Презентация, доклад на тему Для педагогов по профилактике суицидального поведения среди студентов

Содержание

Суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и

Слайд 1 Для педагогов по профилактике суицидального поведения среди студентов  

Синькова Наталия Евгеньевна, педагог-психолог

«Жить стоит.
Не уничтожай свою Жизнь!» Мать Тереза

Для  педагогов  по профилактике суицидального поведения среди студентов   

Слайд 2Суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после

онкологических болезней и заболеваний сердца).
В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и в 10–20 раз большее их число совершит суицидальные попытки.
По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст.
Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.
В России, за последние 6–7 лет, частота суицидов составила 19–20 случаев на 100 тысяч подростков.
Средний показатель в мире — 7 случаев на 100 тысяч.
Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.
По результатам психологического исследования студентов 1-2 курсов, приблизительно 14% - эмоционально неустойчивы, изменчивы, поддаются чувствам.
Суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В

Слайд 3Каждый человек, а подросток особенно остро, в силу своих возрастных особенностей

встречается
с проблемами трех «Н»:
непреодолимость трудностей,
нескончаемость несчастья,
непереносимость тоски и одиночества.
И как следствие, начинается внутренняя борьба с тремя «Б»: беспомощностью,
бессилием
и безнадежностью.

В процессе этой борьбы он может прийти к выводу о том, что он ни на что не годен, и вынести себе смертельный приговор.

Каждый человек, а подросток особенно остро, в силу своих возрастных особенностей встречается с проблемами трех «Н»: непреодолимость

Слайд 4ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА:
Потери:
- Разрыв романтических отношении

- Смерть любимого человека
- Смерть домашнего животного
- Потеря работы
- Потеря «лица»
- Развод родителей
Давления
  - Давление в техникуме со стороны преподавателей
- Давление со стороны сверстников, в т.ч., буллинг.
- Давление родителей
Низкая самооценка 
- Физическая непривлекательность
- Не успешность в обучении
Недостаток общения
Бесперспективность и безнадежность
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА:Потери:    - Разрыв романтических отношении    - Смерть любимого человека

Слайд 5ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ,
ПРОВОЦИРУЮЩИЕ РИСК РАЗВИТИЯ
КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ
Изменение места обучения в

течение учебного года или смена двух или более техникумов за весь период обучения
Недавняя перемена места жительства
Стойкое отвержение сверстниками
Разрыв отношений с близким другом, парнем / девушкой
Неприятности с законом, унижение, физическое или сексуальное насилие
Негативная стигматизация со стороны окружающих (позорные клички, прозвища)
Чувство стыда, связанное с нежелательной беременностью, раскрытием факта мастурбации или гомосексуальных контактов
Неудачные попытки стать лидером или удержать позицию лидера
ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ РИСК РАЗВИТИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙИзменение места обучения в течение учебного года или смена двух

Слайд 6ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ РИСК РАЗВИТИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.
Резкое снижение социального или

материального статуса родителей
Тяжелое заболевание близких родственников или самого студента
Распад семейного очага (развод, измены, сожительство)
Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи
Неполная семья
Высокий уровень требований и санкций в отношении студента наряду с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей
Алкоголизм или наркомания родителей,
асоциальная семья
Недавняя смерть близкого родственника
Наличие в семье психически больных
Суициды родственников
ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ РИСК РАЗВИТИЯ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ.Резкое снижение социального или материального статуса родителейТяжелое заболевание близких родственников

Слайд 7
НАЛИЧИЕ СУИДАЛЬНЫХ ЗНАКОВ.
Стремление к изоляции, уединению, подавленность
Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, озлобленность
Потеря интереса

к увлечениям, спорту, развлечениям
Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса, или обжорство
Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного
Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены
Резкое изменение стиля поведения и способов общения
Стремление к рискованным действиям
Частые случаи травматизма
Употребление наркотиков, алкоголя
Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти
Изображение темы смерти в собственной творческой продукции
Прямые или косвенные высказывания о возможности
суицидальных действий (жизнь надоела, скорее бы все закончилось, вам без меня будет лучше и т.п.)
Символическое прощание обучающегося с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение дел в порядок и т.п.)
Смена аватара или ник - имени в социальных сетях Интернета
Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.).
Суицидальные попытки в прошлом
НАЛИЧИЕ СУИДАЛЬНЫХ ЗНАКОВ.Стремление к изоляции, уединению, подавленностьВозбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, озлобленностьПотеря интереса к увлечениям, спорту, развлечениямНерегулярный прием пищи

Слайд 8ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

ТИПЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Слайд 9Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает:
в вечернее, ночное и утреннее время, когда

люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями и переживаниями;
в период «пиков возрастной суицидальности» (между 11-12, 15-16, 17 - 24, 40 - 50 годами);
в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в коллективах и т. д.;
больше самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы,
«пиком сезонной суицидальности» является май, самое малое число суицидов бывает в декабре.
Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает: в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются

Слайд 10Группа риска подростков, склонных к суициду:
–Отличники, т. к. к ним все

предъявляют повышенные требования. К тому же эти студенты редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.
–Студенты, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и преподавателей.
–Студенты, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить.
–Студенты с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в роду или ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертатном (периоде полового созревания).

Группа риска подростков, склонных к суициду:–Отличники, т. к. к ним все предъявляют повышенные требования. К тому же

Слайд 11Характерные черты суицидальных личностей
–Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.
–Депрессивное настроение, часто

с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном.
–Может присутствовать зависимость от наркотиков или алкоголя.
–Чувство изоляции, отверженности; их депрессия может быть вызвана уходом из семьи и лишением систем поддержки.
–Ощущение безнадежности и беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством.
–Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве.
–Они считают, что лучше не станет «никогда». Их речь и мысли полны обобщений и фатальны: «жизнь ужасна», «всем все равно».

Характерные черты суицидальных личностей –Настойчивые или повторные мысли о самоубийстве.–Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности,

Слайд 12ПРИЗНАКИ:

ПРИЗНАКИ:

Слайд 13СОЧЕТАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ГОТОВЯЩЕМСЯ СУИЦИДЕ:

Приведение своих дел в порядок —

раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Письменные указания (в письмах, записках, дневнике)
или словесные указания или угрозы.
Вспышки гнева у импульсивных подростков.
Потеря близкого человека, дома, за которыми
следуют вышеперечисленные признаки.
Бессонница.

СОЧЕТАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ О ГОТОВЯЩЕМСЯ СУИЦИДЕ:Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог

Слайд 14 КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ.
ШАГ 1. СПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ

ПРЯМО:
«Тебе так плохо, что не хочется жить?
( Хочется покончить с собой?)»
«Думаешь ли ты о самоубийстве?»,
"Чувствовал ли ты что-либо подобное ранее?»,
«Пытался ли ты раньше покончить с собой?»,
«Как ты собираешься совершить самоубийство?»,
«Есть ли у тебя для этого средства?»

КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ.  ШАГ 1. СПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ ПРЯМО:«Тебе так плохо, что

Слайд 15ШАГ 2. ЗАДАТЬ «ОСНОВНОЙ ВОПРОС»
«Что должно произойти, чтобы ты этого не

сделал?»
«Что именно должно случиться, чтобы ты отказался от своих намерений?»
«При каком условии
ты останешься жить?»

ШАГ 2. ЗАДАТЬ «ОСНОВНОЙ ВОПРОС»«Что должно произойти, чтобы ты этого не сделал?»«Что именно должно случиться, чтобы ты

Слайд 16ШАГ 3. ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ
«Давай договоримся. Я попробую помочь тебе получить желаемое.

А ты обещай мне, пока мы с тобой будем общаться, ничего с собой не делать».
Вариант: «Я не могу обещать, что…
Но я могу … поговорить с … и т.д.»
Еще лучше заключить письменный договор с ребенком.

ШАГ 3. ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ«Давай договоримся. Я попробую помочь тебе получить желаемое. А ты обещай мне, пока мы

Слайд 17ШАГ 1. СПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ ПРЯМО

ШАГ 2. ЗАДАТЬ «ОСНОВНОЙ ВОПРОС»

ШАГ 3.

ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ

СХЕМА:

1. Удалось ли задать вопрос партнеру о наличии желания покончить с собой, какие были при этом трудности (если были)?
2. Какие затруднения (если таковые были) вызвала необходимость задать «основной» вопрос?
3. Какие эмоции и мысли были у «рассказчика» в начале выполнения упражнения и после того, как были заданы два вышеназванных вопроса?
4. Насколько, по мнению участников, после выполнения упражнения возросла их готовность к общению с обучающимися с признаками суицидального риска?

ШАГ 1. СПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ ПРЯМОШАГ 2. ЗАДАТЬ «ОСНОВНОЙ ВОПРОС»ШАГ 3. ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ СХЕМА:1. Удалось ли задать

Слайд 18Что взрослый может сделать, чтобы ребенок не покончил жизнь самоубийством?
Личный пример.
Формирование

установки на совладание с кризисной ситуацией, продолжение «борьбы».(Сказки: о двух лягушках)
Научить ребенка любить самого себя и заботиться о себе.
Сформировать установку на отстаивание своих прав, на самоуважение.
Научить детей конструктивно выражать гнев и агрессию.
Помочь ребенку иметь «поле» для самореализации.
Формировать у ребенка умение переносить одиночество.
Научить его с радостью помогать другим.

УКРЕПЛЕНИЕ АНТИСУИЦИДАЛЬНЫХ МОТИВОВ

Что взрослый может сделать, чтобы ребенок не покончил жизнь самоубийством?Личный пример.Формирование установки на совладание с кризисной ситуацией,

Слайд 19Упражнение «Самоценность» Цель:  позитивизация Я-концепции
Я
Б
Т
М
М
С
Г
красивая
Готовность помочь
добрая

Упражнение «Самоценность»  Цель:  позитивизация Я-концепции ЯБТММСГкрасиваяГотовность помочьдобрая

Слайд 20АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФРАЗЫ

Жизнь — это тайна, разгадай ее.
Жизнь — это трагедия, выдержи

ее.
Жизнь — это приключение, решись на него.
Жизнь — это жизнь, спаси ее!
Жизнь — это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит.
Не уничтожай свою Жизнь!
Мать Тереза

АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФРАЗЫЖизнь — это тайна, разгадай ее.Жизнь — это трагедия, выдержи ее.Жизнь — это приключение, решись на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть