Слайд 2Кроссворд
Вам дано определение, найдите определяемое слово:
Слова для справок: обучение, отметка, умения,
возрастные особенности, стимулирование способности, метод, здоровье, навык, мотивация, интерес.
Слайд 3Вам дано определение, найдите определяемое слово:
1. Освоенный человеком путем упражнений способ
выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков
2. Комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста
3. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам
4. Путь познания; способ построения и обоснования научного знания; способ, посредством которого познается предмет науки
5. Состояние полного физического, душевного и социального благополучия
6. Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным
7. Специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности: преподавание и учение
8. Совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности
9. Принятая в учебной системе оценка знаний, поведения учащихся
10. Побуждение к действию, толчок, активизирование деятельности
11. Особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять
Слова для справок:
обучение, отметка, умения, возрастные особенности, стимулирование способности, метод, здоровье, навык, мотивация, интерес.
Слайд 5Методический совет
"Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления."
Слайд 6Цель:
-выявить основные причины неуспеваемости воспитанников
-определить меры профилактики
предложить пути и
способы
решения этой проблемы.
Слайд 7
Каковы характерные признаки неуспешного ученика?
Назовите антитезы критериев неуспеваемости (например: успешный
– неуспешный, умный – глупый).
Слайд 8Основные понятия
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям программы в усвоении
знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений .
Отставание - это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости .
Неуспеваемость - итог процесса отставания.
Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счёте неуспеваемость.
Слайд 9Результаты анкетирования-
данные опроса воспитанников 6-8 классов о причинах низкой школьной успеваемости.
Слайд 11Работа в группах. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся,
которые были выявлены на первом этапе работы.
Группа “Диагностика”.
1.Дайте определение диагнозу «неуспеваемость».
2. Назовите основные причины неуспеваемости воспитанников.
Группа “Терапия”.
1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику?
2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?
Группа “Профилактика”.
1.Каким образом можно избежать неуспеваемости воспитанников?
2.Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к учению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы
Группа “Оптимисты”.
1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы?
2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников
Слайд 13Виды неуспеваемости
по А.А. Бударному
Абсолютная неуспеваемость
Относительная неуспеваемость
по А.М. Гельмонту
Слайд 14Типы неуспевающих школьников
по Л. С. Славиной:
Слайд 15Типы неуспевающих школьников
по П.П. Блонскому:
Слайд 16Типы неуспевающих школьников
по Н.И. Мурачковскому
в зависимости от характера соотношения двух
основных групп свойств личности школьников:
особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью;
направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.
Слайд 171.Не могут, но хотят учиться
1) учащиеся стремятся приспособить учебные задания к
своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы;
2) неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми;
3) понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков;
4) школьники этого типа охотно принимают помощь учителей и товарищей.
Слайд 182.Могут, но не хотят учиться
1) привыкли заниматься только тем, что им
нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде, эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда, задания по устным предметам усваивают поверхностно;
2) в процессе обучения у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности, наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп;
3) у школьников второго типа неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту;
4) моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности.
Слайд 193.Не могут и не хотят учиться
1) характерна низкая обучаемость, слабое развитие
мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников;
2) характерны трудности в усвоении и неумении работать, беспечное отношение к учению, у них весьма отчетливо проявляется узость мышления;
3) слабое развитие мотивационной сферы проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу ;
4) общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории: в школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
Слайд 20Причины неуспеваемости
(по А. М. Гельмонту)
Слайд 21Причины неуспеваемости
(по Ю.К. Бабанскому)
Слайд 22Причины неуспеваемости
(по П. П. Борисову )
I. Общепедагогические причины:
II. Психофизиологические причины:
нарушения
нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей
III. Социально-экономические и социальные причины:
слабая материально-техническая база школы, низкий уровень дошкольного воспитания детей, не разработанность проблем языка обучения, домашние условия жизни учащихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, нехватка учителей.
Слайд 23Социальные причины
Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего двоечниками
становятся дети из неблагополучных семей.
Низкий уровень жизни родителей.
Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
Особенности домашнего воспитания (дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине .)
Систематические пропуски занятий.
Лень. (Наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»).
Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого.
Слайд 24Наследственность как причина неуспеваемости
Врождённые (неблагоприятная наследственность, врождённая неспособность к умственному труду)
или приобретённые заболевания.
Медлительность, вызванная особенностями характера, или задержкой в развитии, или прочими факторами. Таких учащихся иногда оскорбительно называют тугодумами.
Чрезмерная робость, стеснительность, неуверенность в себе.
Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения.
Слайд 26Факторы риска, связанные с образом жизни школьника:
Слайд 27Пути устранения неуспеваемости
Педагогическая профилактика
поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение
активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.
Ю.К.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса.
Слайд 28Пути устранения неуспеваемости
2. Педагогическая диагностика
систематический контроль и оценка результатов обучения,
своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Ю.К.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
Слайд 29Пути устранения неуспеваемости
3. Педагогическая терапия
-меры по устранению отставаний в учебе:
в отечественной школе это дополнительные занятия;
в западной Европе – группы выравнивания.
Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Слайд 31Рекомендации педагогам
при ликвидации недостатков познавательной деятельности неуспевающих
выделение опорных пунктов;
составление плана
тезисов;
составление логической схемы прочитанного;
формулирование главной мысли и др.
Необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций:
абстрагирования,
обобщения,
анализа,
классификации,
сравнения.
При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.
Слайд 32Рекомендации педагогам
при ликвидации недостатков познавательной деятельности неуспевающих
дать ученику на обдумывание
поставленного вопроса небольшое количество времени;
не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;
путём правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;
следует осторожно оценивать неудачи ученика;
желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.
Слайд 33Рекомендации педагогам
при ликвидации недостатков в развитии мотивационной сферы неуспевающих
Усилия учителя
должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).
Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.
Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.
Слайд 34Рекомендации педагогам
при ликвидации недостатков в развитии мотивационной сферы неуспевающих.
Рекомендуется закрепить
осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов.
Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).
Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идёт оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.
Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).
Слайд 35Виды дифференцированной помощи детям
с разным уровнем учебных возможностей и отношением
к учению (по М.М. Поташнику)
Слайд 36Виды дифференцированной помощи детям
с разным уровнем учебных возможностей и отношением
к учению (по М.М. Поташнику)
Слайд 37Виды дифференцированной помощи детям
с разным уровнем учебных возможностей и отношением
к учению (по М.М. Поташнику)
Очень важно, чтобы учителя,
составляя карточки – консультации, таблицы советов, памятки, помнили:
задания должны быть подобраны таким образом, чтобы слабоуспевающие дети проявили максимум самостоятельности, имели реальную возможность развития.
Слайд 38Упражнение «Закончи предложение»
Разделить лист бумаги пополам. Заполните таблицу:
Фамилия Имя
_________________________________________________________