Слайд 1
Формирование основ здорового образа жизни.
МАОУ Лицей №1 г. Жуковки
2014
год
Миронюк Елена Ивановна,
учитель начальных классов.
Слайд 2«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает
все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.»
Артур Шопенгауэр
Слайд 4Проблемы здоровья.
25-30 % уже с заболеваниями;
за период обучения число здоровых детей
уменьшается в 4 раза.
Увеличивается
число близоруких детей с 3,9 % до 12,3 %;
с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4 %;
нарушение осанки с 1,9 до 16,8 %.
Слайд 6Задачи:
Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни;
формирование у детей, родителей ответственного отношения к собственному здоровью;
профилактика вредных привычек;
укрепление физического здоровья;
пропаганда активного здорового образа жизни.
Слайд 7Принципы здоровьесбережения:
«Не навреди!»
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке и занятии.
Субъект-субъектные взаимоотношения .
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Слайд 8Условия реализации оздоровительной работы в начальной школе.
Строгое соблюдение режима школьных занятий
(продолжительность уроков, учебного дня, перемен, каникул);
Правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и др.);
Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным предметам (световой, звуковой, воздушный режим, цветовое оформление).
Слайд 9Технологии сохранения и стимулирования здоровья на занятиях:
Применение цветового воздействия с целью:
активизировать деятельность головного мозга, внимание, память; возбудить нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах.
Подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики).
Организация обучения в режиме «динамических поз». Рациональная смена видов деятельности.
Гимнастика для глаз с целью профилактики зрительного переутомления обучающихся.
Физкультминутки.
Хороший психологический климат на уроке. Включение оздоровительного компонента в содержание учебных предметов.
Мотивация на сохранение и укрепление собственного здоровья обучающихся.
Слайд 10Хороший психологический климат на уроке и мероприятиях.
Комфортное начало и конец урока:
использовать
положительные установки на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
уметь настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
похвала, («Ты молодец, умница!», «Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли»… )
Слайд 11Физкультминутки.
1.Динамические (упражнения по формированию осанки; укреплению зрения; укреплению мышц рук; отдых
позвоночника; упражнения для ног; потягивание;)
2.Дыхательные (упражнения, направленные на выработку рационального дыхания).
3.Ритмические(танцевальные, с прихлопами, с притопами и так далее, которые снимают общую усталость).
4.Психологические(физминутки, которые помимо игровой функции направлены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления).
5. Самомассаж.
Слайд 12Гимнастика для глаз.
для улучшения аккомодации;
для укрепления мышц;
для улучшения циркуляции крови и
внутриглазной жидкости;
гимнастика в стихах.
Слайд 13Цветотерапия.
Красный цвет влияет на физическое состояние(Красный и оранжевый – активные цвета,
действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности)
Жёлтый – на умственное, (это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача)
Голубой –влияет на эмоции.
Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов.
Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.
Слайд 14Музотерапия
использование музыки как оформления фона занятий и сопровождения моментов урока.
музыка
влияет на человека через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьется сердце, дышат легкие.
Слайд 15Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения)
действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы.
Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем.
Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.
Слайд 16Арт-терапия-коррекция через творчество
Рисунки на полях тетради символа дня, лепка, рисование, вышивание;
Используются
в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения.
Слайд 19Конкурс рисунков.
Здоровый образ жизни.
Слайд 20Конкурс рисунков.
Курить – не только себе вредить.
Слайд 21Технология личностно-ориентированного обучения:
поддерживать индивидуальность ребенка;
предоставлять каждому ученику возможность работать в присущем
ему темпе;
предоставлять право выбора деятельности;
создавать возможности для реализации творческих способностей;
использовать демократический стиль взаимоотношений.
Слайд 22Игровые технологии
Игры направлены на:
развитие внимания;
развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
развитие произвольных движений
и самоконтроля;
развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
развитие мышления и речи .
Слайд 23Технология развивающего обучения:
происходит активизация учащихся в процессе усвоения новых знаний.
(проблемно-поисковый,
исследовательский
методы).
Слайд 24Работа с семьей
информационно-просветительская работа;
привлечение родителей к обучению детей здоровому образу
жизни;
совместное участие в конкурсах.
Слайд 25Учитель и его здоровье
учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями
физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Факты:
Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Слайд 26Пропиши себе рецепт оздоровления
Оздоровление в школе должно начинаться именно с нас!!!!
Слайд 27Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – это УЛЫБКА
1. она поднимает
настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Слайд 2810 советов здорового образа жизни
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки,
производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.
2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.
Слайд 293 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь
1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.
4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.
Слайд 305 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как
можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.
6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.
7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.
Слайд 318 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий
спортом в день продлевают жизнь.
9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.
10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.
Слайд 32будьте здоровы!!!
Здоровье не всё, но всё без
здоровья - ничто.
СОКРАТ
Слайд 33Здоровья вам на долгие – долгие годы!!!