Слайд 124 мая – День славянской письменности
Слайд 2
Жили-были добры молодцы, раскрасавицы-красны девицы. А
у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать.Одновременно с созданием славянской азбуки он начал работу над переводом с греческого языка на славянский книжный язык Евангелия, Псалтыря, богослужебных книг. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.
Слайд 4Аз да Буки - вот и все науки
В этой странновато звучащей
для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы часто не догадываемся.
Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы - славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовал долгий период изучения Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имеет смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по "образу и подобию" священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и "обустроил" славянскую азбуку как модель мира и как истории праведника и неправедного человека.
Слайд 5Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное
нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный "быть первым", "светлым князем". Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо.
Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово "правый" происходит от слова "правда") - "хорошие" буквы, связанные с Аз-первым. В левом столбике - "плохие" буквы, "Букины".
Слайд 6
Названия букв кириллицы были,
как известно, словами: "веди", "глаголь", "добро", "есть", "живете" - и так далее. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни. Другая повествовала о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.
Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.
Даже в начертании букв правого и левого столбиков сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее. Так что, все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.
Слайд 10АЗБУКА - послание к славянам
Азъ – «я»
Буки (букы) – буквы, письмена
Веди
(веде) - «познал», совершенное прошедшее время от «ведити» – знать, ведать.
Аз буки веде. / Я знаю буквы.
Слайд 11Глагол – «слово». Причём не только изречённое, но и написанное.
Добро –
«достояние, нажитое богатство».
Есть (есте) – от глагола «быть»
Глагол добро есте. / Слово – это достояние.
Слайд 12Живите (вместо второго «и» раньше писалась буква «ять», произносилось живете) –
повелительное наклонение, множественное число от «жить» – «жить в труде, а не прозябать».
Зело – «усердно, со рвением»
Земля – «планета Земля и её обитатели , земляне».
И – союз «и».
Иже – «те, которые, они же»
Како – «как», «подобно».
Люди – «существа разумные»
Живите зело, земля, и иже како люди. / Живите трудясь усердно, земляне, и как подобает людям.
Слайд 13Мыслите (писалось с буквой «ять», произносилось «мыслете») – мыслить, постигать разумом.
Нашъ
– «наш» в обычном значении.
Онъ – «оный» в значении «единственный, единый».
Покои (покой) – «основа (мироздания)»
Мыслите нашъ онъ покой. / Постигайте наше мироздание.
Слайд 14
Рцы (рци) – повелительное наклонение: «говори, изрекай, читай вслух», «речь».
Слово –
«передающее знание».
Твердо – «уверенно, убеждённо».
Рцы слово твердо. / Неси знания убеждённо.
Слайд 15Укъ – основа знания, доктрина. Наука, учить,навык, обычай.
Ферт, ф(ъ)рътъ – «оплдотворяет».
Херъ
- «божественный, данный свыше».
Укъ фърътъ Херъ. / Знание оплодотворяет Всевышний (Знание – дар Божий).
Слайд 16Цы (ци,цти) – «точи, проникай, вникай, дерзай».
Червь (черве) – «тот, кто
точит, проникает».
Ш(т)а (Ш.Щ) – «что» в значении «чтобы».
Ъ, Ь (еръ/ерь,ъръ) – означает собой варианты буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.
Юсъ (юс малый) – «свет, старорусское яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».
Ять (яти) – «постичь, иметь».
Цы, черве, шта Ъра юсь яти! / Дерзай, точи, червь, чтобы сущего Свет постичь!
Слайд 17
СОВОКУПНОСТЬ ПРИВЕДЁННЫХ ВЫШЕ ФРАЗ И СОСТАВЛЯЕТ АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ:
Азъ буки веде. Глаголъ
добро есте.
Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!
Слайд 18В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы: письмо это
достояние.
Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям - постигайте мироздание!
Несите слово убеждённо: знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!