Слайд 1Виды ресурсов. Способы получения ресурсов
ФГОС 5 класс
Выполнила: Рыбакова Нина Николаевна
учитель технологии высшей категории
МОБУ «СОШ № 62»
г. Оренбург – 2019г.
Слайд 2Содержание урока
1. Тема, цель и задачи урока- слайд 3.
2. Понятие ресурса
–слайд 4.
3. Основные виды ресурсов – слайд 5.
4. Природные ресурсы – слайды 6,7.
5. Виды ресурсов в экономической теории – слайды с 8 по 11.
6. Способы получения ресурсов – слайд 12; с 17-27.
7. Понятие и виды ресурсов предприятия - слайды с 13 по 16.
8. Влияние на окружающую среду полезных ископаемых слайды с 28 по 34.
9. Добыча воды из воздуха – слайд 46.
10. промышленная добыча золота – слайды 47,48,49.
11. Практическая работа- слайды с 50 по 53.
12. Физ. Минутка – слайд
13. Итог урока и рефлексия- слайды
14. Литература – слайд
Слайд 3Тема, цель и задачи урока
Тема урока: Виды ресурсов. Способы получения ресурсов
Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по изучению ресурсов и способов их получения.
Задачи урока:
познакомить обучающихся с видами ресурсов и способами их получения;
развивать технологическое мышление;
воспитывать бережное отношение к ресурсам;
дать представление о профессиях горнодобывающих профессиях.
Слайд 4Понятие ресурса
Ресурс - это то, с помощью чего можно удовлетворить различные
человеческие потребности –
Ресурс - это запас чего-либо, который можно использовать для удовлетворения конкретных потребностей человека или общества. Ressource - именно такой вид имеет это слово в оригинале (на французском языке).
Самый удачный синоним слова "ресурс" - "запас". Также синонимами данного термина в определенном контексте могут выступать следующие слова: "источник", "доход", "средство", "резерв" и некоторые другие.
Слайд 5Основные виды ресурсов
Среди основных видов (классов) ресурсов можно выделить следующие:
природные;
экономические;
трудовые (человеческие);
финансовые (или банковские, бюджетные);
административные;
информационные;
энергетические и т. п.
Слайд 6Природные ресурсы
Природные ресурсы - это все предметы, вещества и явления, которые
население определенной территории (страны, региона, области) использует в целях производства различных благ, продуктов и услуг.
К ним относятся вода, атмосферный воздух, энергия Солнца, полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, железная руда и т. д.), почвы, биота (растительный и животный мир).
Исчерпаемые например, нефть
Неисчерпаемые например, воздух
Возобновляемые – пресная вода
Невозобновляемые - гранит
Слайд 7Природные ресурсы
Следует упомянуть об одном важном законе. Он говорит о том,
что все ресурсы ограничены, а вот человеческие потребности - по сути, безграничны. Именно это острое противоречие как раз и призвана решить экономика.
Один из инструментов решения такой важной проблемы - это рациональное использование ресурсов (или рациональное природопользование). Суть его заключается в том, чтобы использовать любой ресурс с максимальной выгодой для людей и с минимальным вредом для окружающей среды. Например, можно организовать в лесном массиве лесопилку и заготавливать бревна. А можно построить рядом еще и небольшой комбинат, который производил бы из опилок ДСП (древесно-стружечные плиты). Таким образом, конкретный ресурс (лес) будет использоваться более рационально.
Слайд 8Виды ресурсов в экономической теории
В экономической теории ресурсы принято делить на
четыре группы:
1. природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»);
2. материальные – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства);
3. трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;
4. финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767—1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности.
Слайд 11Виды ресурсов
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они
получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производственными».
Наряду с понятием «ресурсы производства» экономическая теория оперирует также понятием « факторы производства». В чем же их отличие?
Когда мы характеризовали ресурсы, то отмечали, что это природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот, «факторы производства» - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы; следовательно, «ресурсы производства» - понятие более широкое, чем «факторы производства». Иными словами, факторы производства – это производящие ресурсы.
В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.
Слайд 12Способы получения ресурсов
Золото - основным способом получения золота является продажа награбленных ценностей(добычи)
на рынке. Вторым по важности способом является привлечение рефералов. Раз в сутки Вы можете взять ежедневный бонус в ратуше. Число выдаваемого золота можно увеличить, улучшив Вашу ратушу до муниципалитета. Также самоцветы можно обменять на золото.
Стройматериалы - основным способом получения стройматериалов является постройка лесопилки и каменоломни. Данные здания дают некоторое число стройматериалов раз в несколько дней. Также Вы можете обменять часть Ваших самоцветов на стройматериалы.
Самоцветы - основным способом получения самоцветов является продажа добычи на рынке. Победив Архимонстров, Вы получите и самоцветы.
Хлеб - основным способом получения хлеба является производство на мельнице. После улучшения помола, а также выделения дополнительной территории под пшеничное поле количество производимого хлеба повышается.
Мясо - основным способом получения мяса является производство на ферме. Можно повысить производство мяса посредством покупки животных на ферме.
Рыба - основным способом получения рыбы является производство в хижине рыбака. Производство рыбы зависит от Вашей лояльности.
Слайд 13Понятие и виды ресурсов предприятия
Предприятие-это ведущая ячейка экономики страны. Оно занимает
важнейшее место в развитие основных потребностей общества, а именно: что производить, в каком объеме, по какой технологии, где реализовать продукцию, по какой цене и т.п.
Основным источником ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций.
Для выполнения своих функций предприятие:
Формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности или на праве хозяйственного ведения;
Приобретает оборудование, сырье и материалы;
Нанимает рабочую силу и формирует аппарат управления;
Организует производственно-технологический и другие процессы;
Слайд 14Понятие и виды ресурсов предприятия
Ресурсы предприятия – это совокупность материальных и
финансовых средств, которые потенциально могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
То есть это те блага, которые используются для создания других благ. Поэтому их не редко называют производственными ресурсами. Ресурсы используются коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями. Они используются также и домашними хозяйствами, функционируют в качестве основной в сфере потребления.
Слайд 15Понятие и виды ресурсов предприятия
Ресурсы можно подразделить на следующие виды:
Природные ресурсы;
Естественные,
имеющиеся в природе, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, полезных ископаемых, растительного и животного мира;
Трудовые ресурсы- трудоспособная часть населения, обладающая физическими способностями к трудовой деятельности и производящая материальные блага;
Финансовые ресурсы- представлены в виде денежных средств, принадлежащими субъекту;
Капитальные средства- форма ресурсов приравнивающаяся к имуществу в виде техники, технологии;
Материальные ресурсы- предметы труда, сырье, основные и вспомогательные материалы: топливо, полуфабрикаты, незавершенное строительство и отходы производства;
Слайд 16Понятие и виды ресурсов предприятия
Постоянно возрастающие и изменяющиеся общественные потребности побуждают
руководителя предприятия развивать дело, увеличивать состав и объем выпускаемой продукции. Для этого необходимо привлечение дополнительных ресурсов. Такую задачу решают и другие предприятия.
Таким образом, совокупность всех ресурсов предприятия выполняет в современной экономике важнейшие функции:
во-первых, обеспечивает более эффективное производство товаров и услуг;
во-вторых, помогает определить, для кого производится товары и услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является основным доходом большинства людей.
Слайд 17Способы получения ресурсов
Металл
Для того чтобы изготовить сплав, необходимо в первую
очередь получить металл из природной руды. Самородные элементы – это те вещества, которые находятся в природе в свободном состоянии. К ним относится платина, золото, олово, ртуть. Их отделяют от примесей механически или с помощью химических реагентов.
Остальные металлы добывают путем обработки их соединений. Они содержатся в различных ископаемых. Руда – это минералы и горные породы, в состав которых входят соединения металлов в виде оксидов, карбонатов или сульфидов. Для их получения используют химическую обработку.
Методы получения металлов:
• восстановление оксидов углем;
• получение олова из оловянного камня;
• выплавка чугуна из железной руды;
• обжигание сернистых соединений в специальных печах. Для облегчения добывания металлов из рудных пород к ним добавляют различные вещества, называемые флюсами. Они помогают удалять нежелательные примеси, такие как глина, известняк, песок. В результате этого процесса получаются легкоплавкие соединения, называемые шлаками.
Слайд 18Способы получения ресурсов
Основные способы получения металлов и сплавов:
Литейный, при котором происходит
затвердевание однородной смеси разных расплавленных компонентов.
Для получения сплавов используют пирометаллургический и электрометаллургический методы получения металлов.
При первом варианте для разогрева сырья используют тепловую энергию, полученную в процессе сгорания топлива.
Пирометаллургическим методом получают стали в мартеновских печах и чугуны в домнах.
При электрометаллургическом способе сырье нагревают в индукционных или дуговых электрических печах. При этом сырье расславляется очень быстро.
• Порошковый, при котором для изготовления сплава используются порошки его компонентов. Благодаря прессованию им придают определенную форму, а затем спекают в специальных печах.
Слайд 19Способы получения ресурсов
Все минеральные ресурсы, как твердые, так и жидкие, и газообразные
на нашей планете располагаются неравномерно и находятся либо на поверхности, либо глубоко под землей, и в зависимости от их мест размещения и залегания для их добычи используют тот или иной способ.
Самими распространенными способами добычи природных ресурсов можно считать:
открытый способ либо карьерный способ,
закрытый способ либо подземный или шахтный способ,
комбинированный способ либо открыто-подземный способ,
геотехнологический способ либо скважинный способ,
дражный способ.
Слайд 21Открытый способ получения минералов
Слайд 22Способы получения полезных ископаемых
Все эти способы имеют как свои преимущества, так
и недостатки, поэтому технология добычи полезных ископаемых открытым способом предполагает создание на местах разработки и добычи природных ресурсов глубоких котлованов в виде больших карьеров или разрезов, размеры которых зависят от относительно небольшой глубины и протяженности, а также мощности пластов залегания ископаемых.
Таким способом обычно добывают природное строительное и индустриальное сырье такое как
известняк и мел,
песок и глина,
торф и уголь,
медь и свинец,
молибден и никель,
олово и вольфрам,
хром и марганец,
цинк и железо.
Слайд 24Закрытый способ добычи ресурсов
Твердые ископаемые, находящиеся на достаточной большой глубине залегания
добывают подземным, т.е. закрытым способом, при котором сооружают подземные шахты.
Недостатком такого способа является его огромный риск для горняков, связанный с обрушением и загазованностью, а значит и взрывоопасностью.
Таким способом обычно добывают руды, полиметаллы и минеральное сырье такие как:
Медь и золото,
Вольфрам и железо,
Каменный уголь и минеральные соли.
Слайд 25Способы добычи ресурсов
Если открытый и закрытый способ добычи полезных ископаемых не
подходит для данного месторождения промышленного сырья, то применяют комбинированный открыто-подземный способ, где сначала добываются открытым способом сырье из верхних слоев, а затем уже шахтным методом дорабатывают оставшиеся запасы металлических руд, залегающие на достаточно большой глубине.
Достоинствами такого способа являются большие объемы добычи природного сырья, а таким способом обычно добываются многие цветные металлы и алмазы.
Таким способом обычно добываются:
газ и нефть,
сера и литий,
фосфор и уран.
Слайд 27Способы добычи ресурсов
И наконец, отдельный дражный способ, где горное предприятие одновременно
осуществляет как добычу сырья, так и его обогащение, т. е. с помощью специального оборудования первично происходит отделение ценной породы от сопутствующей пустой.
Таким способом обычно разрабатываются месторождения россыпей:
золота и алмазов,
платиноидов и касситерита.
Слайд 28Влияние на окружающую среду добычи полезных ископаемых
Добыча полезных ископаемых любым способом
не может не оказывать на окружающую среду своего негативного воздействия, так как занимает огромные площади хозяйственных земель, доходящие порой до десятков тысяч квадратных километров.
Такая техногенная нагрузка на природную среду нарушает естественный ход саморегуляции жизненных процессов окружающей среды и порой приводит к ее быстрой деградации.
Как правило, под их разработками находятся самые продуктивные почвенные черноземы:
полей и пашен,
лесов и водоемов,
дорог и населенных пунктов.
Производство добычи начинается с подготовительных очистных работ, где на местности удаляются все искусственные преграды, так:
вырубаются многолетние леса с ценными породами деревьев,
осушаются вековые водоемы в виде болот, рек и озер,
прокладываются инженерные коммуникации в виде водоотводящих канав и подъездных путей.
Слайд 29Экологические проблемы добычи ресурсов
Слайд 31Влияние на окружающую среду добыча полезных ископаемых
затем производят вскрышные работы, целью
которых служит послойное удаление и перемещение в отвалы пустой породы открывающей доступ к самим природным ресурсам:
мягкую и легкую породу разрабатывают при помощи бульдозеров и землеройных машин,
скальную и твердую породу сначала взрывают при помощи буровзрывной техники, а потом разрабатывают при помощи экскаваторов и скреперов,
уже обнаженные полезные ископаемые добывают и грузят на специальные транспортные средства — карьерные самосвалы,
Слайд 32Влияние на окружающую среду добыча полезных ископаемых
Добыча природного сырья имеет еще
и такие негативные последствия для окружающей среды как загрязнение почвы, воды и воздуха химическими элементами отвалов, что пагубно влияет как на растительный, так и животный мир данной местности.
Это негативное воздействие на окружающую среду отрицательно влияет и на здоровье людей, живущих в близлежащих местностях – повышением заболеваемости местного населения.
Поэтому в период разработки месторождений полезных ископаемых необходимы такие регулярные мероприятия как — проведение наблюдений и экологический мониторинг.
Слайд 33Влияние на окружающую среду добыча полезных ископаемых
Слайд 34Влияние на окружающую среду добыча полезных ископаемых
Уменьшить негативное влияние на окружающую
среду в дальнейшем можно усовершенствованием методов разработки, а также с помощью рекультивации этих земель, возвратом и приведением их в первоначальное состояние, однако на это нужны огромные финансовые средства и немалый временной интервал.
Поэтому добывающие предприятия согласно закону охраны недр и окружающей среды обязаны после всех проведенных работ по добыче сырья обеспечить восстановление естественного ландшафта местности, где за свой счет они сажают леса и разбивают лесопарки с созданием в последствие зон отдыха, а также восстанавливают плодородный слой почвы, вовлекая его в сельскохозяйственный оборот.
Слайд 35Открытый и подземный способы добычи угля
Слайд 38Разработка месторождений открытым и закрытым способом
Слайд 41Последствия добычи полезных ископаемых
Слайд 43Промышленные способы добывания воды
Слайд 45Буксировка айсберга с пресной водой
Слайд 46Добыча воды из воздуха
Воду можно добывать даже из воздуха. Этот факт
подтвердили исследования австралийца Эдварда Линкара. Он создал уникальную систему орошения – airdrop. К решению этой проблемы австралиец подошел нестандартно – он наблюдал за жуками Намибии, которые научились в процессе эволюции добывать влагу из воздуха.
Эдвард пошел по тому же пути, что и пустынные жуки – установил несколько насосов. Первый насос затягивает воздух, а второй транспортирует влагу к корневой системе растений. За свое изобретение австралиец получил 10 тыс. фунтов. Его изобретением заинтересовались ведущие компании мира по сохранению пресной воды на нашей планете.
Слайд 47Промышленная добыча золота
Основные способы добычи золота в промышленных масштабах сводятся к
извлечению золотосодержащей руды на поверхность. В зависимости от глубины залегания это осуществляется либо карьерным, открытым способом, либо с помощью шахт, их называют рудники.
Сначала извлекают верхние пласты пустой породы, затем, добравшись до золотоносной породы, грузят ее на специальный транспорт, которые доставляет на обогатительные заводы. Для того чтобы извлечь руду ее могут взрывать или добывать ковшами экваторов. На перерабатывающих заводах полученные куски рудной породы дробят на более мелкие и подвергают различным способам обработки:
плавление;
электролитический;
метод экстракции;
метод амальгамации.
Слайд 48Гидравлический способ добычи золота
Слайд 50Практическая работа № 14: Знакомство с видами и способами получения ресурсов
Задание
для обучающихся:
Познакомиться со способами получения воды в экстремальных условиях.
1. Сбор росы
2. Сбор конденсата с веток деревьев
3. Сбор конденсата с использованием плёнки
Слайд 51Сбор росы
Сбор росы является вероятно самым простым способом добычи воды ,там,
где есть трава. Берем ткань идем утром на луг и проводим тканью по траве, ткань напитается росой, которую потом можно выжать в ёмкость. Будьте внимательны: не собирайте росу с ядовитых растений, росу собирают до восхода солнца, пока она не высохла, роса не выпадает при густой облачности(если не выпала роса, то ждите дождя или изменения погоды далеко не в лучшую сторону).
Слайд 52Сбор конденсата с веток деревьев
Чтобы собрать конденсат с веток деревьев нам
необходим полиэтиленовый пакет, который надевается на ветку дерева(с листьями) и у основания завязывается веревкой.(этот метод еще называется методом Бриана Коваджа). Через некоторое время вы найдёте «живительную влагу».
Слайд 53Плёночный конденсатор
Еще один способ сбора конденсата будет чрезвычайно полезен тем, кто
находиться в степи где нет ни деревьев ни густого травостоя. Для данного способа сбора конденсата, нам понадобиться:
Кусок полиэтиленовой пленки(можно пакет)
Ямка выкопанная в земле
Ёмкость для сбора воды
Выкопайте ямку глубиной 60-70 см и шириной до 100 см(радиус),на дно поставьте емкость(кружка,котелок),сверху ямы натяните пленку,по краям пленку укрепите камнями,либо присыпьте грунтом(что еще лучше),в центр пленки поместите камешек-утяжелитель,он будет выполнять роль направляющего для капель воды.Камень должен находиться в центре пленки,в том месте где у вас под пленкой расположена емкость для сбора воды.Таким образом можно собирать воду даже в пустынях(разница температур).
Слайд 54Физ. минутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево
надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Слайд 55Итоги урока
Вопросы :
Что такое ресурсы.
Назвать основные виды ресурсов.
Какие природные ресурсы вы
знаете?
Какие способы получения ресурсов вы знаете?
Как добыча полезных ископаемых влияет на окружающую среды?
Назовите способы получения воды.
Слайд 57Литература
1.Технология. 5 класс: пособие для общеобразовательных организаций/ (В.М. Казакевич, Г.В.Пичугина, Г.
Ю. Семёнова и др.); под ред. В.М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
2. Головачёв, А. С. Экономика предприятия: учеб. пособие / А. С. Головачёв. – Минск: Выш. шк.,2008. – 447с.
3. Горфинкель В. Я. Экономика организации (предприятия, фирмы)/ Чернышев Б. Н. Москва : Вузовский учебник, 2008. - 536 с
4. ДорофеевВ.Д. Эффективность управления трудовыми ресурсами предприятия при внедрении системы менеджмента качества / - Пенза : Изд-во ПГУ ; Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2008. - 210 с.
5. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия) : Учебник для ср. спец. учебных заведений / - 2, с изм. - Москва : Издательство "Магистр", 2008. - 255 с.
6.. Терехин, В И. Эффективность моделирования денежных средств на российских предприятиях / Москва : Издательство "Дело и Сервис", 2011. - 9 с.
https://www.syl.ru/article/195776/new_resurs---eto-vidyi-resursov