Слайд 2Воспитание
общественное отношение, в котором одни
люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности
Слайд 3Процесс воспитания
сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной
деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями
Слайд 4Система воспитания
совокупность методов и приемов, посредством которых осуществляется процесс формирования личности
Слайд 5Коллектив
(от лат. colligere - собирать)
любая организация, группа людей
(на заводе, в цехе, бригаде, УПО,
студенческой группе и т.д.)
высокий уровень развития группы
Слайд 6Коллектив
группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и
совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи
Слайд 7
коллектив
малая
группа
малая
группа
малая
группа
малая
группа
Малая группа – небольшое по размеру объединение
людей, связанных непосредственным взаимодействием
Слайд 8Классификация групп
формальные
неформальные
временные
стабильные
Слайд 9Основные признаки коллектива
объединение людей во имя достижения определенной социально одобряемой цели
добровольность объединения
целостность — это система делительности, совместной с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления
коллектив — особая форма взаимопонимания между людьми, которая обеспечивает признак развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива
Слайд 10Стадии развития коллектива
Макаренко:
1. педагог как субъект управления
2. характеризуется тем, что педагог
начинает опираться на актив
3. субъектом управления выступает коллектив
Слайд 11Стадии развития коллектива
Ковалев:
Стадия первичного синтеза
Члены группы знакомятся друг с другом, с
руководством. Начинается адаптация людей к условиям труда, руководителю, его требованиям и друг к другу. Руководитель объясняет задачи, которые необходимо решать, он пока единоличник
Стадия дифференциации
Знакомство людей, определение актива и пассива, четкое очерчивание функций людей, руководитель опирается на актив
Стадия вторичного синтеза
Общность установок, интересов. Субъектом управления является коллектив, вся группа
Слайд 12Параметры для оценки развития группы (Ушанский)
нравственная направленность
группы
подготовленность группы
организационное единство группы
психологическая
коммуникативность
Слайд 13Классификация групп
номинальная группа
ассоциация
кооперация
корпорация
коллектив
Слайд 14Фазы развития коллектива (А.В.Петровский)
адаптация личности в коллективе
индивидуализация
интеграция
личности в коллективе
Слайд 15Функции коллектива
включение личности в высокоэффективную полезную деятельность (общественную)
вовлечение в общественно-политическую
жизнь общества, привлечение к участию в управлении
нравственное воспитание личности, а в отдельных случаях - перевоспитание
функция создания для личности психологии комфорта
Слайд 16Структура коллектива
формальное лидерство
роли
нормы
статус
состав
Слайд 17На установление дружеских отношений между людьми влияют
личностные характеристики взаимодействующих
частота встреч,
а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем
успешное функционирование коллектива
наличие одной цели
широкое участие всех членов коллектива в принятии решения
Слайд 18Основные признаки развитого коллектива
идейная общность
сплоченность членов коллектива на основе общественно значимых
целей деятельности
взаимная требовательность и ответственность
управляемость
устойчивость
взаимопомощь
обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива
Слайд 19
Студент (от лат. studens — стремящийся к чему-либо, интересующийся чем-либо)
Слайд 20Студент как человек определенного возраста и как личность характеризуется с трех
сторон:
психологической (направленность, темперамент, характер, способности)
социальной (общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе)
биологической (тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост)
Слайд 21Показатель воспитанности
общественная направленность, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности
Слайд 22Виды направленности
«на себя» (быть здоровым, жить весело, развлекаться)
«на объект» (наличие интересного дела, увлеченность занятием)
«на других людей» (желание помочь окружающим, наличие друзей)
Слайд 23Инструкция для кураторов Томского технологического института, утверждена в
1903 г. Императором Николаем
II
«ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, … а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, … в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир»
Слайд 24Изменения в системе образования для студента
организационные
методические
содержательные
в целях и направлениях
в качестве
«территории»
в профессиональном самоопределении
потребность участия в экономической, политической и общественной жизни общества
Слайд 25Основные задачи классного руководителя
организация воспитывающей и развивающей деятельности
организация и развитие
коллектива
помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей
Слайд 26Задачи взаимодействия классного руководителя с учащимися и их родителями
социальные
диагностическо
– этические
нравственные
индивидуально- практические
Слайд 27Функции классного руководителя
диагностирующая
коммуникативная
воспитательная
проектирующая
организационно - деятельностная
развивающая
методическая
стимулирующая
оценивающая
охранно-защитная
корректирующая
Слайд 28Качества и способности
классного руководителя
профессионально - значимые качества, способности, умения,
навыки
всесторонность, гармоничность и целостность развития
положительная Я-концепция (твердая уверенность в
импонировании другим людям; уверенность в способности
к тому или иному виду деятельности; чувство собственной значимости )
любовь к людям, умение общаться с ними, доверие,
понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность,
искренность во взаимоотношениях
высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние,
чувство юмора, находчивость
твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила
воли, самоотдача
разнообразие эмоциональной жизни
высокий уровень развития всех психических свойств:
восприятия, воображения, памяти и т. д.
Слайд 29Знания классного руководителя
знания особенностей развития
личности и детского
коллектива
психолого -педагогические
знания
общие знания (из разных
областей жизнедеятельности
человека)
Слайд 30Умения и навыки классного руководителя
диагностические
проектировочные
практические
оценочные
рефлексивные
Слайд 31Педагогические способности классного руководителя
дидактические
перцептивные (профессиональная зоркость,
педагогическая
интуиция)
суггестивные (способности к внушению,
заключающиеся в силе непосредственного
волевого влияния на воспитанника)
коммуникативные
экспрессивные
выразительные
эмоциональная устойчивость
способность владеть собой
оптимистическое прогнозирование
креативные (способность к творчеству)
научно – познавательные
Слайд 32Критерии эффективности воспитательной
работы со школьным ученическим коллективом
уровень организации коллектива в учебной
и внеучебной работе
уровень учебной мотивации
разнообразная и интересная внеучебная жизнь
постоянный рост уровня воспитанности
уровень развития коллектива
степень развития сотрудничества с классным руководителем
контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе
глубина и серьезность работы с трудными учащимися
комфортность и защищенность каждого воспитанника
Слайд 33Критерии эффективности воспитательной
работы с ученическим коллективом
упорядоченность жизнедеятельности коллектива училища (взаимосвязь
учебной и внеучебной деятельности, скоординированность воспитательных воздействий, их необходимость и достаточность, разумное размещение в пространстве и во времени)
обогащенность педагогов новыми знаниями, умениями, навыками и арсеналом средств педагогического воздействия
количество и качество новизны в учебно-воспитательном процессе
эмоциональная насыщенность жизни училища в сочетании с разумной деловитостью
Слайд 34Критерии эффективности воспитательной
работы с ученическим коллективом
творческое содружество педагогов и
учащихся, взаимное обогащение
педагогического и ученического коллективов
достаточная степень приближенности
реальных ценностей учащихся к идейно-
нравственным ценностям общества
самочувствие учащихся и педагогов в
училище, коллективе, удовлетворение
личностных, социальных ожиданий, чувство
собственного достоинства учащихся
подготовленность выпускников к труду и
интеграции в обществе, их
конкурентоспособность
Слайд 35Успехов в воспитательной работе!