Презентация, доклад на тему Дуальное обучение

Содержание

Выживает не самый сильный,

Слайд 1


Слайд 2

Выживает
не самый сильный,
не самый умный,
а тот, кто готов
изменяться…
Ч. Дарвин

Выживает

Слайд 3На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального

образования стоит ряд вопросов.
Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они

Слайд 4Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников

по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы технического и профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся.
Данная система успешно используется в таких странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария.
Дуальная модель - это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Основной проблемой в системе ТиПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников по своей специальности. Сейчас проводится модернизация

Слайд 5Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий,

работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.
Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены.
Примерно половина молодых людей в Германии после школы приобретают в рамках дуальной системы одну из 350 официально признанных государством учебных профессий.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это

Слайд 6Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран.

3-4 дня в неделю на предприятии ведется практическое обучение, а теория специальности преподается 1-2 дня в неделю в профессиональной школе. Срок обучения – от 2 до 3,5 лет.
Более 80% ученических мест предоставляют малые и средние фирмы. Благодаря наличию дуальной системы доля молодых людей, не имеющих профессии или ученического места, в Германии сравнительно невелика: всего 4,2 % среди тех, кому от 15 до 19 лет.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Обучение профессии отличается от чисто школьного профобучения, характерного для многих стран. 3-4 дня в неделю на предприятии

Слайд 7Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных -

7,8%. Если же говорить об уровне безработицы среди молодежи до 25 лет, то в Германии это 7%, в Греции - 45%, в Испании - 43%, в Словакии - 33%, во Франции - 30%. Таким образом, цифры ясно показывают преимущества немецкой дуальной системы обучения.
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию ремесленников и рабочих. Профобучение – это начало карьеры, дающей возможность при дальнейшей учебе стать мастером.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Что касается уровня безработицы в Германии, то среднее количество безработных - 7,8%. Если же говорить об уровне

Слайд 8ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Общепризнанным лидером в данном вопросе, по праву, считается Германия. Система

профессионального образования Германии проверена жизнью и является образцом я всего Европейского Союза.
Высокая жизнеспособность и надежность дуальной системы, видимо, объясняется тем, что она отвечает кровным интересам всех участвующих в ней сторон предприятий, работников, государства. Для молодых людей Германии дуальное обучение это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свои труды денежные вознаграждения, а после его окончания работу, к которой хорошо подготовлены
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕОбщепризнанным лидером в данном вопросе, по праву, считается Германия. Система профессионального образования Германии проверена жизнью и

Слайд 9ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
На федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении»

и «Ремесленное положение», которые регулируют взаимоотношения учащегося с предприятием и образовательным учреждением. Закон этот также определяет, какие предприятия могут участвовать в программе (из 3,6 млн предприятий Германии в программе профессионального обучения задействовано 500 тыс.), то есть каждое седьмое предприятие. Согласно Закону, положения о подготовке специалистов принимаются сторонами тарифных переговоров, то есть организациями работодателей и работников наемного труда и затем вводятся в действие на федеральном уровне компетентным министром (как правило, министром экономики). Миинистерство труда в свою очередь разрабатывает «Положение об обучении», регламентирующее экзаменационные требования.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕНа федеральном уровне в Германии принят Закон «О профессиональном обучении» и «Ремесленное положение», которые регулируют взаимоотношения

Слайд 10ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Общая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании

которого Министерства образования и науки ФРГ взаимодействуют с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Дуальная система обеспечивает плановое вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой.
Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕОбщая идеология сотрудничества определяется Федеральным институтом профессионального образования, на основании которого Министерства образования и науки ФРГ

Слайд 11Дуальная  система  предоставляет  прекрасные  возможности  для  управления  собственной  карьерой
Для предприятия дуальное

образование-это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки
Дуальная  система  предоставляет  прекрасные  возможности  для  управления  собственной  карьеройДля предприятия дуальное образование-это возможность подготовить для себя кадры

Слайд 12Поражает сумма инвестиций в систему дуального образования в Германии! Для многих

предприятий Германии дуальное образование стало незыблемым элементом обеспечения подрастающими резервами. Активная деятельность, которую предприятия проявляют в этой области, многообразна, обширна и неослабна: ежегодно заключаются около полумиллиона договоров о предоставлении профессионального образования и инвестируется ежегодно около 28млрд евро, наряду следующими 27 млрд., идущими на меры повышения квалификации в стенах предприятий.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Поражает сумма инвестиций в систему дуального образования в Германии! Для многих предприятий Германии дуальное образование стало незыблемым

Слайд 13Сэндвич-программа или дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении

с периодами производственной деятельности. Для обучающихся предусмотрена ежемесячная оплата. Учебные заведения также на равноправной основе сотрудничают с предприятиями, на базе которых осуществляется производственное или практическое обучение. Государство при этом компенсирует путем различных выплат около 30% затрат предприятия на профессиональное обучение!

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Сэндвич-программа или дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Для обучающихся

Слайд 14ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что

она:

Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.
Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕК неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников,

Слайд 15ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает

не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.
В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕВ-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами,

Слайд 16ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но

и владеть всеми новшествами на производстве.
В-шестых, снижается нагрузка на бюджет. Часть затрат по профессиональному обучению несет предприятие.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕВ-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.В-шестых,

Слайд 17Что же готовится в нашей Республике на сегодня для перехода на

дуальную систему обучения. У нас созданы необходимые правовые и нормативные предпосылки перехода на дуальную систему обучения. В каждой области уже имеются положительные примеры работы по дуальной системе. Внедряется опыт не только Германии но и Швеции, Норвегии и др. стран.
Однако, на сегодня пока нет готовности со стороны индустрии, предприятий и сельского хозяйства.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Что же готовится в нашей Республике на сегодня для перехода на дуальную систему обучения. У нас созданы

Слайд 18Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:
понятие «кооперативное обучение» как

одной из форм организации подготовки кадров, основанной на ответственности государства, работодателей и учебных заведений. Практически аналог дуальной модели;
новая статья «Социальное партнерство в области профессионального образования». В ней определены основные направления взаимодействия работодателей в подготовке специалистов, организации профессиональной практики и их трудоустройстве, привлечения работодателей к процессу обучения специалистов с производства, оценке профессиональной подготовленности выпускников.
Первое. В Закон Республики Казахстан «Об образовании» введены:понятие «кооперативное обучение» как одной из форм организации подготовки кадров,

Слайд 19Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка

работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы сертификации квалификаций работников в отраслях.
В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Второе. Трудовым Кодексом Республики Казахстан предусмотрено создание Национальной квалификационной системы, разработка работодателями профессиональных стандартов, создание независимой системы

Слайд 20Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры

точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.
Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно коллежское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное

Слайд 21Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с

бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна

Слайд 22Визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в  ФРГ в феврале текущего года дал мощный толчок для практической реализации внедрения дуальной системы образования.
К примеру, в Астане подписаны трехсторонние Договора о социальном партнерстве в рамках внедрения дуальной

системы обучения в компаниях АО «Самрук-Қазына». 
По поручению Главы государства Фондом национального благосостояния  определен  перечень базовых предприятий  и  разработан пошаговый план внедрения дуальной модели подготовки специалистов, тем самым был создан прецедент по созданию дуальной системы в  Казахстане.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в  ФРГ в феврале текущего года дал мощный толчок для практической реализации внедрения дуальной системы образования.К примеру, в Астане подписаны трехсторонние Договора о социальном партнерстве в рамках внедрения дуальной системы обучения в компаниях АО «Самрук-Қазына». 

Слайд 23ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Комплекс принятых мер включает: внедрение системы дуального образования, эффективно совмещающего

изучение теоретической базы с активным практическим освоением современных производственных технологий, модернизация 16 корпортивных учебных центров, создание корпоративных стандартов по долгосрочному трудовых ресурсов, включая полный перечень профессий и специальностей, формирование единых профессиональных стандартов отраслевых квалификационных рамок.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕКомплекс принятых мер включает: внедрение системы дуального образования, эффективно совмещающего изучение теоретической базы с активным практическим

Слайд 24В Усть – Каменогорске состоялся ІІІ Республиканский форум «Опыт работы по

внедрению дуальной системы обучения в ТИПО», на котором состоялось подписание меморандумов по подготовке спецалистов для различнх областей экономики Казахстана.
В работе форума приняла участие Правительская делегация в составе министров: труда и социальной защиты – Тамара Дюсеновой, образования и науки Аслана Саринжапова, а возглавила комиссию заместитель Премьер-Министра Гульшара Абдыкаликова.
Приняые на форуме рекомендации лягут в основу внедрения дуальной системы обучения в ТИПО.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В Усть – Каменогорске состоялся ІІІ Республиканский форум «Опыт работы по внедрению дуальной системы обучения в ТИПО»,

Слайд 25В Мажилисе состоялись парламентские слушания на тему: "О качестве и перспективах

подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики". Организатором публичных дебатов выступил Комитет Палаты по социально-культурному развитию. В обсуждении актуальных вопросов подготовки кадров для отраслей экономики приняли участие депутаты Парламента, представители Правительства, Национальной палаты предпринимателей, ряда регионов, а также учреждений образования, предприятий, неправительственных организаций, зарубежные гости. К собравшимся с приветственным словом обратился Председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В Мажилисе состоялись парламентские слушания на тему:

Слайд 26ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Повышение качества человеческих ресурсов – задача не только системы образования.

Здесь необходимы совместные усилия государства, науки, бизнеса, каждого работодателя и каждого казахстанца, – сказал Кабибулла Джакупов. Председатель Мажилиса также отметил, что необходимо создавать все условия, в первую очередь, правовые, для того, чтобы казахстанцы получали достойное образование, были профессионалами своего дела, могли конкурировать на равных в любой точке мира и уверенно смотреть в будущее. Системные проблемы сферы образования озвучила заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕПовышение качества человеческих ресурсов – задача не только системы образования. Здесь необходимы совместные усилия государства, науки,

Слайд 27ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Одна из них – массовая коммерциализация образования, которая приводит к

тому, что на первом месте оказываются вопросы прибыли, а не качества образования. Отсюда и низкая мотивация обучающихся, которые предпочитают заплатить за курсовую, чем тратить время на ее написание. В колледжи и вузы часть молодежи идет не за знаниями, а за дипломами, – сказала Д.Назарбаева. Кроме того, по словам вице-спикера Мажилиса, не менее важной проблемой выступает то, что содержание обучения не меняется годами, продолжается подготовка по невостребованным профессиям и специальностям.Президент нашей страны подчеркнул, что профессиональное техническое и высшее образование должно ориентироваться, в первую очередь, на удовлетворение текущих и перспективных потребностей в экономики специалистов…
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕОдна из них – массовая коммерциализация образования, которая приводит к тому, что на первом месте оказываются

Слайд 28ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Но нет реальной картины о состоянии рынка труда, о количестве

рабочих по разрядам, нет качественных данных о самозанятых, формирование госзаказа идет по текущим вакансиям, которые уже в ходе учебы становятся неактуальными. С такими вещами мириться невозможно, – отметила Дарига Назарбаева. В центре внимания участников парламентских слушаний оказались также механизмы преодоления сложившегося на рынке труда дисбаланса, трудоустройство выпускников, недостаточное участие работодателей в подготовке кадров, невысокое качество профтехобразования, низкий имидж технических профессий, отсутствие качественной профориентации и др.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕНо нет реальной картины о состоянии рынка труда, о количестве рабочих по разрядам, нет качественных данных

Слайд 29Как было отмечено, все это сказывается на дефиците квалифицированных кадров, особенно

на новых производствах. Дефицит кадров имеется в машиностроении, горнодобывающей, нефтегазовой, нефтехимической отраслях. Достаточно сложное положение с кадрами в сельском хозяйстве. А это – стратегическая отрасль, имеющая серьезный экспортный потенциал. В сельском хозяйстве занято более 2 млн. человек и только 40% имеют специальное образование, – отметил в своем выступлении депутат Мажилиса, руководитель временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний Валихан Бишимбаев.

