Слайд 1Педагогическая культура
на современном этапе развития
Подготовила :
Быковникова В.В.
Слайд 2Не тот учитель,
кто получает воспитание и
образование учителя, а тот,
у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л. Толстой
Слайд 3Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все
в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.
К.Д. УШИНСКИЙ
Слайд 4В настоящее время психолого-педагогическая культура педагога очень важна. Это объясняется рядом
причин: кризисной социально-экономической ситуацией в обществе, поиском новых путей воспитания и обучения, а также общей неудовлетворенностью процессом образования и уровнем воспитания молодого поколения.
Слайд 5Система ценностей, принятых педагогом, определяет его личностную и профессиональную позицию и
проявляется в его этических и психологических установках. Среди них наиболее важными являются следующие:
отношение к обучающимся: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность обучающихся, на выявление творческого потенциала каждого ученика;
отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие самоуправления, на коллективное творчество, соблюдение традиций и норм коллективной жизни;
отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личный рост и самоанализ.
Слайд 6
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для
того, чтобы научиться самому.
М. Монтень
Слайд 7Педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей
полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.
Слайд 8Развитость всех компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение
учителя, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только по показателям его соответствия профессиональной этике, но и по показателям концептуальности, индивидуального стиля и креативности.
Слайд 9Высокая педагогическая культура рассматривается в качестве основополагающей характеристики личности, деятельности и
педагогического общения учителя. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личных достижений учителя в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры. В связи с этим необходимо выявить у учителя соответстствующего уровня педагогической культуры, существенными показателями которой предлагается считать:
гуманистическую педагогическую позицию преподавателя по отношению к обучающимся и его способность быть воспитателем;
психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;
образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;
опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;
культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Слайд 10Педагогическая культура - это характеристика целостной личности педагога, поэтому ее развитие
- реальный процесс движения профессиональной личности педагога к новому качественному состоянию.
Высокий уровень педагогической культуры - это всегда индивидуально-творческий уровень. Современные исследования обнаруживают, что такой уровень обеспечивается достаточно новой разновидностью педагогической культуры.
Слайд 11Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить
тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Для понимания сущности педагогической культуры важен каждый из представленных философских подходов. Так, аксиологический подход позволяет определить ценности, на которые ориентируется педагогика как наука о воспитании; деятельностный - исследовать сущность, средства и способы педагогической деятельности, обеспечивающей реализацию этих ценностей; личностный - выявить актуальные свойства личности педагога-профессионала как саморазвивающегося субъекта воспитательных отношений и педагогической деятельности.
Слайд 15Кто-то из мудрецов сказал? Я думаю, что труд педагога сравним с
пламенем костра, горящим в ночи. Это пламя и освещает, разгоняя холодную темноту ночи, и согревает нуждающегося в тепле, и дает возможность приготовить пищу и утолить голод. А разве учитель пламенем своего сердца и разума не разгоняет мрак незнания и невежества? Разве наставник не согревает нас теплом души своей, в час, когда вера в свои силы покидает нас? Разве педагог не дает нам в руки знания, применив которые мы сможем добыть себе пищу для души и тела? Ярко горит костер, негромко потрескивая, и тысячи искр разлетаются во все стороны, взлетая выше костра, породившего их и освещая большее пространство, нежели сам костер. Но разве зажглись бы эти искорки светом и внутренней силой, если бы пламя не отдало бы им часть своего тепла и энергии? И разве не так разлетаются ученики, подобные маленьким искоркам, чтобы, попав в благоприятные условия, окрепнув, дать начало еще одному костру…