Слайд 1Активизация познавательной деятельности через активные методы и формы преподавания истории
Из опыта работы учителя истории и обществознания
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Матросовой А.А.
Слайд 2
оказать помощь обучающимся в освоении
таких способов действий,
которые окажутся необходимыми
в их будущей жизни,
помочь обучающимся
этот выбор сделать осознанно,
то есть научить объективно
оценивать свои возможности, способности,
интересы и склонности.
Задача образования -
Слайд 3
Философия преподавания:
«Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно»
(Н.Чернышевский).
«История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни». (античные мыслители).
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).
Слайд 4
Познавательная активность -
качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении
к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели.
Слайд 5
Активные методы обучения (АМО) –
система методов, обеспечивающих активность и разнообразие
мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.
Слайд 6Классификации методов обучения
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения,
которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
Слайд 7Активные методы обучения:
Обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в
диалог с учителем.
Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.
Слайд 8Интерактивные методы обучения:
От англ. (inter - “между”; act – “действие”)
таким
образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Слайд 9Активные методы обучения.
Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.
Схемы использования:
опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, исторические исследования, деловые игры.
Слайд 10Цели применения активных методов.
При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание
нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.
При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.
При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.
Слайд 11Характеристика применяемых методов.
«Критическое мышление» - от обыденного знания к новому научному
знанию.
«Мозговой штурм»,
опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно,
конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое.
Интегрированные (бинарные) уроки: история+ литература
Слайд 12Эффективность обучения повышается, когда учащиеся:
• могли связать новый материал с
предыдущим;
• заинтересованы в том, что делают;
• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
• имеют самостоятельность в работе;
• имеют возможность для развития нужных умений;
• имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
• обеспечены разными видами деятельности;
• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
• работают в подходящем для них темпе;
• понимают когда и как будут оценены;
• могут оценить собственные успехи.
Слайд 13Активные методы обучения
построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся
принимать решения для достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
Слайд 14
В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается
на следующих ключевых моментах:
• эффективном взаимодействии учителя и ученика;
• создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
• понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.
•создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.
Слайд 15Итоги.
Активные методы учат:
обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив,
общаться.
Знания каждого ученика пополняются знаниями остальных.
Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
Слайд 16ШКОЛА,
где обучение ведется на основе активных методов обучения – школа
БУДУЩЕГО