Презентация, доклад на тему 24 мая - День славянской письменности

Жили-были добры молодцы, раскрасавицы-красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты

Слайд 124 мая – День славянской письменности

24 мая – День славянской письменности

Слайд 2



Жили-были добры молодцы, раскрасавицы-красны девицы. А

у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать.Одновременно с созданием славянской азбуки он начал работу над переводом с греческого языка на славянский книжный язык Евангелия, Псалтыря, богослужебных книг. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Жили-были добры молодцы, раскрасавицы-красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые

Слайд 3Мефодий и Кирилл

Мефодий и Кирилл

Слайд 4Аз да Буки - вот и все науки
В этой странновато звучащей

для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы часто не догадываемся. Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы - славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом. Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовал долгий период изучения Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имеет смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по "образу и подобию" священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и "обустроил" славянскую азбуку как модель мира и как истории праведника и неправедного человека.
Аз да Буки - вот и все науки  	В этой странновато звучащей для современного уха пословице

Слайд 5Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное

нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный "быть первым", "светлым князем". Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо. Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово "правый" происходит от слова "правда") - "хорошие" буквы, связанные с Аз-первым. В левом столбике - "плохие" буквы, "Букины".


Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей,

Слайд 6




Названия букв кириллицы были,

как известно, словами: "веди", "глаголь", "добро", "есть", "живете" - и так далее. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни. Другая повествовала о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти. Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово. Даже в начертании букв правого и левого столбиков сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее. Так что, все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.

Названия букв кириллицы были, как известно, словами:

Слайд 10АЗБУКА - послание к славянам
Азъ – «я»
Буки (букы) – буквы, письмена
Веди

(веде) - «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.

Аз буки веде. / Я знаю буквы.

АЗБУКА - послание к славянам Азъ – «я»Буки (букы) – буквы, письменаВеди (веде) - «познал», совершенное прошедшее

Слайд 11Глагол – «слово». Причём не только изречённое, но и написанное.
Добро –

«достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) – от глагола «быть»

Глагол добро есте. / Слово – это достояние.

Глагол – «слово». Причём не только изречённое, но и написанное.Добро – «достояние, нажитое богатство».Есть (есте) – от

Слайд 12Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) –

повелительное наклонение, множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать».
Зело – «усердно, со рвением»
Земля – «планета Земля и её обитатели , земляне».
И – союз «и».
Иже – «те, которые, они же»
Како – «как», «подобно».
Люди – «существа разумные»

Живите зело, земля, и иже како люди. / Живите трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.

Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) – повелительное наклонение, множественное число от «жить»

Слайд 13Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете») – мыслить, постигать разумом.
Нашъ

– «наш» в обычном значении.
Онъ – «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) – «основа (мироздания)»

Мыслите нашъ онъ покой. / Постигайте наше мироздание.

Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете») – мыслить, постигать разумом.Нашъ – «наш» в обычном значении.Онъ –

Слайд 14

Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух»,  «речь».
Слово –

«передающее знание».
Твердо – «уверенно, убеждённо».

Рцы слово твердо. / Неси знания убеждённо.

Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух»,  «речь».Слово – «передающее знание».Твердо – «уверенно, убеждённо».Рцы слово

Слайд 15Укъ – основа знания, доктрина. Наука, учить,навык, обычай.
Ферт, ф(ъ)рътъ – «оплдотворяет».
Херъ 

- «божественный, данный свыше».
Укъ фърътъ Херъ. / Знание оплодотворяет Всевышний (Знание – дар Божий).

Укъ – основа знания, доктрина. Наука, учить,навык, обычай.Ферт, ф(ъ)рътъ – «оплдотворяет».Херъ  - «божественный, данный свыше».Укъ фърътъ Херъ.

Слайд 16Цы (ци,цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».
Червь (черве) – «тот, кто

точит, проникает».
Ш(т)а (Ш.Щ) – «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь,ъръ) – означает собой варианты буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.
Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) – «постичь, иметь».

Цы, черве, шта Ъра юсь яти! / Дерзай, точи, червь, чтобы сущего Свет постичь!

Цы (ци,цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».Червь (черве) – «тот, кто точит, проникает».Ш(т)а (Ш.Щ) – «что» в

Слайд 17 СОВОКУПНОСТЬ ПРИВЕДЁННЫХ ВЫШЕ ФРАЗ И СОСТАВЛЯЕТ АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ:


Азъ буки веде. Глаголъ

добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

СОВОКУПНОСТЬ ПРИВЕДЁННЫХ ВЫШЕ ФРАЗ И СОСТАВЛЯЕТ АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ: Азъ буки веде. Глаголъ добро есте.

Слайд 18В современном переводе это звучит так:

Я знаю буквы: письмо это

достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!
В современном переводе это звучит так: Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть