Слайд 1Тема 1.3.
Методы и приемы
развития
мотивации
учебно-познавательной деятельности младшего школьника на
уроках по всем предметам
Слайд 2План:
3.1. Внешние и внутренние мотивы учения младших школьников.
3.2. Особенности мотивации учебной
деятельности первоклассника.
3.3. Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Слайд 3Компетенции
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.
Слайд 4Мотив - материальный или реальный предмет, который направляет и побуждает на
себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.
Мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Слайд 5выделяют 2 типа мотивов учения:
Мотивы, связанные с учебной деятельностью включают в
себя содержание учения (новые факты, знания, явления…), и процесс учения (проявление интеллектуальной активности, рассуждений, преодоление препятствий).
Мотивы, не связанные с учебной деятельностью включают в себя социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями…), узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, занять достойное место среди товарищей…), отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).
Слайд 7Конкретными показателями формирования мотивов являются:
1. тип отношения к учению,
2.цели (какие ставит и
реализует обучаемый),
3. мотивы (ради чего учится),
4. эмоции (как переживает учение),
5. умение учиться,
6. уровень обученности (каких результатов достиг),
7. характеристики обучаемости (потенциальные возможности, каких успехов мог бы достигнуть).
Слайд 8Особенности мотивации учебной деятельности первоклассника
Познавательные мотивы
широкие познавательные мотивы - состоят в
ориентации школьников на овладение новыми знаниями.
учебно-познавательные мотивы - состоят в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний.
мотивы самообразования - состоят в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Слайд 9Социальные мотивы
широкие социальные мотивы состоят в стремлении получать знания на основе
осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье;
узкие социальные (позиционные мотивы) состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет;
Разновидностью таких мотивов считается мотивация благополучия, проявляющаяся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, воспитателей, родителей и товарищей;
социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами, совершенствовать их.
Слайд 10Уровни учебной мотивации
высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
хорошая школьная мотивация.
положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
низкая школьная мотивация.
негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Слайд 11Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной
мотивации. По мнению А.К. Марковой, наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения детей;
результаты этих наблюдений фиксируются в дневниках учителя, в педагогических характеристиках;
использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса;
индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких группах об отношении дошкольников к учению.
Слайд 12Задания для самостоятельной работы
I. Обсудите в группе предложенные ситуации и определите
предположительно мотивы учения детей. (Подготовьтесь).
1. « Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил»
2. «Я хожу в школу потому, что там весело, много ребят, с которыми можно играть»
3. «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился»
4. «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким»
5. «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать кем захочешь»
6. «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки»
Слайд 13Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:
Учебная
деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
Необходимо понимание важности преподносимого материала.
Слайд 14Новый материал должен быть хорошо связан с те, что дети усвоили
раньше.
Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудным, но посильными.
Важно положительно оценивать все успехи младших школьников. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Слайд 18Обработка и интерпретация результатов.
Дается «ключ» к опроснику, за каждый ответ, который
соответствует выбранной букве в «ключе» начисляется 1 балл.
«Ключ» к опроснику.
О преобладающей мотивации на приобретение знаний у младшего школьника свидетельствуют следующие ответы:
- буква «а», выбранная на вопросы с № 1 – 6, с № 8 – 11.
- буква «б», выбранная на вопросы № 7 и № 12.
Сумма баллов (от «0» до «12») свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.
Слайд 20Обработка и интерпретация результатов
Начисляется по 1 баллу за ответы «Да» на
вопросы по позициям 1-9 и за ответы «Нет» - по позициям 10-12.
Подсчитывается общая сумма баллов (∑ =1+……..=…баллов).
Выводы: чем больше набрана сумма (∑ б) баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.
В итоге, сопоставление суммы баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание мотива того или другого у ученика: либо на приобретение знаний, либо на отметку.
Слайд 22Интерпретация результатов
а) если выбраны суждения № 1-3 – то они направлены
на выявление мотивов долга и ответственности;
б) -//- суждения 4-6 – мотивы самоопределения и самосовершенствования;
в)-//- суждения 7-9 – это мотивация благополучия;
г) -//- суждения 10-12 – указывают на престижную мотивацию;
д) -//- суждения 13-15 – это мотивация избегания неприятностей, неудач;
е) -//- суждения 16-18 – отражают мотивы содержанием учебной деятельности;
ж) -//- суждения 19-21 – направлены на выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.