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Как было отмечено, все это сказывается на дефиците квалифицированных кадров, особенно на новых производствах. Дефицит кадров имеется

Слайд 30ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Кроме того, по мнению мажилисмена, преобразование лицеев в колледжи только

усугубило ряд проблем. Соединение начального и среднего профессионального образования привело к сокращению подготовки по рабочим профессиям. Результаты социологического опроса показывают, что практически вся молодежь ориентирована на высшее образование. Это связано с недостатком профориентации в школах и отсутствием в обществе пропаганды человека труда с рабочей профессией, – сказал В.Бишимбаев. Говоря о дисбалансе на рынке труда, Министр образования и науки Аслан Саринжипов отметил, что при значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕКроме того, по мнению мажилисмена, преобразование лицеев в колледжи только усугубило ряд проблем. Соединение начального и

Слайд 31ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
В качестве предложения была высказана необходимость системными мерами обеспечить переток

обучающейся молодежи южных областей в трудодефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. Решение проблемы оторванности подготовки кадров от потребностей рынка труда видится в развитии дуального обучения. В качестве одной из лучшей моделей дуальной системы ТиПО была названа немецкая, которая охватывает 1,5 млн.человек. В Казахстане же, по данным министра, только 176 колледжей внедряют отдельные элементы дуальной системы по 83 специальностям с охватом 44 тыс. обучающихся.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕВ качестве предложения была высказана необходимость системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудодефицитные

Слайд 32ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Зарубежным опытом подготовки кадров, а также обеспечением качества в высшем

образовании поделился генеральный директор Германского аккредитационного агентства ASIN Иринг Вассер. Об отечественном опыте взаимодействия производства и профтеучреждений рассказал аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. В регионе для обеспечения полноценного прохождения производственной практики и возможного трудоустройства заключаются договора с предприятиями. В 2012 учебном году было подписано 504 договора, в 2013 году их число достигло 590.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕЗарубежным опытом подготовки кадров, а также обеспечением качества в высшем образовании поделился генеральный директор Германского аккредитационного

Слайд 33ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Партнерство дало свои позитивные результаты: за последние три года число

студентов, обучающихся за счет предприятий, возросло с 52-х до 227-и. Однако мы намерены углублять взаимодействие учебных заведений и предприятий региона. Сегодня внедряются элементы дуальной системы обучения в 8-и колледжах по 11-ти специальностям. С нового учебного года планируется внедрение элементов дуальной системы обучения еще в 7-ми колледжах, – сказал А.Айдарбаев. Для улучшения же взаимодействия глава региона считает необходимым выработать механизмы стимулирования сотрудничества предприятий малого и среднего бизнеса с учебными заведениями. Данную работу целесообразно проводить совместными усилиями Министерства образования и науки и Национальной палаты предпринимателей, которая точно знает потребности бизнеса в квалифицированных кадрах.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕПартнерство дало свои позитивные результаты: за последние три года число студентов, обучающихся за счет предприятий, возросло

Слайд 34ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
О перспективах взаимодействия государства и бизнеса в подготовке квалифицированных кадров

рассказал Председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов. Директор Геологоразведочного колледжа г. Семея Марал Альмуханов поделился своими предложениями выхода из кризисного состояния профтехобразования. Среди них – введение принципа независимого оценивания конечных результатов профессионального образования, одним из которых должно быть количество трудоустроенных выпускников. Своим видением взаимодействия предприятий и учреждений образования поделился начальник отдела кадров Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственного объединения Дмитрий Гусак. В частности, Д.Гусак поднял вопросы несоответствия программ подготовки в колледжах уровню развития предприятия, возобновления практики обязательной отработки на предприятии по полученной специальности и др.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕО перспективах взаимодействия государства и бизнеса в подготовке квалифицированных кадров рассказал Председатель правления Национальной палаты предпринимателей

Слайд 35ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Не менее злободневной темой, которая особенно волнует депутатский корпус, стала

низкая заработная плата мастеров производственного обучения. Участники парламентских слушаний в целях повышения качества подготовки профессиональных кадров отметили необходимость внесения соответствующих законодательных поправок. С учетом обозначенных проблем, высказанных предложений были выработаны конкретные Рекомендации, доработка которых поручена временной специальной комиссии по подготовке и проведению парламентских слушаний.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕНе менее злободневной темой, которая особенно волнует депутатский корпус, стала низкая заработная плата мастеров производственного обучения.

Слайд 36ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выступление Министра образования и науки Республики Казахстан Саринжипова А.Б. на

парламентских слушаниях 16 мая 2014 года. Сегодня в 130 вузах и в 849 колледжах обучаются свыше миллиона человек (1086,1 тыс.). Ежегодно 300 тысяч выпускников (2012 – 264 тыс., 2013 – 309 тыс.) выходят на рынок труда (103 тыс. по госзаказу). Большинство из них – 80% после вуза и 67% после колледжа – трудоустраиваются в первый год по профессии. Только за последние три года бюджетные средства на техническое и профессиональное образование увеличены почти в 2 раза (2010 – 52,9 млрд. тг.; 2013 – 91 млрд. тг.). В 6 раз увеличены средства на оснащение мастерских в колледжах (2010 – 896 млн. тг., 2013 – 5,5 млрд. тг). Внедряется дуальная система. Создаются современные учебные заведения и новые модели управления. В результате трудоустройство выпускников по специальности увеличилось на 10%.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕВыступление Министра образования и науки Республики Казахстан Саринжипова А.Б. на парламентских слушаниях 16 мая 2014 года.

Слайд 37ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Один из острых примеров – сельское хозяйство, где при подготовке

11 тыс. специалистов в прошлом году, снижение занятости составило почти 53 тыс. Рынок сегодня не формирует заказ на кадры ни по количеству, ни по качеству. В 2013 г. в экономике республики были заняты 8,5 млн. человек. При этом 25% рабочих мест в стране не требовали никакой квалификации, тогда как в странах ЕС – не более 10%. Из созданных в рамках ФИИР рабочих мест 30% также не требовали квалификации. Из 117 849 предприятий только 0,03% имеют учебные центры. Это очень тревожные цифры и они свидетельствуют о низкой технологичности производства или неправильной аттестации работодателями рабочих мест.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕОдин из острых примеров – сельское хозяйство, где при подготовке 11 тыс. специалистов в прошлом году,

Слайд 38ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для решения этой проблемы необходимо детализировать методику определения потребности в

кадрах Минтруда и создать базу востребованных профессий с указанием зарплаты и других данных. Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в т.ч. малого и среднего бизнеса, создания соответствующей инфраструктуры. Внутри республики сложились системные региональные дисбалансы трудовых ресурсов. При значительном избытке трудовых ресурсов в южных областях, наблюдается острый недостаток человеческих ресурсов на севере и востоке.
В этой связи необходимо системными мерами обеспечить переток обучающейся молодежи южных областей в трудо-дефицитные регионы севера и востока по востребованным направлениям развития экономики и производства. В ином случае, тенденции роста диспропорций в течение ближайших 5 лет усилят демографическое давление.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕДля решения этой проблемы необходимо детализировать методику определения потребности в кадрах Минтруда и создать базу востребованных

Слайд 39ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
По результатам подготовки кадров для ГПФИИР 2010-2014: обучено в 4

раза больше проектной потребности, нанято на работу в 2 раза меньше проектной потребности. Для кадрового обеспечения ГПФИИР на 2010-2014 гг. госзаказ на подготовку кадров ТиПО увеличен с 36 до 43%. Госзаказом охвачены 100% технических колледжей. В результате подготовки кадров с учетом проектной потребности ГПФИИР – 92 тыс., фактически были приняты на работу лишь 52 тыс. работников. 320 тыс. выпускников остались невостребованными. Остается низким имидж системы ТиПО среди молодежи. По результатам соцопроса выявлено, что более 90% школьников не планируют поступать в систему ТиПО. 17% студентов ТиПО не связывают свое будущее с полученной специальностью.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕПо результатам подготовки кадров для ГПФИИР 2010-2014: обучено в 4 раза больше проектной потребности, нанято на

Слайд 40ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Одна из причин – отсутствие качественной профориентации. Почти 50% из

числа опрошенных школьников отметили необходимость в помощи при выборе своей профессии. В результате отсутствия полноценной профориентации и отрыва подготовки кадров с потребностями рынка труда выпускники вынуждены затрачивать дополнительные средства и время для переучивания. В результате на подготовку инженера, отвечающего квалификационным требованиям предприятия, уходит дополнительно до 5 лет. В ином случае выпускники вынуждены искать работу, не требующую квалификации, либо оставаться безработными. Одним из решений данного вопроса является развитие дуального обучения, широко распространенная в 60 промышленно развитых странах.
ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕОдна из причин – отсутствие качественной профориентации. Почти 50% из числа опрошенных школьников отметили необходимость в

Слайд 41Предложения:
• Законодательно закрепить обязательства предприятий, преференций в рамках дуального обучения.

Обеспечить учебным заведениям, внедряющим дуальное обучение, максимальную самостоятельность при разработке совместно с работодателями учебных планов, программ.
• Каждому учебному заведению определить специальность и базовое предприятие, по которым будет внедряться дуальное обучение.
• Разработать план поэтапного внедрения проекта дуального обучения с указанием сроков реализации.
• Создать центр повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения, по отраслевому принципу.
• Обязательно проводить регистрацию и мониторинг контрактов между обучающимися и предприятием, органом по оценке квалификации выпускников для последующей их сертификации.
• Проводить регулярный рейтинг среди предприятий, участвующих в дуальной системе обучения нашей области.
Предложения:• Законодательно закрепить обязательства предприятий, преференций  в рамках дуального обучения.• Обеспечить учебным заведениям, внедряющим дуальное обучение,

Слайд 42Закон РК «Об Образовании»
Статья 32. Техническое и профессиональное образование
Дополнение по инициативе

GIZ
Пункт 3 В качестве одной из форм организации образовательного процесса в учебных заведениях технического и профессионального образования может вводится кооперативное обучение
Статья 43 Компетенция организаций образования
Дополнение по инициативе GIZ
Пункт 3, 18 подпункт Внедрение кооперативного обучения
Закон РК «Об Образовании»Статья 32. Техническое и профессиональное образованиеДополнение по инициативе GIZПункт 3 В качестве одной из

Слайд 43Статья 45-1. Социальное партнерство в области профессионального образования
Дополнение по инициативе GIZ
3

пункт Социальное партнерство в учебных заведениях системы ТиПО (колледжах) может быть реализовано посредством внедрения кооперативного обучения с заключением трехстороннего договора (Учебное заведение-предприятие-студент). Министерство Образования и Науки по согласованию с Министерством Труда и Социальной Защиты Населения, основываясь на принципе совместной ответственности государства и экономики, определяют правила по внедрению кооперативного обучения
Статья 45-1. Социальное партнерство в области профессионального образованияДополнение по инициативе GIZ3 пункт Социальное партнерство в учебных заведениях

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть