Слайд 1Составить структурную схему « человек – машина – среда», где под
«машиной подразумевается визуальный объект
Москва 2016
Департамент Образования Города Москвы
ГБПОУ Колледж декоративно - прикладного искусства им. Карла Фаберже
Слайд 2Система «человек - машина» - одно из основных понятий эргономики и
инженерной психологии. Это система, включающая в себя человека-оператора СЧМ, машину, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность, и среду на рабочем месте. Состоит из двух принципиально разных подсистем: подсистемы, включающей технические звенья (машина),
и подсистемы, которая представлена человеком-оператором СЧМ. Никакая автоматизация не может исключить человека из системы в целом.
Слайд 3Человек, выполняющий функции управления в системе «человек-машина», называется оператором. В эргономике
под человеком-оператором понимается человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления. В узком смысле в рамках инженерной психологии под оператором понимают человека, выполняющего деятельность в СЧМ посредством взаимодействия с информационной моделью.
Слайд 5В профессиональных высказываниях дизайнеров и архитекторов встречается непосредственное соединение понятий «эстетическое
воздействие» и «эмоциональность» с понятиями «порядок», «организованность», «метр», «ритм» и др., характеризующими различные стороны структурной организации проектируемых объектов. Роль этих средств в построении формы бесспорна. Но если особенности структурной организации объекта рассматриваются вне связи с его общей художественной идеей или с его символическим содержанием, то это значит, что пропорциональные системы самостоятельны по отношению к художественному образу и содержанию. Тогда задачи формообразования предстают лишь как гармонизация внешних форм, достижение их соразмерности. Эстетическая организация дизайнерской и архитектурной формы
в этом случае оказывается независимой от того, какую образно-смысловую нагрузку несет объект,
а композиция предстает лишь как средство, вносящее в форму элементарную организованность.
Слайд 6Однако различные композиционные средства невозможно рассматривать лишь как способы гармонизации внешних
форм, например, размерные отношения, которыми оперирует проектировщик, объективно выражают многие значения,
а следовательно могут и должны служить для решения ряда самостоятельных содержательных задач. Имеющих принципиально разное содержание, материально-физическое воплощение и средства взаимодействия со зрителем. Таким образом, К. в д.с. осуществляется на основе синтеза трех почти самостоятельных структур, каждая со своей спецификой формирования.
Слайд 7В итоге налицо новый тип синтеза в проектном искусстве: с одной
стороны специфическое сочетание морфологии и экологии культуры, индивидуальные подходы к формированию средовых ситуаций из-за отсутствия прототипов, с другой — специфические методики проектирования (усиление роли предпроектного анализа, концептуальность принимаемых решений, использование образно-типологического подхода и др.). Таким образом, по словам А.В. Иконникова, произошло не «включение дизайна в архитектуру», а появление новой профессии, в которой по-новому ощущаются и формируются внешняя и внутренняя предметная и пространственная среды существования человека, по новому происходит их взаимодействие, что и определяет специфику комплексной архитектурно-дизайнерской профессиональной деятельности.
Слайд 8Творческая суть художественного проектирования (дизайна) состоит в «образном схватывании», прояснении и
воплощении жизненных ценностей. Основой является проектное воображение (как базовая профессиональная способность): взаимосвязь процессов мышления, направленных на выявление исходных ценностных ориентиров, основных формообразующих факторов и проектных образов будущих дизайнерских объектов. При этом синтез факторов формообразования не есть механическая сумма требований к объекту — это система, в которой от места и роли отдельных факторов (условий) зависит общий подход к процессам формообразования.
Слайд 9Большое значение при анализе и оценке СЧМС имеют эргономические показатели —
эргономичность системы, ее управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость. Они учитывают совокупность специфических свойств СЧМС, обеспечивающих возможность осуществления в ней эффективной деятельности оператора (группы операторов). Общие методические рекомендации по определению этих показателей приведены в работе («Руководство по эргономическому обеспечению», 1979).
Слайд 10Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов
ПК 4.2.
Планировать собственную деятельность