дуальной системы обучения в ТИПО.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 25В Мажилисе состоялись парламентские слушания на тему: "О качестве и перспективах
подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики". Организатором публичных дебатов выступил Комитет Палаты по социально-культурному развитию. В обсуждении актуальных вопросов подготовки кадров для отраслей экономики приняли участие депутаты Парламента, представители Правительства, Национальной палаты предпринимателей, ряда регионов, а также учреждений образования, предприятий, неправительственных организаций, зарубежные гости. К собравшимся с приветственным словом обратился Председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 26ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Повышение качества человеческих ресурсов – задача не только системы образования.
Здесь необходимы совместные усилия государства, науки, бизнеса, каждого работодателя и каждого казахстанца, – сказал Кабибулла Джакупов. Председатель Мажилиса также отметил, что необходимо создавать все условия, в первую очередь, правовые, для того, чтобы казахстанцы получали достойное образование, были профессионалами своего дела, могли конкурировать на равных в любой точке мира и уверенно смотреть в будущее. Системные проблемы сферы образования озвучила заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева.
Слайд 27ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Одна из них – массовая коммерциализация образования, которая приводит к
тому, что на первом месте оказываются вопросы прибыли, а не качества образования. Отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами, – сказала Д.Назарбаева.
Кроме того, по словам вице-спикера Мажилиса, не менее важной проблемой выступает то, что содержание обучения не меняется годами, продолжается подготовка по невостребованным профессиям и специальностям.Президент нашей страны подчеркнул, что профессиональное техническое и высшее образование должно ориентироваться, в первую очередь, на удовлетворение текущих и перспективных потребностей в экономики специалистов…
Слайд 28ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Но нет реальной картины о состоянии рынка труда, о количестве
рабочих по разрядам, нет качественных данных о самозанятых, формирование госзаказа идет по текущим вакансиям, которые уже в ходе учебы становятся неактуальными. С такими вещами мириться невозможно, – отметила Дарига Назарбаева. В центре внимания участников парламентских слушаний оказались также механизмы преодоления сложившегося на рынке труда дисбаланса, трудоустройство выпускников, недостаточное участие работодателей в подготовке кадров, невысокое качество профтехобразования, низкий имидж технических профессий, отсутствие качественной профориентации и др.
Слайд 29Как было отмечено, все это сказывается на дефиците квалифицированных кадров, особенно
на новых производствах. Дефицит кадров имеется в машиностроении, горнодобывающей, нефтегазовой, нефтехимической отраслях. Достаточно сложное положение с кадрами в сельском хозяйстве. А это – стратегическая отрасль, имеющая серьезный экспортный потенциал. В сельском хозяйстве занято более 2 млн. человек и только 40% имеют специальное образование, – отметил в своем выступлении депутат Мажилиса, руководитель временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний Валихан Бишимбаев.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 30ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Кроме того, по мнению мажилисмена, преобразование лицеев в колледжи только
усугубило ряд проблем. Соединение начального и среднего профессионального образования привело к сокращению подготовки по рабочим профессиям. Результаты социологического опроса показывают, что практически вся молодежь ориентирована на высшее образование. Это связано с недостатком профориентации в школах и отсутствием в обществе пропаганды человека труда с рабочей профессией, – сказал В.Бишимбаев. Говоря о дисбалансе на рынке труда, Министр образования и науки Аслан Саринжипов отметил, что при значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке.
Слайд 31ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В качестве предложения была высказана необходимость системными мерами обеспечить переток
обучающейся молодежи южных областей в трудодефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. Решение проблемы оторванности подготовки кадров от потребностей рынка труда видится в развитии дуального обучения. В качестве одной из лучшей моделей дуальной системы ТиПО была названа немецкая, которая охватывает 1,5 млн.человек. В Казахстане же, по данным министра, только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям с охватом 44 тыс. обучающихся.
Слайд 32ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Зарубежным опытом подготовки кадров, а также обеспечением качества в высшем
образовании поделился генеральный директор Германского аккредитационного агентства ASIN Иринг Вассер.
Об отечественном опыте взаимодействия производства и профтеучреждений рассказал аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. В регионе для обеспечения полноценного прохождения производственной практики и возможного трудоустройства заключаются договора с предприятиями. В 2012 учебном году было подписано 504 договора, в 2013 году их число достигло 590.
Слайд 33ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Партнерство дало свои позитивные результаты: за последние три года число
студентов, обучающихся за счет предприятий, возросло с 52-х до 227-и. Однако мы намерены углублять взаимодействие учебных заведений и предприятий региона. Сегодня внедряются элементы дуальной системы обучения в 8-и колледжах по 11-ти специальностям. С нового учебного года планируется внедрение элементов дуальной системы обучения еще в 7-ми колледжах, – сказал А.Айдарбаев. Для улучшения же взаимодействия глава региона считает необходимым выработать механизмы стимулирования сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса с учебными заведениями. Данную работу целесообразно проводить совместными усилиями Министерства образования и науки и Национальной палаты предпринимателей, которая точно знает потребности бизнеса в квалифицированных кадрах.
Слайд 34ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
О перспективах взаимодействия государства и бизнеса в подготовке квалифицированных кадров
рассказал Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов. Директор Геологоразведочного колледжа г. Семея Марал Альмуханов поделился своими предложениями выхода из кризисного состояния профтехобразования. Среди них – введение принципа независимого оценивания конечных результатов профессионального образования, одним из которых должно быть количество трудоустроенных выпускников.
Своим видением взаимодействия предприятий и учреждений образования поделился начальник отдела кадров Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения Дмитрий Гусак. В частности, Д.Гусак поднял вопросы несоответствия программ подготовки в колледжах уровню развития предприятия, возобновления практики обязательной отработки на предприятии по полученной специальности и др.
Слайд 35ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Не менее злободневной темой, которая особенно волнует депутатский корпус, стала
низкая заработная плата мастеров производственного обучения. Участники парламентских слушаний в целях повышения качества подготовки профессиональных кадров отметили необходимость внесения соответствующих законодательных поправок. С учетом обозначенных проблем, высказанных предложений были выработаны конкретные Рекомендации, доработка которых поручена временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний.
Слайд 36ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выступление Министра образования и науки Республики Казахстан Саринжипова А.Б. на
парламентских слушаниях 16 мая 2014 года. Сегодня в 130 вузах и в 849 колледжах обучаются свыше миллиона человек (1086,1 тыс.). Ежегодно 300 тысяч выпускников (2012 – 264 тыс., 2013 – 309 тыс.) выходят на рынок труда (103 тыс. по госзаказу). Большинство из них – 80% после вуза и 67% после колледжа – трудоустраиваются в первый год по профессии. Только за последние три года бюджетные средства на техническое и профессиональное образование увеличены почти в 2 раза (2010 – 52,9 млрд. тг.; 2013 – 91 млрд. тг.). В 6 раз увеличены средства на оснащение мастерских в колледжах (2010 – 896 млн. тг., 2013 – 5,5 млрд. тг). Внедряется дуальная система. Создаются современные учебные заведения и новые модели управления. В результате трудоустройство выпускников по специальности увеличилось на 10%.
Слайд 37ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Один из острых примеров – сельское хозяйство, где при подготовке
11 тыс. специалистов в прошлом году, снижение занятости составило почти 53 тыс. Рынок сегодня не формирует заказ на кадры ни по количеству, ни по качеству. В 2013 г. в экономике республики были заняты 8,5 млн. человек. При этом 25% рабочих мест в стране не требовали никакой квалификации, тогда как в странах ЕС – не более 10%. Из созданных в рамках ФИИР рабочих мест 30% также не требовали квалификации. Из 117 849 предприятий только 0,03% имеют учебные центры. Это очень тревожные цифры и они свидетельствуют о низкой технологичности производства или неправильной аттестации работодателями рабочих мест.
Слайд 38ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для решения этой проблемы необходимо детализировать методику определения потребности в
кадрах Минтруда и создать базу востребованных профессий с указанием зарплаты и других данных. Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в т.ч. малого и среднего бизнеса, создания соответствующей инфраструктуры. Внутри республики сложились системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов. При значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке.
В этой связи необходимо системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудо-дефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. В ином случае, тенденции роста диспропорций в течение ближайших 5 лет усилят демографическое давление.
Слайд 39ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
По результатам подготовки кадров для ГПФИИР 2010-2014: обучено в 4
раза больше проектной потребности, нанято на работу в 2 раза меньше проектной потребности. Для кадрового обеспечения ГПФИИР на 2010-2014 гг. госзаказ на подготовку кадров ТиПО увеличен с 36 до 43%. Госзаказом охвачены 100% технических колледжей. В результате подготовки кадров с учетом проектной потребности ГПФИИР – 92 тыс., фактически были приняты на работу лишь 52 тыс. работников. 320 тыс. выпускников остались невостребованными. Остается низким имидж системы ТиПО среди молодежи. По результатам соцопроса выявлено, что более 90% школьников не планируют поступать в систему ТиПО. 17% студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью.
Слайд 40ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Одна из причин – отсутствие качественной профориентации. Почти 50% из
числа опрошенных школьников отметили необходимость в помощи при выборе своей профессии. В результате отсутствия полноценной профориентации и отрыва подготовки кадров с потребностями рынка труда выпускники вынуждены затрачивать дополнительные средства и время для переучивания. В результате на подготовку инженера, отвечающего квалификационным требованиям предприятия, уходит дополнительно до 5 лет. В ином случае выпускники вынуждены искать работу, не требующую квалификации, либо оставаться безработными. Одним из решений данного вопроса является развитие дуального обучения, широко распространенная в 60 промышленно развитых странах.
Слайд 41Предложения:
• Законодательно закрепить обязательства предприятий, преференций в рамках дуального обучения.
•
Обеспечить учебным заведениям, внедряющим дуальное обучение, максимальную самостоятельность при разработке совместно с работодателями учебных планов, программ.
• Каждому учебному заведению определить специальность и базовое предприятие, по которым будет внедряться дуальное обучение.
• Разработать план поэтапного внедрения проекта дуального обучения с указанием сроков реализации.
• Создать центр повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, по отраслевому принципу.
• Обязательно проводить регистрацию и мониторинг контрактов между обучающимися и предприятием, органом по оценке квалификации выпускников для последующей их сертификации.
• Проводить регулярный рейтинг среди предприятий, участвующих в дуальной системе обучения нашей области.
Слайд 42Закон РК «Об Образовании»
Статья 32. Техническое и профессиональное образование
Дополнение по инициативе
GIZ
Пункт 3 В качестве одной из форм организации образовательного процесса в учебных заведениях технического и профессионального образования может вводится кооперативное обучение
Статья 43 Компетенция организаций образования
Дополнение по инициативе GIZ
Пункт 3, 18 подпункт Внедрение кооперативного обучения
Слайд 43Статья 45-1. Социальное партнерство в области профессионального образования
Дополнение по инициативе GIZ
3
пункт Социальное партнерство в учебных заведениях системы ТиПО (колледжах) может быть реализовано посредством внедрения кооперативного обучения с заключением трехстороннего договора (Учебное заведение-предприятие-студент). Министерство Образования и Науки по согласованию с Министерством Труда и Социальной Защиты Населения, основываясь на принципе совместной ответственности государства и экономики, определяют правила по внедрению кооперативного обучения