«СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»
(картина в технике «аппликация» )
Выполнила: ученица
школы-лицея № 101
Гумовская Арина
Руководитель: преподаватель технологии Пономарева Л.В.
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит
не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства является основой для воспитания гражданских качеств, развития представлений о человеке, обществе, культуре.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством Казахстана пробуждает у нас яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я решила выполнить проект «Семья», который знакомит с традициями и декоративно-прикладным искусством казаков.
Слайд 3Цель исследования – изучить, проанализировать обычаи и традиции коренного народа Казахстана
и выполнить картину в технике аппликация.
Объект исследования – картина «Семья», выполненная в технике аппликация тканью.
Предмет исследования – обычаи и традиции казахского народа
Слайд 4 ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ
КАЗАХСКОГО НАРОДА
Так как мы
живем в Казахстане, я решила исследовать культуру казахского народа.
ЮРТА – один из самых совершенных видов переносного жилища казахов.
Это величайшее изобретение евразийских кочевников.
Юрта легко разбирается и переносится лошадьми или верблюдами.
Слайд 5Юрта состоит из трех основных элементов:
складного решетчатого основания – кереге,
Слайд 6шестов, поддерживающих купол - уык и круглой вершины купола –шанырак.
Слайд 7 Еще в древности тюрков называли самым искусным народом в
изготовлении войлока. Казахи применяют его для покрытия снаружи и внутри юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви.
Слайд 8 Войдя в обычную юрту, человек попадал в неповторимый мир
орнамента. Взору открывались всевозможные ковры, паласы, корпеше, подушки. Слева висели принадлежности конской сбруи и приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать-тосегаш- для молодоженов, с пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз.
Слайд 9 Рядом с тосегаш ставили войлочные или ковровые чехлы -
каршын, тен, а на них два - три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы показать достаток жившей в юрте семьи.
В центре юрты обычно ставили очаг для приготовления пищи на огне, а в парадной юрте имелся круглый стол - дастархан.
Слайд 10 Юрта – древнейшее и в то же время современное
жилище кочевников. И в настоящее время юрта устанавливается на летних пастбищах, а любые торжества, даже в городе, не обходятся без юрты.
Юрта – одна из связывающих нитей между прошлым казахского народа и его настоящим.
Слайд 11Обряды казахского народа.
Свадьба.
Перед свадьбой юноша просит согласия у
любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.
Слайд 12 В назначенный день сваты жениха приходят в дом девушки
с подарками и сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу.
Одна из родственниц жениха надевает на палец
невесты кольцо.
После этого устраивают смотрины будущей невесты. С гостей берут за это выкуп.
Слайд 13 Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из
сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день, вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины.
Слайд 14 Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги. Это
начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни "той бастар". Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра.
В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.
Слайд 15 На утро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но
она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение – бесбармак.
Слайд 16 Затем невесту вводят во двор дома под пение.
Впереди шествия - один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находится до самой брачной ночи.
Слайд 17 Утром невесту с прикрытым лицом выводят в
главную комнату, где собираются соседи жениха и родственники. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения.
Все поют "Бет ашар". Снохи выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.
Слайд 18Дастархан
По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом
(накрытым столом) и, конечно же, в юрте. Традиции и особенности казахской национальной кухни имеют давнюю историю.
В древние времена через эти земли проходил северный отрезок Великого шелкового пути, по которому шли караваны из Турфана в Согд, а территория современного Казахстана входила в состав Тюркского каганата, объединявшего скотоводческие кочевые племена.
Слайд 19 Кулинарные традиции и обряды кочевых народов оставили неизгладимый
след в казахской национальной кухне. В современном доме или в юрте пастуха, гостя встретит и усадит за стол хозяин. Первым делом, ему предложат пиалу чая, который в казахском доме разливают только девушки или молодые женщины. Утолившему жажду гостю обязательно поднесут пиалу почета - сый-аяк.
К чаю подадут лепешки, молочные сливки - каймак, масло, сухофрукты, орехи, сладости и т. д.
Слайд 20 У казахов в почете не только черный чай, но
и так называемый ширчай. В него добавляют молоко, масло, соль, слегка обжаренные кусочки курдючного сала и муку. Такой калорийный напиток не только утолит жажду, но и заглушит первый голод.
Чайный стол служит вступлением в большой той-дастархан – праздничное угощение.
Слайд 21 Той - дастархан
Вначале на стол подают закуски. Прежде
всего мясные, - из копченого, полукопченого, вареного конского и бараньего мяса. Их дополняют лепешки и молочные тонизирующие напитки: кумыс, шубат, катык... За ними следуют закуски овощные и обязательно лепешки. Потом гостям подают куырдак - горячее жирное жаркое из бараньих субпродуктов. После небольшого перерыва потчуют пирожками: самса - с мясом, пуктермет - с субпродуктами, беляши
Слайд 22 Наконец на стол ставят главное кушанье - бесбармак. На
большое круглое или овальное блюдо укладывают сочни, на них - брусочки отварной конины или баранины, затем нарезанный кольцами и припущенный в бульоне лук, и все это посыпают зеленью укропа, петрушки и кинзы. А самому почетному гостю предлагают кой-бас - отварную баранью голову. Почетный гость разделывает ее и делит между остальными. Когда голова поделена, хозяин режет мясо на основном блюде и оделяет им гостей. Тут тоже есть свои обычаи и поверья. Например, тазовые кости и голень отдаются наиболее почтенным гостям, грудинка - невестке или зятю, шейные позвонки - замужним женщинам, в первую очередь беременным. К мясу полагаются специальные лепешки с луком - ак нан. Отдельно в пиалы наливается бульон – сорпа.
Слайд 23 Наконец, завершает той десертный дастархан, на котором в изобилии
всевозможные сладости.
Слайд 24Рождение ребенка
Особое внимание уделялось привитию детям таких
качеств, как выносливость, сила, ловкость и смекалка с самого раннего детства.
Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека.
На шильдехане - празднестве по поводу рождения сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях.
Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека.
Слайд 25 Казах вел свою родословную по мужской линии. Он считал
своим немере – внуком только того, кто рождался от сына. Тот ребенок, который рождался от дочери, не мог считаться внуком, и потому назывался жиеном - племянником, а его ребенка (племянника) называли жиеншаром – отпрыском племянника (жиена). Того, кому суждено родиться от немере (прямого внука) называли шобере, что значит правнук, а рожденного от правнука называли - шошпеком - праправнуком, что означает крохотный, маленький. Сына же этого шошпека (праправнука) было принято называть немене, означает непонятный, а его потомство туажатом - рожденный быть чужим.
Слайд 26 Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской
семье отмечали такие события, как бесике салу - укладка новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья;
Когда ребенку исполняется 40 дней, то проводится своеобразный ритуал. Считается, что через 40 дней начинается новый период в жизни ребенка. В понятии казахского народа число сорок является одним из священных. Женщины, собравшиеся на этот ритуал, купают ребенка в тазике, на дно которого бросают монеты, кольца. Старшая из женщин поливает на ребенка 40 ложек воды, приговаривая при этом: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее окрепнут твои ребра».
Резание пут -тусау кесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка.
Слайд 27 Атка отыргызу - это посадка на лошадь
с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания, после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю, должны сделать той - праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.
Слайд 28КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ИГРЫ.
Народные торжества и игры посвящались
знаменательным событиям. Самым большим праздником считались поминки с конскими скачками. Известно, что поминки, устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей, было до 15 тысяч человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили в степи несколько лет, слагали песни. Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от материального положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие-нибудь игры, состязания, и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая и составляла славу поминок.
Аламан байга – скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является одним из древних и популярных состязаний. Аламан байга является первым и основным видом крупных народных празднеств, особенно поминок (ас). Состязания проводились в степи по прямой, полной преградами дороге. По мере приближения наездников к финишу выкрикивали родовые кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки.
Слайд 29 Сайыс – единоборство всадников на пиках. Бойцы для
поединка выставлялись из различных родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана. Участники вооружались длинными деревянными копьями с тупым концом. Цель поединка – выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не смог продолжить единоборство.
Кокпар тарту. Участники игры изображают хищных степных волков, нападающих на стада. Волки должны были схватить добычу. Существовало два варианта игры. В первом случае в борьбу вступали два всадника, в другом – две команды, выставляемые разными аулами и родами. Цель – первым донести тушу козла до условленного места. По сигналу судьи, каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу.
