Слайд 1Каргопольская игрушка
коллективный творческий проект
учащихся 4 – Г класса МБОУ «СОШ
№30»
В рамках конкурса творческих проектов
«Всякому мило своё ремесло»
городской культурно-исторической программы
«Семь ремёсел»
Руководитель: Илатовская Елена Викторовна
Слайд 2 Архангельская область известна по всему миру изделиями местных мастеров. Все
ремёсла трудно перечислить, даже самых распространённых не мало:
Резьба по кости
Вышивка
Различные виды росписей по дереву и бересте, в том числе мезенская, борецкая, шенкурская
домовые росписи
Резьба по дереву
Ткачество
Приготовление козуль
Гончарство, например известная каргопольская игрушка
Слайд 3Когда перед нашим классом встал вопрос о выборе темы для проекта
в рамках конкурса творческих работ «Всякому мило своё ремесло» , мы остановили выбор на «Каргопольской игрушке». Дело в том, что в нашем классе учится девочка, чей прапрадедушка, Иван Васильевич Дружинин, был родом из деревни Гринёво в Каргополье. Этот мастер внёс большой вклад в возрождение народного промысла глиняной игрушки. Нам стало интересно более подробно изучить эту тему.
Слайд 4Цель работы над проектом:
Изучить предмет и изготовить каргопольскую игрушку.
Слайд 5
Задачи проекта:
Изучить историю возникновения каргопольской игрушки
Познакомиться с видами каргопольской игрушки
Освоить
технологические приёмы и последовательность изготовления каргопольской игрушки
Познакомиться с материалами и инструментами, используемыми для изготовления игрушки
Познакомиться с принципами цветовой обработки, символикой Каргополья, используемой для раскрашивания игрушки
Выполнить эскиз и выбрать вид игрушки для работы в глине, изготовить изделие
Совершенствовать свои умения и навыки в работе с пластилином, глиной, красками
Выполнить каргопольскую игрушку из глины и раскрасить в соответствии с традициями
Совершенствовать свои возможности в области проекта и проектной деятельности
Слайд 6Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской
области, потому она и называется «каргопольская».
В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Мастера из окрестных деревень Печникова, Гринева, Токарева крутили всякую посуду.
Из остатков глины лепили игрушки на забаву детям. Вот так и появился на свет этот промысел!
Слайд 7Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия
использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.
Глиняные каргопольские игрушки представляли собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.
Слайд 8 В большинстве случаев имена изготовителей глиняных игрушек никому
не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.
В тридцатые годы прошлого века в деревне Гринево проживал Дружинин Иван Васильевич – потомок рода гончаров. Он был одним из талантливейших создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры люди знают как классические каргопольские. Ученица нашего класса Софья Брынёва является праправнучкой Ивана Васильевича.
Слайд 9Гринево стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рук которой
появилась чудесная каргопольская игрушка. Имя ей – Бабкина Ульяна Ивановна. Начав заниматься созданием игрушек еще в 15-летнем возрасте, Бабкина продолжала свое ремесло до конца жизни. Именно она не дала завершиться прекрасному обычаю произведения сувениров. Это Ульяна Ивановна сберегла образ коня-полкана, или, как его еще называют, полихана.
Кентавр с бородой, коим явл-
яется Полкан – один из самых
любимых и востребованных
образов каргопольской глиня-
ной игрушки.
Слайд 10Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных
вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелевых берет свое начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки.
Слайд 11В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы:
образы животных,
людей
и сказочные персонажи (полулюди-полуживотные:
сирины, русалки, домовые, полканы).
Слайд 12ПОЛКАН
БАБА, БАРЫШНЯ
МУЖИК
МЕДВЕДЬ
ОЛЕНЬ, ЛОСЬ, БАРАН
КОНЬ, ТЯНИ-ТОЛКАЙ
Слайд 13СВИСТУЛЬКИ, УТУШКИ
ПТИЦА СИРИН
СЮЖЕТЫ
Слайд 14Процесс подготовки глины к работе был очень трудоёмким и длительным:
Глину просушивали
в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой.
После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки и прочий сор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.
Слайд 15При лепке мастер почти не пользуется инструментом. Главное орудие труда —
его руки. Глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки мастера чувствуют мельчайшие камушки и комочки, которые могут помешать при лепке и обжиге.
Средний размер игрушки не превышает длины
кисти руки. Вот почему игрушки получаются ровными, одинаковыми.
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.
Слайд 16ОБЖИГ ИГРУШКИ.
Это длительный процесс, занимает 6-8 часов. Здесь важно повышать температуру
постепенно до 1000 градусов. Затем глиняные изделия остывают. Если нарушена технология изготовления игрушки, то она может треснуть во время обжига. Неравномерный нагрев повлечет за собой изменение цвета.
Слайд 21Знакомство с символикой каргопольской игрушки
Слайд 24Изучаем приёмы лепки каргопольской игрушки (лепка женской фигуры из пластилина)
Слайд 25Итоговый этап работы над проектом – лепка
из глины Полкана
Слайд 27У.И.Бабкина.
Полкан.
1969
Каргопольская игрушка Полкан – это статный,
широкогрудый богатырь,
с
круглым лицом
и большой бородой,
непременно подбоченившийся левой рукой и призывно поднявший вверх правую руку. Во всем его облике
видны стать и сила.
Полкан – фантастическое существо,
полуконь- получеловек.