Слайд 2Семья – источник социального и экономического развития общества
Функции семьи:
Репродуктивная (воспроизводство
общества)
Регулятивная (направляющая, вносящая планомерность)
Коммуникативная (общение членов семьи)
Рекреативная (воспитание членов семьи)
Социальное самоопределение
Экономическая
Слайд 3Составные части экономической функции
Организация семейного потребления, ведение домашнего хозяйства и
частное предпринимательство.
Накопление частно-семейного имущества и обеспечение его наследования.
Финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи охватывает движение денег от их поступления до расходования и накопление.
Участие членов семьи в общественном и кооперативном производстве.
Воспроизводство человека как личности и подготовка детей к труду.
Слайд 4 Домашняя экономика – это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной
на удовлетворение потребностей её членов.
Это умение разобраться со своими потребностями, выбрать средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым.
Слайд 5Задачи домашней экономики:
Удовлетворение потребностей членов семьи, организация обмена и сделок.
Рациональное использование семейных ресурсов.
Планирование и экономия средств и времени.
Применение хозяйственного расчёта и НОТ в домашней работе.
Потребность – это осознанное желание иметь что-либо. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека и использовании определённых ресурсов.
Ресурсы – это то, чем располагает человек, семья, предприятие государство.
Слайд 6Доходы школьника:
От родителей
Индивидуальная трудовая деятельность (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек,
ремонт и т.д.)
Коммерческая деятельность (продажа...)
Работы по найму
Оказание услуг (присмотр, помощь пенсионерам)
Другие источники
Семья и бизнес
Уровень благосостояния – это степень обеспеченности семьи товарами, услугами и условиями жизни.
Существует кругооборот ресурсов и денежных средств в экономике страны между предприятиями, фирмами, государством и домашними хозяйствами.
Слайд 8Предпринимательская деятельность – инициативная деятельность человека, который, владея материальными и культурными
ценностями, использует их для производства товаров и услуг, бизнеса под свою имущественную ответственность.
Бизнес – это система отношений, направленных на совершение каких - либо сделок, с целью получения прибыли.
Слайд 9Бизнес в одиночку, без оформления фирмы, предприятия – это самая простая
форма предпринимательства.
+ единолично выбирать сферу деятельности; использовать имущество по собственному усмотрению; прибыль остаётся в распоряжении предпринимателя.
- возможны и убытки, ответственность за которые несёт сам предприниматель; сложно развернуть деятельность при недостатке средств (заём надо выплачивать с процентами); необходимо иметь платные государственные лицензии (рыбаки, врачи, педагоги); необходим платный патент на систематическую предпринимательскую деятельность.
Слайд 10Прибыль – это разница между суммой денег от продажи товаров и
услуг и затратами на их производство.
Виды бизнеса
Предпринимательский – создание товаров и услуг, их реализация и получение прибыли.
Коммерческий – продажа товаров и услуг, извлечение из этого прибыли.
Финансовый – деятельность с ценными бумагами (деньги, акции, чеки, облигации и др.) и получение прибыли.
К личному предпринимательству примыкает семейное, которое относится к коллективным формам бизнеса, но часто оно не сковано никакими условиями совладельцев.
Предпринимательство может осуществляться в сфере производства (заводы, фабрики, трудовые общества) и оказания услуг (торговля, банки, парикмахерские и др.)
Слайд 11Потребности семьи
При составлении списка потребностей семьи, необходимо учитывать разумность потребностей. У
каждого человека должна быть потребность самоограничения.
Существуют:
ложные (неразумные) потребности – курение, алкоголь, чрезмерное употребление сладкого;
рациональные (разумные) потребности;
материальные потребности (еда, жильё, одежда).
духовные потребности (культура, общение, знания, искусство).
Слайд 12Иерархия человеческих потребностей
Слайд 13Классификация вещей с целью покупки
Слайд 14Правила покупки
Изучи конъюнктуру рынка.
Старайся приобретать у более надёжных продавцов.
Сомневаешься в товаре
– не покупай.
Проверь качество товара, его комплектацию, работоспособность и потребуй гарантийный талон.
Сохраняй чек.
Старайся не пользоваться кредитами.
Слайд 15Совместимость
Оригинальность
Красота
Качество
Практичность
Удобство,
комфорт
Ценность
Модность
Свойства товаров
Слайд 16Бюджет семьи
Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за
определённый период времени
Доход
Доход
Доход
Расход
Расход
Расход
Дефицит бюджета
Избыточный бюджет
Сбалансированный бюджет
Слайд 17Заработная плата
членов семьи
Выплаты и льготы из
общественных
организаций
Доходы от предпринима-
тельской деятельности
Доходы
от сдачи недви-
жимости и других
средств в аренду
Доходы семейного
бюджета
Пенсии и стипендии
Доходы от других
источников
Доходы от
ценных бумаг
Доходы от приусадеб-
ного хозяйства
Слайд 18Примерная структура семейного бюджета
Слайд 19Хозяйственная книга
4 правила:
учёт, планирование, организация и контроль
Слайд 20Обязательные платежи
Налоги (в частности, подоходный).
Подоходный налог: облагается доход физического или юридического
лица, полученный в результате его деятельности или от использования имущества. Процентная ставка = 12%.
Кредит - предоставление в долг денег (ссуды) или товаров. Условия кредитования: платёжность, срочность, возвратность.
Коммунальные услуги - отопление, газ, вода, радиоточка, телефон, электроэнергия.
Взносы в общественные и кооперативные организации.
Погашение ссуд в банке, кредитов.
Оплата коммунальных услуг, детского сада.
Транспортные расходы.
Дополнительные услуги образования.
Слайд 21Расходы на питание
Расходы на питание составляют ≈ 45% от семейного бюджета.
Необходимо
хорошо продумывать запасы, покупки должны быть ежедневными и еженедельными.
Вести книгу домашнего учёта.
Заранее составлять меню (на день, неделю, месяц), учитывая полезность, полноценность и разнообразие пищи.
Экономить денежные средства (на питании, на услугах, на приобретении качественных вещей).
Слайд 22Хранение накопленных сбережений
Кошелёк
Облигации
правительственного
займа
Акции
Счёт в банке
Недвижимость
Страховые
полисы
Потребительский
кредит
Слайд 23Расходы могут быть:
Постоянные – это те, которые в течение года почти
не изменяются. Например, плата за музыкальную школу или за обеды в столовой.
Переменные – это периодические или единовременные расходы. Например, покупка дисков, посещение кино.
Непредвиденные – это те, которые невозможно учесть. Например, что-то сломалось или потерялось.
Слайд 24Маркетинг в домашней экономике
Термин «маркетинг» в переводе с английского
означает «рынок».
Задачи маркетинга:
Выявление потребностей.
Удовлетворение потребностей.
Возобновление потребностей.
Что правильно?
Покупать всё, что хочется.
Покупать то, что нужно.
Делать определённый запас.
Необходимо установить очерёдность удовлетворения потребностей семьи.
Слайд 25Этапы совершения покупок
Составление списков необходимых товаров.
Привязка списка к соответствующим магазинам.
Сбор информации
о товаре – его качестве, ассортименте, сроке службы, цене.
Совершение покупки.
Оценка приобретённого товара или услуги.
Слайд 26Штриховой код
Европейская система кодирования – EAN – утвердилась в 1977 г.
Основное назначение – контроль качества продукции.
В каждой стране – члене ЕАН – имеется национальная ассоциация автоматического кодирования продукции. В России такой организацией является ЮНИСКАН.
Каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий в Европе из 13 цифр, а в Америке и Канаде – из 12.
Например, цифровой код: 8690504035008
(869) – страна изготовления (может быть две цифры);
(0504) – предприятие-изготовитель (может быть пять цифр);
(03500) – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;
(8) – контрольная цифра, определяющая подлинность товара.
Слайд 27Вычисление контрольной цифры для определения подлинности товара
8690504035008
Сложить цифры, стоящие на чётных
местах: 6+0+0+0+5+0=11.
Полученную сумму умножить на 3: 11· 3=33.
Сложить числа, стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры: 8+9+5+4+3+0=29.
Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 33+29=62.
Отбросить десятки: 2.
Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-2=8.
Слайд 29Реклама
Реклама – любые мероприятия, направленные на привлечение внимания покупателя к фирме
или товару. Она помогает ориентироваться в разнообразном мире товаров и услуг.
Средства массовой рекламы:
- телевидение, газеты, журналы радио;
- выставки товаров и др.
Средства прямой рекламы:
- местные программы телевидения и радио, местные
печатные издания;
- рекламные письма, буклеты, листовки, каталоги;
- реклама по телефону;
- оформление витрин, афиши;
- организация выставок, презентаций и др.
Слайд 30Трудовые отношения в семье
Комфортность семьи зависит от организации трудовых отношений. Необходимо,
чтобы:
цели семьи были чёткими, осознаваемыми всеми членами семьи;
распределение задач охватывало каждого члена семьи;
были созданы условия для внесения каждым максимального вклада в достижение общих целей;
действовал семейный совет, было совместное планирование.
Слайд 31Принципы семейного управления
Разделение труда.
Каждый член семьи должен иметь свои полномочия и
нести определённую ответственность.
Дисциплина.
Единство целей.
Подчинённость личных интересов общим.
Объективная оценка деятельности каждого члена семьи.
Инициатива и творчество.
Слайд 32 Писатель К.Симонов пишет в автобиографии, что в родительском доме
существовало чёткое разделение труда. Он с 6-7 лет вытирал пыль, мыл полы, помогал матери мыть посуду, чистил картофель, следил за керосинкой, покупал для семьи хлеб и мясо. Никогда за него никто не застилал кровать и не помогал одеваться.