Презентация, доклад на тему Девиантное поведение

Содержание

Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.

Слайд 1Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации

в условиях образовательного учреждения
Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения

Слайд 2Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.

Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.

Слайд 3Пространство ненормативного поведения существенно расширилось за счёт увеличения списка социокультурных девиаций

и зависимостей, расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков.
Пространство ненормативного поведения существенно расширилось за счёт увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей, расширения спектра асоциальной и

Слайд 4Девиантное поведение
биологическая, генетическая и социальная деградация личности
проблемы в социализации молодого поколения

Девиантное поведениебиологическая, генетическая и социальная деградация личностипроблемы в социализации молодого поколения

Слайд 5Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная

среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.
Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием

Слайд 6Виды отклоняющего поведения

Виды  отклоняющего поведения

Слайд 7Девиантное поведение
общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и

результатам от принятых в данном обществе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.
Девиантное поведениеобщественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе

Слайд 8По теории аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего

тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
По теории аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые

Слайд 9Признаки девиантного поведения
Отклонение от социальных стандартов.
К ним относят любые

действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом социальные нормы могут меняться.
2. Обязательное порицание со стороны общественности.
Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей.
3. Деструктивность.
Наносит ощутимый урон личности либо окружающим людям.
4. Регулярно повторяющиеся действия.
Осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций.
5. Медицинская норма.
Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.
6. Социальная дезадаптация.
Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.
7. Выраженное возрастное и половое разнообразие.
Девиации по-разному проявляются у людей разного пола и возраста.
Признаки  девиантного поведения Отклонение от социальных стандартов. К ним относят любые действия, которые не соответствуют действующим

Слайд 10Термин «девиантное поведение» может применяться к детям не младше 9 лет

Термин «девиантное поведение» может применяться к детям не младше 9 лет

Слайд 11Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам: в форме чрезвычайно

индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии.
Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам: в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных

Слайд 12Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему

ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной деятельности.
Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное

Слайд 13Подходы к социально-педагогическим параметрам девиантного поведения
Нейл Джозеф Сме́лзер (англ. Neil Joseph

Smelser) американский социолог…

Девиантность определяется соответствием или несоответ­ствием поступков подростков социальным ожиданиям.
Один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный.
Девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе вле­чет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя.

Подходы  к социально-педагогическим параметрам девиантного поведения Нейл Джозеф Сме́лзер (англ. Neil Joseph Smelser) американский социолог…Девиантность определяется соответствием

Слайд 14Клейберг Юрий Александрович, доктор педагогических наук, доктор психологических наук …
Девиантное поведение

подростков - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Девиантные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Подходы к социально-педагогическим параметрам девиантного поведения

Клейберг Юрий Александрович, доктор педагогических наук, доктор психологических наук …Девиантное поведение подростков - специфический способ изменения социальных

Слайд 15Девиантные подростки характеризуются значительными эмоциональными нарушениями:
- импульсивностью,
- раздражительностью,
- вспыльчивостью,

- конфликтами с окружающими,
- агрессивностью.
Девиантные подростки характеризуются значительными эмоциональными нарушениями:- импульсивностью, - раздражительностью, - вспыльчивостью,  - конфликтами с окружающими,- агрессивностью.

Слайд 16Формы проявления девиантного поведения

Формы проявления девиантного поведения

Слайд 17Особенности, характерные для подростков с девиантным поведением
состояние психологической изоляции
низкий уровень социализации
отставание в

развитии

нарушение эмоциональной сферы

дефекты самоотношения

отрицательная Я-концепция

недифференцированность образа «Я»

рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов

Особенности, характерные для подростков  с девиантным поведениемсостояние психологической изоляциинизкий уровень социализацииотставание в развитиинарушение эмоциональной сферыдефекты самоотношения

Слайд 18Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведением
отсутствие опыта нравственного поведения
неверное понимание социальных ценностей
неадекватно

завышенная или заниженная самооценка

неправильное отношение к системе нравственных норм

ситуативность психологического настроя

Социально-психологические особенности подростков с девиантным поведениемотсутствие опыта нравственного поведенияневерное понимание социальных ценностейнеадекватно завышенная или заниженная самооценканеправильное отношение

Слайд 19Социальные
неблагополучие в малых социальных группах (семье, группе сверстников);
конфликтные отношения в школе;
многоуровневые

общественные процессы (слабость власти, несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни);
социальное неравенство;
нестабильность социально-экономической ситуации;
ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка;
безработица.

Причины девиантного поведения.

Социальныенеблагополучие в малых социальных группах (семье, группе сверстников);конфликтные отношения в школе;многоуровневые общественные процессы (слабость власти, несовершенство законодательства,

Слайд 20Морально-этические
низкий морально-нравственный уровень современного общества;
бездуховность современного общества;
утрата моральных

ценностей;
равнодушие общества ко многим детским проблемам;
процветание алкоголизма и наркомании.

Причины девиантного поведения.

Морально-этические низкий морально-нравственный уровень современного общества; бездуховность современного общества; утрата моральных ценностей; равнодушие общества ко многим детским

Слайд 21Социально-педагогические
дефекты семейного и школьного воспитания;
неуспехи ребенка в школе;
падение престижа образования;


педагогическая запущенность.

Причины девиантного поведения.

Социально-педагогическиедефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе;падение престижа образования; педагогическая запущенность.Причины девиантного поведения.

Слайд 22Семья
характер взаимоотношений и общения в семье;
воспитательный потенциал семьи;
структура семьи;


социально-бытовые условия;
психологический микроклимат;
образовательный и культурный уровень родителей.

Причины девиантного поведения.

Семьяхарактер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структура семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и

Слайд 23Семья
Формированию преступного поведения способствует наличие следующих факторов в семье:
употребление родителями

спиртных напитков;
отсутствие контроля над подростком;
жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи;
трудное материальное положение;
нахождение родственников в местах лишения свободы;
отсутствие одного из родителей в семье;
усиленный контроль и опека над подростком.

Причины девиантного поведения.

СемьяФормированию преступного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком;

Слайд 24Неформальные группы сверстников
Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков,

когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.

Причины девиантного поведения.

Неформальные группы сверстниковПриятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих

Слайд 25Особенности подросткового возраста
внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и

заканчивая перестройкой «Я-концепции»;
пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но ещё и не взрослый;
стремление к новизне, к оригинальности поведения, желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.

Причины девиантного поведения.

Особенности подросткового возраставнутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;пограничная неопределенность социального положения:

Слайд 26Биологические факторы
Генетические факторы: передача по наследству болезней (шизофрении, нервно-психических нарушений, обусловленных

семейным алкоголизмом).
Психофизиологические факторы: психофизиологические нагрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
Физиологические причины: нарушение речи, дефекты речи, слуха, недостатки конституционно-соматического склада, что вызывает негативное отношение окружающих.

Причины девиантного поведения.

Биологические факторыГенетические факторы: передача по наследству болезней (шизофрении, нервно-психических нарушений, обусловленных семейным алкоголизмом).Психофизиологические факторы: психофизиологические нагрузки, конфликтные

Слайд 27Психологические факторы
Связаны с наличием у человека психопатологии или акцентуации, что

сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией.
Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

Причины девиантного поведения.

Психологические факторы Связаны с наличием у человека психопатологии или акцентуации, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью

Слайд 28Социокультурные причины
расслоение общества;
восприимчивость молодежи и подростков ко всему новому;
некритичность

восприятия норм поведения;
стремлением к замещению режимного поведения.

Причины девиантного поведения.

Социокультурные причины расслоение общества; восприимчивость молодежи и подростков ко всему новому;некритичность восприятия норм поведения;стремлением к замещению режимного

Слайд 29Личностный фактор
заниженный уровень самоуважения;
отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения.

Причины девиантного

поведения.
Личностный факторзаниженный уровень самоуважения;отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения.Причины девиантного поведения.

Слайд 30Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано

практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.
Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения

Слайд 31школа

школа

Слайд 32Принципы организации профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении
формирование противопоточных установок
систематичность

и преемственность
в пропаганде ЗОЖ

учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся

единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды ЗОЖ

организация досуга и общественная активность

Принципы организации  профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательном учрежденииформирование противопоточных установоксистематичность и преемственность в пропаганде ЗОЖучёт

Слайд 33Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики

по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам.
Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным

Слайд 34Этапы работы с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении
2. Этап профилактики девиантного

поведения

3. Этап профилактики предпреступного поведения

1. Этап ранней профилактики

ЗАДАЧИ

Оздоровление среды и помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, ещё до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.

Недопущение предпреступного поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.

Предотвращение преступного поведения и создание условий для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.

Этапы работы с несовершеннолетними,  имеющими отклонения в поведении2. Этап профилактики девиантного поведения3. Этап профилактики предпреступного поведения1.

Слайд 35Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением

Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением

Слайд 36Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Методы
методы формирования сознания личности
способствуют

формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышению самооценки личности

методы стимулирования мотивации деятельности и поведения

вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности

методы контроля

позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением

Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведениемМетодыметоды формирования сознания личностиспособствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде

Слайд 37Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Формы
классные часы и
внеклассные

мероприятия

формирование ключевых компетенций: компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности

мероприятия с привлечением людей различных профессий

самоопределение и всестороннее развитие личности

экскурсии, туристические походы

приобретение новых знаний, умений и навыков

Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведениемФормыклассные часы и внеклассные мероприятияформирование ключевых компетенций: компетенций в сфере

Слайд 38Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Средства
окружающие продукты материальной культуры
нормализация

девиантного поведения
в соответствии
с ценностями и нормами общества

язык и речь ближайшего окружения

элементы духовной культуры

различные виды отношений в главных отраслях жизнедеятельности

методы поощрения

Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведениемСредстваокружающие продукты материальной культурынормализация девиантного поведения в соответствии с ценностями

Слайд 39Процесс социализации учащихся с девиантным поведением
формы
методы
средства
I этап: ознакомление с новыми требованиями,

предъявляемыми к личности

II этап: приобщение к окружающему социуму и включение в разнообразные виды деятельности и общения

III этап: самоопределение и самореализация личности.

Процесс социализации учащихся с девиантным поведениемформыметодысредстваI этап: ознакомление с новыми требованиями, предъявляемыми к личностиII этап: приобщение к

Слайд 40Педагогические условия процесса социализации учащихся с девиантным поведением
учебная деятельность
система взаимоотношений: педагог,

ребёнок, родитель

психологическая помощь

доверительные отношения

позитивный настрой

факторы

индивидуальный подход

системность воздействия

убеждение

поощрение

Педагогические условия процесса социализации учащихся  с девиантным поведениемучебная деятельностьсистема взаимоотношений: педагог, ребёнок, родитель психологическая помощьдоверительные отношения

Слайд 41Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Принципы для педагога
принцип поддержки


обучающийся должен видеть в педагоге не угнетателя, а доброжелателя

принцип стимулирования

педагог должен постоянно находить новые формы и методы работы, с целью поддержания вовлеченности обучающихся в процесс социализации

принцип умеренной требовательности

позволяется всё, не противоречащее законам, учебному укладу, не наносящее вред здоровью и не понижающее самооценку других обучающихся

Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведениемПринципы для педагогапринцип поддержки обучающийся должен видеть в педагоге не

Слайд 42Процесс социализации учащихся с девиантным поведением
формы
методы
средства
найти своё место в жизни
осознать собственную

значимость

быть ответственным исполнителем

условия

принципы


попробовать себя в роле инициатора

Процесс социализации учащихся с девиантным поведениемформыметодысредстванайти своё место в жизниосознать собственную значимостьбыть ответственным исполнителемусловияпринципыпопробовать себя в роле

Слайд 43(доктор педагогических наук А.Д. Гонеев)
1. Метод разрушения отрицательного типа характера и

метод реконструкции характера.
2. Метод перестройки мотивационной сферы и самосознания:
объективное переосмысление своих достоинств и недостатков;
переориентировка самосознания;
переубеждение;
прогнозирование отрицательного поведения.

Методы, направленные на исправление отклоняющегося поведения личности

(доктор педагогических наук А.Д. Гонеев)1. Метод разрушения отрицательного типа характера и метод реконструкции характера.2. Метод перестройки мотивационной

Слайд 44(доктор педагогических наук А.Д. Гонеев)
3. Метод перестройки жизненного опыта:
предписание;
ограничение;
переучивание;
переключение;
регламентация образа жизни.
4.

Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:
поощрение и наказание;
соревнование;
положительная перспектива.

Методы, направленные на исправление отклоняющегося поведения личности

(доктор педагогических наук А.Д. Гонеев)3. Метод перестройки жизненного опыта:предписание;ограничение;переучивание;переключение;регламентация образа жизни.4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного

Слайд 45Сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм,

методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности осуществимыми.
Сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в

Слайд 46Коррекция общения в семьях, где воспитываются подростки с девиантным поведением
прямое

воздействие

опосредованное воздействие

психологическое просвещение родителей

работа с подростками

организация совместной деятельности

общение детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства

Коррекция общения в семьях, где воспитываются   подростки с девиантным поведениемпрямое воздействиеопосредованное воздействиепсихологическое просвещение родителейработа с

Слайд 47Предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания девиантного поведения, так

как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершён.
Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путём целенаправленного воспитательного воздействия.
Предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания девиантного поведения, так как меры правовой профилактики, как правило,

Слайд 48Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно

дать детям возможность почувствовать, что они нужны.
В воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать детям возможность почувствовать, что они

Слайд 49Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными,

разумными и справедливыми!
Характер детей - в руках взрослых. Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть