Презентация, доклад на тему Дидактическая система И. Ф. Гербарта

Содержание

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. Школа в этот период

Слайд 1И. Ф. Гербарт
(1776-1841)

Выполнила:Жаринова А.А.

И. Ф. Гербарт(1776-1841)Выполнила:Жаринова А.А.

Слайд 2 Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших

стран Западной Европы и США в такую стадию общественно-экономических отношений, которая потребовала научного и технического перевооружения производства и совершенствования социальных институтов. Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Конец XIX – начало XX в. отмечены вступлением крупнейших стран Западной Европы и США в

Слайд 3Дидактическая система И. Ф. Гербарта (1776— 1841). Развитие массовой начальной и

средней школы привело к созданию универсальной дидактической концепции немецкого педагога в единстве философского, теоретического и методического обоснования особенностей организации учебного процесса. Система И. Ф. Гербарта стала классическим примером авторитарной педагогики, построенной на основе взаимодействия учителя (как субъекта) и ученика (как объекта учебного процесса), и оказала глубокое влияние на развитие педагогической теории и практики, в том числе и в сфере дидактики.
Антрополого-педагогическая концепция И. Ф. Гербарта строилась на признании человека как природного, социального и культурного существа в единстве этих компонентов.
Дидактическая система И. Ф. Гербарта (1776— 1841). Развитие массовой начальной и средней школы привело к созданию универсальной

Слайд 4И. Ф. Гербарт дал новую трактовку цели воспитания и обучения как

«восхождения человека к человечеству» посредством проявления своей «всеобщности» и «уникальности» (необходимые и возможные цели). Он научно обосновал идею единства процесса освоения системы сведений об окружающем мире — «материальное образование» и развитие индивидуальных познавательных способностей ученика — «формальное образование» на основе развития интересов учеников.
И. Ф. Гербарт дал новую трактовку цели воспитания и обучения как «восхождения человека к человечеству» посредством проявления

Слайд 5 Учебные предметы И. Ф. Гербарт разделил на две группы:

натуралистические — познание природы;
• историко-философские — познание человечества.
Связующим звеном в ходе преподавания этих предметов выступает религия. Поэтому школа И. Ф. Гербарта была ориентирована на целенаправленную передачу подрастающему поколению духовного опыта человечества, которая способствовала развитию познавательных сил и способностей каждого ученика.

Учебные предметы И. Ф. Гербарт разделил на две группы:• натуралистические — познание природы;• историко-философские —

Слайд 6Теория И. Ф. Гербарта строилась на признании определенной самостоятельности и активности

ученика, которое базируется на пробуждении и целенаправленном укреплении его интересов, в следующей логике:
• «описание» на основе расширения опыта детей посредством наблюдения за объективным миром природы и социума;
• «аналитическое обучение» как разъяснение, уточнение и исправление выраженных учеником идей.
Данная последовательность представляет собой «синтетический способ обучения». В свою очередь выделяются конкретные обучающие ступени, на которых задействованы различных психические функции ребенка, а именно:
• ассоциация — происходит мобилизация памяти и ассоциативного мышления;
• система — мышление начинает работать на уровне обобщения;
• метод — происходит мобилизация различных познавательных процессов в их единстве посредством выполнения разнообразных заданий-задач.

Теория И. Ф. Гербарта строилась на признании определенной самостоятельности и активности ученика, которое базируется на пробуждении и

Слайд 7И. Ф. Гербарт различал три вида обучения:
• описательное — выявляющее опыт

ребенка и дополняющее его на основе предоставления и заучивания соответствующего учебного материала;
• аналитическое —нацелено на разложение всех представлений об окружающем на отдельные элементы в зависимости от их специфики;
• синтетическое — применяющееся в старшем возрастном периоде и учитывающее необходимость обобщения и синтеза всей освоенной детьми информации.
Реализация подобной системы опиралась на разделение процесса воспитания на три направления:
• управление, которое было призвано подавить «дикую резвость», свойственную детям, отвлечь их от беспорядка и нарушений дисциплины посредством активного использования следующих средств: угрозы, надзора, приказаний и запрещений, авторитета и любви к учителю;
• обучение — как основное средство воспитания (воспитывающее обучение), строящееся на основе развития интересов детей в рамках работы основных типов школ — элементарной, городской и гимназии;
• нравственное воспитание — как основа развития личности ребенка.

И. Ф. Гербарт различал три вида обучения:• описательное — выявляющее опыт ребенка и дополняющее его на основе

Слайд 8Гербартарианская концепция, связанная с целенаправленным формированием прежде всего культуры мышления, была

направлена на жесткую установку необходимости управления процессом формирования личности извне. Именно учителю принадлежала ведущая роль в учебном процессе, что приводило к авторитаризму и регламентации в образовании, ограничивало активность и самостоятельность воспитанников,
Гербартарианская концепция, связанная с целенаправленным формированием прежде всего культуры мышления, была направлена на жесткую установку необходимости управления

Слайд 9Педагогическая наука начала XX в. во многом явилась продолжением оформления классических

теоретических оснований в образовании, с одной стороны, а с другой — осмысления и реализации новейших научных теорий, провозгласивших новое понимание сущности человека, веру в прогресс и торжество разума и свободы.

Педагогическая наука начала XX в. во многом явилась продолжением оформления классических теоретических оснований в образовании, с одной

Слайд 10В этот исторический период в большинстве школ западноевропейских государств господствовал догматический

способ обучения, что способствовало возникновению реформаторской педагогики начала XX в. Это был период «золотого века» альтернативного образования (Г. Рерс, В. Флитнер и др.). Г. Шаррельман в работе «Трудовая школа» представил характеристику новой школы как воспитывающего жизненного пространства и опытного поля для ребенка.

В этот исторический период в большинстве школ западноевропейских государств господствовал догматический способ обучения, что способствовало возникновению реформаторской

Слайд 11Альтернативная организация новой школы предусматривала изменение содержания, методов обучения, пробуждение детских

интересов в процессе обучения, более естественного процесса познания.
Отличительные особенности новой дидактики :
• интегрированный, культуросообразный, социоориентирован-ный, целостный подход к учебным предметам;
• применение дидактических материалов в учебном процессе; организация группового и индивидуального процесса обучения; использование нетрадиционных методов обучения: игры, диалога, учебной беседы, тренингов, прогулок и экскурсий, дискуссий, свободного общения, самостоятельной работы детей;
• отказ от авторитаризма в процессе обучения, но ориентировка на детскую индивидуальность, самоконтроль, обеспечение комфортного психологического климата в детском коллективе, создание развивающего жизненного пространства;
• творческая свобода учителя.

Альтернативная организация новой школы предусматривала изменение содержания, методов обучения, пробуждение детских интересов в процессе обучения, более естественного

Слайд 12В контексте реформаторской педагогики значительное место занимают школы труда. Идея трудовой

школы основывалась на признании полезности детского труда в формировании нравственных качеств ребенка, а впоследствии на основе педагогических воззрений И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори труд рассматривали как социоориентирующий фактор.
Теоретическое обоснование и практическая реализация идеи школы труда принадлежат немецкому педагогу Г. Кершенштейнеру (1854— 1932). В трактате «Понятие трудовой школы» он показал, что с раннего возраста ребенок проявляет активность, творчество, а с приходом в школу «исчезают дела, охватывавшие все детское существо, исчезает реальность дома, мастерской, кухни, хлева, сада, поля. Исчезает производительная деятельность; новый чуждый мир с сотней загадок и непонятными целями и требованиями предстает перед ребенком». Поэтому необходимо осуществлять непрерывное развитие жизненной активности.
Основным дидактическим приемом являлась модель непрерывного обучения, состоящая из логических шагов. Первый шаг связан с постановкой проблемы, вызывающей поиск ее решения. Вопросы учащихся — это второй логический шаг, но «важнейшим является третий шаг, когда ученик не принимает любое возникшее в его голове предположение, а пытается его критически осмыслить. Это требует самостоятельности и приверженности к истине и достигается не без мучительного труда». Завершающий шаг — самоконтроль качества собственного продукта труда, а также анализ причин допущенных ошибок.
В контексте реформаторской педагогики значительное место занимают школы труда. Идея трудовой школы основывалась на признании полезности детского

Слайд 13Иным направлением в оформлении концепции школы труда являлось построение школы на

основе «свободной духовной деятельности».Этот принцип в центр педагогического процесса ставил ученика. Гаудига отмечал- «свободно действующий ученик не нуждается во внешнем толчке, стимулировании его "сил", не нуждается в путевождении, ибо в состоянии сам найти путь к решению задачи».
Характерная особенность модели школы труда противопоставление книжным знаниям традиционной школы активной, свободной деятельности детей в процессе их творческо-трудовой работы. С. И. Гессен утверждал: «Смысл трудовой школы состоит не в том, чтобы свести всякий умственный труд к физическому, но в том, чтобы всякий труд сделать источником целостного развития личности.
Иным направлением в оформлении концепции школы труда являлось построение школы на основе «свободной духовной деятельности».Этот принцип в

Слайд 14Инициатором интересного опыта организации трудового образования в России явился С.Т.Шацкий (1878—1934),

основавший необычные воспитательные учреждения — общества «Сетле-мент» и «Детский труд и отдых», колонию «Бодрая жизнь», Опытную станцию, в которых решалась задача приучения детей к труду, знаниям и культуре посредством активной социальной деятельности.

Инициатором интересного опыта организации трудового образования в России явился С.Т.Шацкий (1878—1934), основавший необычные воспитательные учреждения — общества

Слайд 15Основным принципом организации воспитательной работы являлась направленность на совместную деятельность детей

и взрослых, где участники педагогического процесса могли знакомиться с социумом и особенностями существования в нем. Труд в системе С.Т.Шацкого являлся основанием для организации образовательного процесса в различных учебных заведениях — детском саду, экспериментальной начальной школе, ремесленных мастерских, где подростки получали общее и специально-профессиональное образование.

Основным принципом организации воспитательной работы являлась направленность на совместную деятельность детей и взрослых, где участники педагогического процесса

Слайд 16Таким образом, в первой трети XX в. произошло становление, теоретическое обоснование

и практическая реализация антропологического фундамента дидактических принципов. Наметилась четкая тенденция на социализацию системы образования, которая являлась основой выполнения общественного заказа на формирование определенного типа личности. Сложилась четкая структура образовательной системы, были выработаны основные требования к содержанию, формам и методам работы на каждой из ступеней обучения.

Таким образом, в первой трети XX в. произошло становление, теоретическое обоснование и практическая реализация антропологического фундамента дидактических

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть