Слайд 1БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ- ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА
СЫЧЁВОЙ Н.Ф.,
УЧИТЕЛЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОУ КУЛУЕВСКОЙ СОШ
Слайд 2ДИДАСКОЛОГИЯ – НАУКА ОБ УЧИТЕЛЕ.
«Если вы заботитесь о своей профессиональной компетенции,
вам не обойтись без науки об учителе-дидаскологии».(В. Погребенский)
Дидаскл от греческого «учитель»
Слайд 3При оценке преподавательской деятельности часто можно услышать, что хороший учитель- это
тот, кто глубоко знает свой предмет.
Действительно, преподаватель должен прежде всего глубоко знать и любить свой предмет, уметь применять в преподавании современные технологии, формы и методы обучения.
Однако, не следует забывать об очень важном условии успешной деятельности современного педагога – о наличии на уроке определенного социально-психологического климата.
Слайд 4Современный урок - это сложный психологический процесс, который складывается из:
психологии учителя
и психологии его деятельности на уроке;
психологии ученика и его деятельности на уроке;
психологии общения в системе « учитель- ученик», из которого складывается психологический климат на уроке.
Слайд 5По мнению психологов, социально-психологический климат – один из сильнейших факторов личностного
развития учащихся.
По одному из определений, климат – это социально-психологическое поле проживаемых динамических отношений, определяющих самочувствие каждого члена группы, а значит, и его личностное развитие.
Критерием педагогического климата, характером климата на уроке выступает положительное влияние на самочувствие каждого отдельного ученика.
Благоприятным является тот климат, при котором ученик чувствует себя защищенным, имеет возможность и стремление положительно проявить свое «Я», активно вступает в общение, а, следовательно, интенсивно развивается.
Слайд 6С понятием «психологический климат» тесно граничит понятие «психологический комфорт». То есть,
такие условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, и у него нет необходимости защищаться от взрослого или своего ровесника.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. По этому поводу у Бориса Слуцкого есть замечательные слова: ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит…
Слайд 7Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы, каждому ребенку
необходимо «авансированное доверие». Ведь ситуация успеха «Я могу!» формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
Слайд 8СОЗДАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ЭТО:
1. Подавать информацию с позиции
«МЫ» просто, на доступном ученику языке. Никакого подчеркивания своей значимости: на пять знаю только я!
2. обращаться к ученику только по имени, ни в коем случае по фамилии;
3. проявлять к ребенку живой интерес, демонстрировать свою расположенность к каждому ребенку и стремиться общаться с ним в доброжелательной форме;
4. ребенок должен быть возвышен учителем, даже если это заведомо слабый ребенок, неумеренное поощрение или наказание приносят вред;
5. психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой (А.С. Макаренко).
6. обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.А. Сухомлинский)
7. справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников (Н.А. Добролюбов).
Слайд 9Психологический климат урока зависит от личности учителя:
его темперамента, склада характера, своеобразия
стиля
так называемого педагогического почерка в общении с
учащимися;
С точки зрения науки об учителе – дидаскологии – процесс формирования психологии учителя имеет 3 ступени:
первая (3-5 лет) – знания, «кто я?», «чему учить?», «способности?»;
вторая (5-10 лет) - умения и навыки – «переход количества в качество»;
третья ( >10 лет) – Убеждения и опыт, «ради кого я здесь?», период становления психологии учителя.
Когда пройдены все ступени психологического формирования, учитель приобретает свой оригинальный почерк, который можно назвать творчеством, мастерством.
Слайд 10ЧТО МОЖНО И НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ УЧИТЕЛЮ ПО ОТНОШЕНИЮ К УЧЕНИКУ?
Необходимо:
найти индивидуальный
подход к каждому ученику с учетом его психофизических и возрастных особенностей, наладить контакт для эффективного взаимодействия в учебном и воспитательном процессе,
руководствоваться Конвенцией о правах ребенка, Законодательством РФ.
выполнять свои функциональные обязанности с душой и чувством профессионального долга,
обязан поддерживать дисциплину в школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, требовать выполнения домашнего задания, соблюдения дисциплины на уроке, уважительного отношения к учителю,
учить любить, а не учить говорить о любви, учить уважать родителей и своих сверстников,
соблюдать меру и последовательность в своих действиях,
уважать мнение каждого ученика,
быть справедливым, честным, быть другом,
Слайд 11проявлять живой интерес к ученику, вызывать на доверительный разговор,
учитывать состояние и
настроение ученика,
поощрять, хвалить( лучше 100 раз похвалить ребенка ни за что, чем поругать),
воспитывать учащихся, пользуясь знаниями по педагогике и психологии, но не акцентировать внимание на воспитании конкретной личности,
подбадривать за малейшие успехи,
беседовать, улыбаться, каждому уделять внимание на уроке.
Слайд 12НЕДОПУСТИМО:
в любой ситуации не опускаться до оскорбления и унижения достоинства ученика,
применять
физическое и психическое насилие к личности ученика,
переносить свое настроение на «красивых» и «некрасивых»
сравнивать учеников,
недостойно вести себя,
навязывать свое мнение,
рукоприкладство,
кричать
выгонять с урока, не впускать опоздавших,
читать бесконечные нотации, опекать излишне, идти на поводу,
негативно отзываться о его близких
Слайд 13отменять, сокращать, удлинять продолжительность уроков, оставлять учащихся одних во время урока,
нельзя
делать замечания, касаясь семьи, личных умственных способностей ученика,
нельзя высмеивать, ставить оценки за непредметную деятельность, например :спеть, станцевать ,
нельзя ставить оценки по предмету за заслуги в другой области: участие в олимпиадах, соревнованиях.
Слайд 14ПАМЯТКА КАЖДОМУ УЧИТЕЛЮ:
Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение
Самый
приятный для человека звук – это его имя
Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
Не сравнивайте успехи отдельных учащихся
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя