Слайд 1Диагностика системы зажигания автомобиля
Слайд 2Вступление
Двигатель внутреннего сгорания современного автотранспортного средства – достаточное сложное устройство, и
в его работе могут периодически возникать различные сбои.
Диагностика системы зажигания автомобиля позволяет выявить неисправности, определить, какие детали нуждаются в ремонте, замене или профилактике
Слайд 3Основные проблемы в системе зажигания
Начиная с середины прошлого столетия, система зажигания
(СЗ) постоянно совершенствовалась, и если в семидесятых годах 20-го века в основном была распространена схема с контактными трамблерами, то в 80-х годах уже использовалась бесконтактная система с коммутатором для лучшего искрообразования на свечах. На рубеже тысячелетий в основном стали применяться СЗ с полным электронным управлением, и они используются в автомобилях с бензиновыми двигателями и по сегодняшний день.
Слайд 4Основные проблемы в системе зажигания
Если в системе зажигания происходят различные сбои,
в двигателе возникают различные проблемы:
мотор начинает троить – не работает один или несколько цилиндров;
ДВС не запускается (пропадает искра на свечах зажигания);
появляются хлопки во впускном коллекторе или в трубе глушителя;
движок начинает детонировать, «стучат поршневые пальцы»;
повышается расход топлива, а из трубы глушителя идет черный дым;
двигатель перегревается.
Слайд 5Основные проблемы в системе зажигания
Причиной неисправности могут быть любые детали и
узлы СЗ:
искровые свечи;
катушка или модуль зажигания;
высоковольтные провода или наконечники;
прерыватель-распределитель (в системах с трамблером);
коммутатор (если он устанавливается в системе);
замок зажигания;
электропроводка;
различные датчики или сам блок управления (в электронных системах).
Слайд 6Приборы для диагностики
Чтобы определить неисправность в системе зажигания, применяется различного рода
диагностика, причем, проверить исправность деталей СЗ можно различными приборами, также можно продиагностировать двигатель и вручную, например, по свечам. Компьютерная диагностика используется для проверки работоспособности электронных систем управления двигателем (ЭСУД) – с помощью подключения к диагностическому разъему ДВС сканера или компьютерного устройства (ноутбука, стационарного компьютера) выявляются ошибки датчиков, топливных форсунок, проверяются общие параметры.
К приборам диагностики также относятся вольтметры, омметры, в некоторых автосервисах неисправности в СЗ определяют с помощью осциллографа – этот прибор позволяет с высокой точностью определять параметры многих элементов электронной системы.
Слайд 8Диагностика по свечам зажигания
Диагностику по свечам проводят в том случае, если
требуется выяснить, какой из цилиндров в двигателе не работает. На ЭСУД отключение производится с помощью диагностического прибора, например, на сканере – диагностический стенд отключает подачу питания на цилиндр. При исправной свече характер работы двигателя меняется – он замедляет обороты, начинает работать еще более неустойчиво.
На простом карбюраторном движке исправность свечей проверяют выдергиванием свечных наконечников, и здесь принцип определения работоспособности цилиндра такой же, как и при компьютерной диагностике – если характер работы двигателя не меняется, следует искать неисправность именно в этом цилиндре.
Слайд 9Диагностика по свечам зажигания
Причин нестабильной работы ДВС может быть много, и
далеко не всегда в подтраивании движка виноваты могут быть свечи. Чтобы проверить свечи зажигания, их выкручивают из головки блока цилиндров и в первую очередь осматривают. На исправной свече:
зазор между электродами равен 0,7-1,0 мм, сами электроды не подгорелые, достаточной толщины;
нет черного нагара, сколов изолятора вокруг центрального электрода;
на наружном изоляторе нет трещин, следов прогара.
Работоспособность свечи проверяют на специальном стенде под давлением – заворачивают ее в камеру, создают рабочее давление (9-12 атмосфер) и подают высокое напряжение – если между электродами проскакивает хорошая рабочая искра, значит, свеча зажигания в порядке.
Слайд 11Диагностика катушек зажигания
Катушки зажигания (КЗ) на автомобилях из строя выходят достаточно
часто, из-за неисправности этих деталей мотор может совсем не запускаться или троить и не набирать обороты. Сразу следует отметить, что КЗ могут быть разными по конструкции – на более старых моделях шла одна круглая катушка цилиндрического типа, на современных ДВС устанавливаются:
сдвоенные (по две КЗ) или монолитные модули с высоковольтными проводами и наконечниками;
катушки для каждого цилиндра – такие модули зажигания устанавливаются непосредственно на свечи, и у них нет в/в проводов и наконечников.
Слайд 12Диагностика катушек зажигания
Проверяются КЗ различными способами:
внешним осмотром;
омметром;
осциллографом.
Часто катушки выходят из строя
из-за перегрева, и на более старых моторах (например, ВАЗ «Классика») в результате обрыва или замыкания витков обмотки двигатель перестает запускаться, так как КЗ устанавливается на этих движках одна. На более новых авто при неисправной обмотке перестают работать только один или два цилиндра, и движок начинает троить.
Слайд 13Диагностика катушек зажигания
Осматривать катушку следует очень внимательно – на токоизоляционных ее
частях не должно быть следов прогара, а также присутствовать трещины. Если наружные дефекты обнаруживаются, деталь подлежит обязательной замене – в любом случае она уже долго не прослужит.
Проверить целостность обмоток КЗ можно с помощью омметра:
на первичной обмотке прибор должен показывать в пределах одного Ома;
на вторичной обмотке сопротивление колеблется в пределах от 5 до 20 КилоОм
Слайд 14Диагностика катушек зажигания
Показатели для различных моделей КЗ могут отличаться, для каждой
марки существуют свои параметры. Но по сопротивлению исправность детали определить не всегда удается, более точно это можно выяснить при помощи осциллографа или путем ее замены на заведомо исправную запасную часть.
Слайд 15Диагностика трамблера
На многих системах зажигания более старых автомобилей устанавливался трамблер, и
он часто являлся причиной сбоев в работе двигателя. В контактных прерывателях-распределителях нередко подгорают элементы контактной группы, и по этой причине мотор может трудно запускаться или не заводиться вовсе. В бесконтактных трамблерах может выйти из строя датчик Холла, но это не является характерной «болезнью» распределителей – ломаются датчики не так часто.
Наиболее распространенные неисправности трамблеров:
перегорание резистора на бегунке;
появление трещин и прогар в крышке трамблера;
обрыв проводков датчика Холла (часто такое отмечается в распределителях ВАЗ 2108-09, ГАЗ 31029-3110 с двигателем ЗМЗ 402);
износ подшипников вала.
Слайд 16Диагностика трамблера
Крышку трамблера на русских автомобилях стоит очень недорого, меняется в
течение нескольких минут, и поэтому лучше такую деталь всегда иметь с собой в запасе. Проверить крышку проще всего ее заменой – если мотор стал работать исправно, все дело именно в ней.
Слайд 17Неисправности высоковольтных проводов
В/в провода со временем теряют свои изоляционные свойства, также
внутри проводов может произойти обрыв токопроводящего элемента. Но чаще всего провода начинают пробивать на массу – изоляция не выдерживает высокого напряжения. Диагностировать высоковольтные провода хорошо в темноте – когда темно, хорошо видно, где пробивается наружу искра. Если идет пробой искры, мотор троит и не развивает нужных оборотов.
Слайд 18Электронная бесконтактная система зажигания включает в себя следующие узлы
источники электрического тока,
катушку зажигания,
датчик - распределитель,
коммутатор,
свечи зажигания,
провода высокого и низкого напряжения,
выключатель зажигания.
В электронной системе зажигания отсутствуют контакты прерывателя, а значит нечему подгорать и нечего регулировать. Функцию контактов в этом случае выполняет бесконтактный датчик Холла, который посылает управляющие импульсы в электронный коммутатор. А коммутатор, в свою очередь, управляет катушкой зажигания, которая преобразует ток низкого напряжения в те самые - страшно большие вольты.
Слайд 19 Свеча зажигания необходима для образования искрового разряда и зажигания рабочей
смеси в камере сгорания двигателя. Свеча устанавливается в головке цилиндра.
Когда импульс тока высокого напряжения от распределителя попадает на свечу зажигания, между ее электродами проскакивает искра.
Высоковольтные провода служат для подачи тока высокого напряжения от катушки зажигания к распределителю и от него на свечи зажигания.
Свеча зажигания
1 - контактная гайка; 2 - изолятор; 3 - корпус; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - центральный электрод; 6 - боковой электрод
Слайд 20Электронная бесконтактная система зажигания.
Преимущество электронной бесконтактной системы зажигания заключается в возможности
увеличения подаваемого напряжения на электроды свечи (увеличение «мощности» искры). Это означает, что улучшается процесс воспламенения рабочей смеси. Тем самым облегчается запуск холодного двигателя, повышается устойчивость его работы на всех режимах.
Схема электрической цепи низкого напряжения
1 - аккумуляторная батарея; 2 - контакты замка зажигания; 3 - транзисторный коммутатор; 4 - датчик распределитель (датчик Холла); 5 - катушка зажигания
Слайд 21Катушка зажигания предназначена для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого
напряжения.
Когда по обмотке низкого напряжения протекает электрический ток, то вокруг нее создается магнитное поле. Если же прервать ток в этой обмотке, то исчезающее магнитное поле индуцирует ток уже в другой обмотке (высокого напряжения).
За счет разницы в количестве витков обмоток катушки, из 12-ти вольт мы получаем необходимые нам 20 тысяч вольт! Это как раз то напряжение, которое в состоянии пробить воздушное пространство (около миллиметра) между электродами свечи зажигания.
Если кто из вас, испугавшись этой цифры, решил вообще не дотрагиваться до чего-либо электрического в машине, то напрасно. «Убивает не напряжение, а ток» – известное выражение у электриков.
Слайд 23 Крышка распределителя и распределитель (ротор) тока высокого напряжения
предназначены для
распределения тока высокого напряжения по свечам цилиндров двигателя.
Боковые контакты крышки распределителя пронумерованы и соединены (высоковольтными проводами) со свечами цилиндров в строго определенной последовательности.
Слайд 26Двигатель не запускается
Ток не проходит через контакты прерывателя:
окислены или пригорели
контакты прерывателя,
чрезмерно большой зазор между контактами или ослабление прижимной пружины,
ослаблено крепление или окислены наконечники проводов в цепи низкого напряжения,
обрыв в проводах или замыкание их с «массой»,
неисправен выключатель зажигания,
пробит конденсатор (короткое замыкание),
обрыв в первичной обмотке катушки зажигания.
нарушен зазор между контактами прерывателя,
изношена текстолитовая подушечка или втулка рычажка прерывателя.
Слайд 27Двигатель не запускается
Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:
неплотно посажены
в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения,
провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция,
износ или повреждение контактного уголька,
утечка тока через трещины или прогар в крышке распределителя зажигания,
через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки,
через трещины или прогары в роторе распределителя зажигания,
сгорел резистор в роторе распределителя зажигания,
обрыв или замыкание на «массу» вторичной обмотки катушки зажигания.
Слайд 28Двигатель не запускается
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к контактам крышки
распределителя зажигания.
Зазор между электродами не соответствует норме.
Замаслились свечи.
Трещины на изоляторах свечей.
Неправильная установка момента зажигания.
Слайд 29Двигатель не запускается
Обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и
коммутатором.
Неисправен бесконтактный датчик.
Обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем или катушкой зажигания.
Не срабатывает выключатель зажигания.
Неплотно посажены в гнездах или окислены наконечники проводов высокого напряжения.
Провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция.
Износ, повреждение контактного уголька или его зависание в крышке датчика-распределителя зажигания.
Утечка тока через трещины, прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, нагар или влага на внутренней поверхности крышки.
Перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания.
Слайд 30Двигатель не запускается
Повреждена катушка зажигания.
Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между
ними не соответствует норме.
Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе).
Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя.
Неправильная установка момента зажигания.
Обрыв в проводе, соединяющем реле питания с модулем зажигания.
Неисправно реле питания.
Неплотно посажены в гнездах или окислились наконечники проводов высокого напряжения.
Провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция.
Слайд 31Двигатель не запускается
Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не
соответствует норме.
Не срабатывает электромагнитный клапан карбюратора при включении зажигания: обрыв в проводе, соединяющем клапан с. контроллером.
Неисправен электромагнитный клапан или контроллер.
Слайд 32Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Слишком раннее зажигание в
цилиндрах двигателя.
Большой зазор между электродами свечей зажигания.
Малый зазор между контактами прерывателя.
Слайд 33Двигатель неустойчиво работает на высоких оборотах
Ослаблена пружина подвижного контакта прерывателя.
Большой
зазор между контактами прерывателя.
Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания.
Слайд 34Перебои в работе двигателя на всех оборотах
Повреждены провода в системе зажигания,
ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники.
Загрязнены, окислены, пригорели контакты прерывателя.
Снижение емкости конденсатора или обрыв в нем.
Износ или повреждение уголька в крышке распределителя зажигания, ослабление пружины уголька.
Сильное подгорание центрального контакта ротора распределителя.
Трещины, загрязнение, прогары в роторе или крышке распределителя, чрезмерно большое биение валика распределителя зажигания.
Замасливание или нагар свечи.
Трещины на изоляторе свечи.
Слайд 35Двигатель не развивает полной мощности, приемистости
Неправильная установка момента зажигания.
Заедание грузиков
регулятора опережения зажигания, ослабли пружины грузиков.
Большой износ втулки подвижного контакта прерывателя.
Слайд 36Затрудненный пуск двигателя, «стрельба» в глушителе и «хлопки» в карбюраторе
Плохой контакт
токоведущей жилы провода высокого напряжения с наконечниками или выгорание токоведущей жилы.
Слайд 37Сильная детонация при резком открытии дроссельной заслонки
Слишком раннее зажигание.
Плохая приемистость:
Слишком
позднее зажигание.
Слайд 38Увеличенный расход топлива и снижение мощности двигателя
Заедание грузиков центробежного регулятора опережения
зажигания.
Неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания.
Бесконтактная система зажигания
Слайд 39Перебои в работе двигателя на всех режимах
Повреждены провода в системе зажигания,
ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники.
Износ электродов или замасливание свечей зажигания.
Значительный нагар.
Трещины на изоляторе свечи.
Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя.
Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя.
Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя.
Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме.