Презентация, доклад на тему Активизация познавательной активности на уроках математики

Содержание

ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся

Слайд 1Приемы активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры учащихся в условиях реализации

ФГОС

Учитель математики МБОУ «Пречистенская СШ»
Федорова С. В.

Приемы активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры учащихся в условиях реализации ФГОСУчитель математики МБОУ «Пречистенская СШ»Федорова С.

Слайд 2ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть

направлен на активизацию деятельности учащихся
ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся

Слайд 3ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕ В ИЗУЧАЕМЫЙ

МАТЕРИАЛ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

Заставить учиться нельзя,

учебой нужно увлечь

ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ УЧИТЕЛЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ВКЛЮЧЕНИЕ В ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ МОМЕНТОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

Слайд 4Игровые приемы, используемые на уроках математики
Дидактические игры
1. Игры-путешествия
2. Игры-поручения
3.

Игры-предположения
4. Игры-загадки
5. Игры-беседы
Игровые приемы, используемые на уроках математикиДидактические игры1. Игры-путешествия 2. Игры-поручения 3. Игры-предположения 4. Игры-загадки 5. Игры-беседы

Слайд 5 Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную

необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. «Путешествие в страну дробей», «Космическое путешествие (площади и объемы фигур)», «Веселый математический поезд» и т.д.
В основе игры-поручения лежит действие с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги (сказочному герою) расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у (сказочного героя).
Иногда началом игры-предположения может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…».


Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то,

Слайд 8 Как видно, каждое из чисел 10, 11,

12, 13 и 14 нужно умножить само на себя, результаты сложить, а полученную сумму разделить на 365.
Такой пример не скоро решишь, да еще в уме.

Как видно, каждое из чисел 10, 11, 12, 13 и 14 нужно умножить

Слайд 9Гипотеза:
Существует другой подход к решению этого примера.

Гипотеза:Существует другой подход к решению этого примера.

Слайд 10 Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счёт, основанный на виртуозном

использовании свойств чисел. Числа 10, 11 , 12, 13 и 14 обладают любопытной особенностью:


Так как 100 + 121 + 144 = 365, то легко рассчитать в уме, что воспроизведённое на картине выражение равно 2.


Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счёт, основанный на виртуозном использовании свойств чисел. Числа

Слайд 11В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей

игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).

В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое

Слайд 12Игровые приемы, используемые на уроках математики
Провоцирующие задачи
Задачи, условия которых в той

или иной мере навязывают неверный ответ.
Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывает неверный путь решения.
Задачи, вынуждающие придумывать, строить такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.
Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.
Задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.





Игровые приемы, используемые на уроках математикиПровоцирующие задачиЗадачи, условия которых в той или иной мере навязывают неверный ответ.Задачи,

Слайд 13

Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.
- Сколько прямоугольников можно

насчитать в изображении окна?
- Сколько знаков будет в числе, в записи которого 5 нулей?
Навязывается ответ: пятизначным, но он неверен, т.к. помимо 5 нулей в записи числа должны обязательно присутствовать цифры, отличные от нуля. Правильный ответ: шестизначным и более.
Задачи, побуждающие сделать выбор ответа из предложенной совокупности неверных ответов.
- Какое из чисел 333, 555, 666, 999 не делится на 3? Правильный ответ: никакое, т.к.
555 : 3 = 185.
Задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных совокупностей верных и неверных ответов.
- Какой из отрезков короче: вертикальный или горизонтальный?
- Что легче: пуд пуха или пуд железа?
Задачи, условия которых не содержат в явном виде неверного ответа, но каким-либо образом указывают на него.
- Какое число, кратное 3, следует за числом 202?
Напрашивается ответ 203, но это не так, т.к. 203 не делится на 3, а правильный ответ 204.


Задачи, навязывающие в явной форме один определённый ответ.- Сколько прямоугольников можно насчитать в изображении окна? - Сколько

Слайд 14Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие

с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.
- Тройка лошадей проскакала 15км. Сколько км проскакала каждая лошадь?
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-то определённого действия, тогда как выполнять нужно другое действие.
- Крышка имеет 4 угла. Если один из них отпилить, сколько углов будет у крышки?
Напрашивается действие 4 – 1, но правильный ответ 3 + 2 = 5 углов.
Задачи, условия которых подталкивают к выполнению какого-то одного или нескольких действий вполне определённым образом, тогда как выполнять действия нужно иначе, чаще всего необходим сложный расчёт.
- 6 рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?
Кажется совершенно естественным выполнить умножение 6 * 2 и получить ответ: 12 судаков. Но этот ответ не верен, нужно учесть, что один рыбак в день съедает 1/6 часть судака, и вычислять иначе: 1/6 * 12 чел. *12 дн. = 24 судака.
Задачи, условия которых подталкивают решающего к выполнению какого-либо действия, тогда как выполнить их не представляется возможным.
- Двое пошли 3 гриба нашли. Четверо пойдут, сколько найдут?
Напрашивается ответ 6 грибов, но правильный ответ: неизвестно, т.к. эти четверо могут вообще ничего не найти, если им не повезёт.


Задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда

Слайд 15- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при

делении на 3 остаток равный 2.
(111, 114, 141, 411, 444, 414, 441, 144)
Придумать такое число невозможно, поскольку любое число, удовлетворяющее условию задачи, делится на 3 без остатка.



На листе бумаги записано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза?
Здесь имеется в виду не математическое действие, а просто игра с листом: его нужно перевернуть и получится 909.




- 3 спички выложены на столе так, что получилось 4. Могло ли такое быть, если других предметов на столе не было?
Отрицательный ответ опровергается рисунком: IV.




- Используя цифры 1 и 4, запишите трёхзначное число, дающее при делении на 3 остаток равный 2.

Слайд 16Игровые приемы, используемые на уроках математики
Задания, направленные на развитие
внимания,
восприятия

и воображения,
логического мышления,
памяти.
Игровые приемы, используемые на уроках математикиЗадания, направленные на развитие внимания, восприятия и воображения, логического мышления, памяти.

Слайд 17В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик

внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.
1. Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах.
2. Пересчёт предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами.
3. Отыскание чисел по таблицам Шульте.
4. Найди сходство и различие.



В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать

Слайд 18 Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного

отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельностью как взрослого человека, так и ребёнка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Мы знаем, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.
Подбери заплатку к ботинку.
Собери разбитую тарелку, кувшин, вазу.
Упражнение «Геометрические фигуры».


Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений

Слайд 19 Интеллект человека в первую очередь определяется не

суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже с начальной школы необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.
Задачи на смекалку.
Задачи в стихотворной форме.
Задачи-шутки.
Магические квадраты.
Числовые фигуры.
Задачи с геометрическим содержанием.
Кроссворды и ребусы.
Комбинаторные задачи.


Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким

Слайд 20 Необходимо готовить детей к обучению в старших классах,

поэтому развиваем логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.
 
Запомни математические термины.
Цепочка слов.
Рисуем по памяти узоры.
Запомни и воспроизведи расположение предметов.
Зрительные диктанты.
Слуховые диктанты.


Необходимо готовить детей к обучению в старших классах, поэтому развиваем логическую память. Учащимся приходится

Слайд 21Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть