Слайд 1Министерство образования Тульской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский государственный машиностроительный
колледж имени Н. Демидова»
(ГПОУ ТО «ТГМК им. Н. Демидова»)
Тема: «Анализ и самоанализ урока – средство повышения методического мастерства преподавателя»
Слайд 2Анализ – логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления,
процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.
Слайд 3Цель анализа – выявление методов и приемов организации деятельности педагога и
обучающегося на уроке.
Слайд 4Задача – поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.
Слайд 5Анализ необходим для:
* повышения качества обучения;
* улучшения процесса преподавания;
* осмысления
преподавателем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными обучающимися;
* для оценки своих слабых и сильных сторон;
* определения нереализуемых резервов;
* уточнения индивидуального стиля деятельности.
Слайд 6Анализ урока формирует:
* аналитические способности преподавателя;
* развивает интерес и определяет необходимость
изучения проблем обучения и воспитания.
Слайд 7* Педагогический анализ опирается на определенный метод познания, который представляет собой
систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат.
Слайд 8Педагогический анализ урока:
* эффективный способ индивидуальной методической работы;
* действенный метод развития
рефлексии;
* сильнейший инструмент мотивации преподавателя.
Слайд 9Методологические требования, предъявляемые к наблюдению на уроке:
* наблюдающий должен совершенно четко
и ясно представлять стоящую перед ним цель;
* цель наблюдения должна быть преобразована в компактную программу наблюдения, т.е. носить планомерный характер;
Слайд 10* необходимо учитывать роль субъективного момента в наблюдении, нередко искажающего действительность;
*
наблюдение за ходом урока всегда предполагает активное включение в этот процесс педагогических и психологических знаний наблюдающего;
Слайд 11* данные, полученные с помощью наблюдения, не могут быть использованы в
чистом виде, они должны быть подвергнуты рациональной обработке и определенным образом зафиксированы в форме словесного описания, схем, таблиц.
Слайд 12Схема общего педагогического анализа урока:
* оценка правильности определения целей урока;
* рациональность
структурного построения урока и целесообразность распределения времени по его элементам;
* оптимальность отбора содержания учебного материала, выделение главного и второстепенного;
Слайд 13* эффективность решения образовательных и развивающих целей;
* оценка эффективности выбора методов
и приемов обучения, способов формирования и развития познавательного интереса и учебной мотивации;
* содержание учебной деятельности, обучающихся (формирование общеучебных умений эффективность использования средств обучения, формирование способности к рефлексии,
Слайд 14
овладение обучающимися методикой самоконтроля и взаимоконтроля);
* организация педагогического общения
на уроке;
Слайд 15 Программа наблюдения урока:
Дата посещения __________________
Ф.И.О. наблюдателей ___________________
Ф.И.О. преподавателя __________________
Предмет ____________________
Группа
№ ____ , специальность/ профессия _________________________
* Цель посещения: «Определить критерии оценки практической деятельности преподавателя».
Слайд 17Дата посещения __________________
Ф.И.О. наблюдателей ___________________
Слайд 18 Последовательность анализа урока:
* сам педагог рассказывает о своем уроке, о
том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
* затем проверяющий анализирует положительные стороны урока;
* только после этого следует разбор отрицательных моментов;
* наконец делаются предложения, как избавиться от недостатков.
Слайд 19
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой
труд…»
В.А. Сухомлинский
Слайд 20 Самоанализ урока – это мысленное разложение урока на его составляющие
с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.
Слайд 21 Самоанализ урока – дает возможность:
1. правильно формулировать и ставить цели
своей деятельности и деятельности обучающихся на уроке;
2. развивать умения устанавливать связи между условиями педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
3. формировать умение четко планировать предвидеть результаты своего педагогического труда;
4. формировать самосознание обучающегося, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Слайд 221. правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся
на уроке;
2. развивать умения устанавливать связи между условиями педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
3. формировать умение четко планировать предвидеть результаты своего педагогического труда;
4. формировать самосознание обучающегося, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока
Дата __________________
Ф.И.О. преподавателя __________________
Предмет ____________________
Группа № ______ , специальность/ профессия _________________________
Тема урока: ________________________
Цель урока: ________________________
Тип урока и его структура:___________
Слайд 24
1. Определить место урока в изучаемой теме
и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для обучающихся после урока.
Слайд 252. Характеристика группы:
* уровень сформированности знаний, умений и навыков;
* уровень сформированности мотивации к учебной деятельности;
* уровень развития внимания, мыслительной и аналитической деятельности, речи;
* уровень развития коммуникативных качеств;
Слайд 263. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным
учебным возможностям обучающихся?
4. Перечислите методы обучения и формы работы, выбранные для каждого этапа. С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты?
Слайд 27 Методы обучения:
* объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы:
* фронтальная, индивидуальная, парная, групповая;
* организация самостоятельной работы.
Слайд 285. Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого этапа урока
и вида работы. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока?
Слайд 29 6. Отбор дидактических материалов, наглядных пособий
в соответствии с темой урока. Помощь ТСО, ИКТ, в усвоении нового учебного материала обучающимися.
Слайд 30 7. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес обучающихся к
уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности обучающихся на уроке?
Слайд 31
8. Оцените степень активности обучающихся на уроке.
Приемы активизации познавательной деятельности:
* прием сравнения;
* связывание изучаемого материала с жизненным опытом и профессиональной направлен- ностью обучающихся.
Слайд 32 9. Как организован контроль усвоения знаний обучающимися на
каждом этапе урока?
Виды контроля:
* индивидуальный, фронтальный, письменный, устный, тестирование.
Формы контроля:
* самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
Слайд 33 10. Домашнее задание, его цели и осознание этих целей обучающимися.
Объем домашнего задания (чем определяется).
Характер домашнего задания
(тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
Методика задания на дом, инструктаж.
Слайд 34 11. Психологическая атмосфера на уроке.
Как осуществлялось взаимодействие
и общение преподавателя и обучающихся?
* авторитарный стиль;
* демократический;
* либеральный.
Слайд 3512. Ваша оценка результатов урока:
удалось ли достичь, поставленных целей? Все ли поставленные задачи реализованы? Если нет – укажите причину, в чем возникло затруднение?
Наметить перспективы своей дальнейшей педагогической деятельности.
Слайд 36Анализ и самоанализ урока необходим как средство повышения методического мастерства
преподавателя.
Без самоанализа невозможно построить целостную систему обучения; повысить мастерство; развить творческие способности; обобщить передовой педагогический опыт; сократить затраты времени на техническую работу; обеспечить психологический комфорт и самозащиту преподавателям.