Слайд 1Дорога в длиною жизнь
Работа ученицы 6класса МБОУ Майской СОШ им
Е.Л . Чистякова Артемьевой Саши
Руководитель учитель якутского языка Черкашина М.В.
Слайд 2Актуальность: данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый человек должен знать
свою историю своих предков, людей живущих рядом с нами. Без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего. Мы дети можем многому научится узнать у живых свидетелей историческое прошлое.
Слайд 3Цель моей работы: Изучить биографию моей бабушки Картузовой Тамары Петровны
Задачи:
-сбор, обработка
материалов о семье Картузовой Тамары Петровны;
-составление генеалогического древа семьи Картузовых;
- сохранение живых воспоминаний моей бабушки;
-передать собранный материал Новопокровскому музею хлебопашества;
Слайд 4Гипотеза: исходя из целей и задач , Бабушка Тамара прожила трудную,
но интересную жизнь и мы можем нашей бабушкой гордится.
Слайд 5Мою бабушку зовут Картузова Тамара Петровна.
Родилась Тамара Петровна 20 декабря
1928 года в селе Амга в семье Расторгуевых Петра и Анны. В семье было шестеро детей: три сына и три дочки. Моя бабушка была пятым ребенком в семье.
Слайд 6Как вспоминает моя бабушка про свою жизнь: « Вдоволь мне пришлось
хлебнуть сиротской доли… » Ей не было и трех лет, как она потеряла мать. Они остались с отцом.
Отец был все время занят работой и дома старшие дети смотрели за маленькими. Из воспоминаний моей бабушки:: «Едва мне исполнилось четыре года, вовсю начала хозяйничать дома: присматривала за братишкой, прибиралась дома, ставила самовар к ужину».
Слайд 7Тамара Петровна ходила в школу и закончила три класса в Амге.
В 1942 году ей исполнилось четырнадцать лет и бабушка пошла работать в колхоз «Победа» разнорабочим. Работа была тяжёлая в колхозе.
Слайд 8Такими словами она вспоминает те годы войны:
«В 1943 – м
– это засушливый год из всех самых страшных был – на человека полагался лимит – несколько килограмм зерна. Коров по селу было мало, основная часть молока от кормилиц уходила на погашение продналога. В чем только душа не держалось , не люди ходили – скелеты обтянутые кожей… »
Слайд 9В 1951 году вышла замуж за моего дедушку Картузова Аркадия Ивановича.
Лихой танкист, участник Великой Отечественной войны сделал Тамаре Петровне предложение. Дедушка жил в селе Покровка, работал трактористом. Аркадий Иванович был высокий, красивый, смелый.
Моя бабушка родила шестерых детей: одного мальчика и пятерых девочек.
Слайд 10Первые годы семейной жизни бабушка с дедушкой переезжали в разные районы
Якутии.
Оймякон , 1954 год – Тамара Петровна работала почтальоном. «Бегала, как сказано в стихах, «с толстой сумкой на ремне» , по три километра туда – сюда, 60 градусный мороз! »
1975 году работала Хандыге в аэропорту прачкой.
Вернувшись в 1957 году в село Покровка , бабушка стала работать санитаркой в Майской участковой больнице. В 1986 году перевелась работать уборщицей в детские ясли. Работала бабушка до 1986 года. Она проработала почти 44 года, если не считать перерывы в работе, связанные с рождением детей.
Слайд 11Моя мама Аграфена Аркадьевна – работает воспитателем первой категории детском саду
в селе Покровка
Светлана Аркадьевна – работает г. Алдан учитель математики высшей категории
Людмила Аркадьевна – до выхода на заслуженный отдых работала начальником Почты в с. Покровка
Александра Аркадьевна – до выхода на заслуженный отдых работала экономистом.
Екатерина Аркадьевна – получила образование штукатура – облицовщика в городе Ленинград.
Слайд 12У моей бабушки Тамары Петровны шестнадцать внуков, двадцать правнуков и одна
праправнучка, ее зовут Зарина, ей скоро исполнится 5 лет. И мы являемся очень дружной и крепкой семьей когда-то построенной дорогой, частички жизни нашей любимой бабушкой…
Слайд 13Бабушка – человек, живущий по праведным жизненным принципам. Я горжусь
этим и люблю свою бабушку. В народе говорят, «только праведники могут дожить до праправнуков». «Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали ».
Слайд 20 Заключение
Данная работа позволила узнать и рассказать о
моей бабушке, а так же показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени. Работа развивает интерес к истории семьи, воспитывает уважение к людям, подарившим нам мирное время. Беседуя с моей бабушкой , я узнала , как она пережила то трудное время. Самое главное я поняла, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла — мы их внуки, и правнуки. И связь поколений никогда не прервется.
В заключении хочу сказать, чтобы бабушка моя жила и жила…