Слайд 30 «Кыз-куу» (догони, девушку).
В
игре участвуют два наездника - девушка и джигит. Устанавливаются две отметки - старт и финиш. Наездник должен стоять у первой отметки, а наездница - позади, на расстоянии десяти шагов от него. По сигналу ведущего наездница должна помчаться по направлению ко второй отметке. Когда она достигает наездника, он устремляется вслед за ней. Если наезднику удается ее догнать, ему предоставляется право обнять и поцеловать девушку. Достигнув рубежной линии, они скачут в обратном направлении, но теперь наездница пытается догнать джигита и если ей это удается, она стегает джигита плеткой.
Хан «алчи» (детская игра)
В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберите ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.
Слайд 32КАЗАХСКАЯ ОХОТА.
ИСКУССТВО ОХОТНИЧЬЕГО ПРОМЫСЛА.
Издревле казахи ценили
животных и птиц, использовали их в своей жизни. Охота для казахов была и средством выживания, и развлечением. В древности для охоты применяли копье с каменным наконечником, дубинку, лук, силки и капкан. Позже приручили собак, ловчих птиц, коней. Появилось ружье. Из охотничьих трофеев получали шкуры, мясо, перья, пух, рога. Совершенствовались и охотничьи принадлежности. При охоте на лошадях жертву отлавливали с помощью длинного волосяного аркана с петлей на конце или отстреливали дикого зверя из лука. На архара, газель или волка использовали копье. Существовала и сеть для отлавливания зверей и птиц. На хищных зверей (волков или лисиц) выходили с дубинкой. Если наталкивались на хищника, применяли нож. На крупных и осторожных зверей ставили железные капканы. Для мелких зверюшек использовали ручные капканы. Проволочные силки предназначались для ловли сурков. Одним из ведущих направлений культуры охотничьего промысла у казахов является охота с использованием собак и ловчих птиц.
Слайд 33ОХОТА С БЕРКУТОМ
Охота с беркутом - одна из
самых неповторимых особенностей быта казахов. Самого охотника называют кусбеги или беркутчи. Эти мастера обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для птиц специально готовят снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь. Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток, черных рябчиков. Золотому Орлу под силу справиться даже с волком.
Сценарий охоты с беркутом таков: беркутчи, удерживая птицу на руке, пускает коня вскачь, на ходу снимает с ее головы томагу - специальную кожаную шапочку и подбрасывает беркута вверх в направлении добычи. Хищная птица стремительно набирает скорость и в доли секунды настигает добычу.
Результат охоты заметно улучшается, когда ловчей птице помогает борзая собака - тазы. Раньше тазы использовали большей частью для безружейной охоты на зайца, барсука, сурка, волка и копытных животных.
Слайд 34АППЛИКАЦИЯ КАК ВИД НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ПРОЕКТА
При выполнении своего проект, кроме теоретического исследования, я решила выполнить практическую работу - это картина «Счастливая семья» в технике аппликации ткани.
Цель моей работы: использование аппликации при выполнении проекта.
Задачи:
Изучить декоративно – прикладное искусство казахского народа.
Исследовать виды аппликации.
Выработать технологическую последовательность выполнения аппликации тканью.
Применить аппликацию для выполнения творческого проекта.
Так как я живу в Казахстане, то на картине будет изображен фрагмент из жизни и бытия коренных жителей-казахов.
Слайд 35ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА
Еще в
эпоху бронзы, во 2 тыс. до н.э., племена, населявшие территорию Казахстана, оставили свой след в создании яркой своеобразной культуры. Уже в то время мастера по металлу изготовляли необычные наконечники для копий, различное оружие, украшения – браслеты, бусы, подвески, серьги из золота. Глиняную посуду лепили вручную, украшали сложным геометрическим орнаментом.
Мастерицы создавали великолепные по расцветке и орнаменту предметы домашнего обихода – узорные настенные и настилочные ковры, баскуры, плетенные чии, валяные из цветного войлока и расшитые шерстью, шелком и хлопчатобумажными нитками, сырмаки, текеметы и др.
Слайд 36ВИДЫ АППЛИКАЦИИ
Аппликация (от латинского слова applikacio –
прикладывание) – это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Мне понравилось, что аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
Исследуя виды аппликации, я выяснила, что она может быть предметной, которая состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной, которая отображает совокупность действий и событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Меня заинтересовало, что аппликация является одним из самых древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища¸ применяемых и поныне у многих народов.
Слайд 37КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ЗАДАЧИ.
Выбирая сюжет картины, я изучила много
литературы. Первоначально для выполнения работы я выбрала два сюжета из книги, где на одном изображена юрта и джигит около верблюда, а на другом внутреннее убранство юрты. Но, подумав, решила создать свою собственную композицию. В ней я хотела показать простор казахских степей, жизнь и быт казахского народа. Сделав несколько зарисовок, я пришла к одному мнению. На картине должна быть природа Казахстана (его степи), юрта и сам казахский народ. И вот что у меня получилось:
Слайд 39ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Исследуя цветовой круг, я узнала, что
все цвета можно разделить на две группы: ахроматические и хроматические.
Ахроматические цвета – черный и белый, а также все оттенки серого, полученные в результате их смешения, не присутствуют в спектре, у них нет цветового тона, и они различаются только по светлоте.
К хроматическим относятся все цвета солнечного спектра и их смеси. Основные цвета спектра – красный, сине-фиолетовый и желтый.
Прочие цвета, получаемые в результате их смешения между собой, называются промежуточными.
Разместив по порядку все цвета по окружности, получим так называемый цветовой круг.
Это классический двенадцатичастный цветовой круг, который предложил Йохансен Иттен.
Слайд 40СОВРЕМЕННЫЙ ЦВЕТОВОЙ КРУГ.
Цветовой круг как бы распадается
на две части.
Одна часть ассоциируется с зимним холодом, цветами льда, снега и воды, а вторая –наполнена сиянием солнца, отблесками огня, теплом июльского полудня.
Голубые, синие и сине-фиолетовые цвета и их оттенки получили название холодных, а красные, оранжевые и желтые – теплых тонов.
Слайд 41МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Материалами для аппликации служат ткани
натуральные и синтетические разной фактуры – гладкой, ворсистой, блестящей, матовой, а также кожа, мех, войлок, фетр.
В данной работе меня устраивают любые натуральные и синтетические ткани. Фоном для аппликации может быть шелк, бархат, полотно, сукно, кожа, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация.
Я выбираю голубую ткань для неба, оттенки ткани зеленого цвета – для травы, оранжевый и бордовый для одежды женщины, ткани синих оттенков для одежды мужчины, коричневый для лошади, потому что контрастные цвета подчеркивают друг друга, а близкие по цвету тона дают мягкое сочетание.
Также я использовала разнообразные виды тесьмы и бахромы.
Слайд 42 Оборудование для выполнения аппликации не сложное: ножницы большие и
маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, наперсток, пяльцы, швейная машина, утюг, линейка, мелок, простой карандаш, клей
Слайд 43ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ
Эскиз картины делаю в
двух экземплярах. Один разрезаю, и получаются выкройки, другой сохраняю, и он служит для контроля (правильного расположения аппликации). Бумажные выкройки накладываю на материю, которую можно предварительно продублировать, прикрепляю к ней булавкой, и затем вырезаю по контурам бумажной выкройки. Вырезанные фигуры раскладываю на фоне в нужных местах эскиза, уточняю форму, совместимость фона и цвета.
Для изготовления аппликации нашиваю вырезанные детали на фоновую ткань. Хороши аппликации из несыпучих тканей (сукно, драп, кожа), тогда можно не заделывать края.
Детали можно обшить петельными стежками вручную или на машинке зиг-заг. Деталь можно наклеить на изделие, прокладывая между изделием и аппликацией кусочек полиэтиленовой пленки, после чего приутюжить горячим утюгом. Срезы закрываю разными видами тесьмы и бахромы.
Слайд 44ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАРТИНЫ
Установить размер аппликации.
Создать эскиз картины.
Заготовить из бумаги элементы
аппликации.
Выбрать нужный материал.
Перевести рисунок на ткань и вырезать из ткани элементы.
На фоне разложить вырезанные детали.
Закрепить детали аппликации на ткани с лицевой стороны сметочными стежками.
Притачать эти детали на швейной машине по контуру строчкой зигзаг или приклеить.
Удалить сметочные нитки.
Выполнить влажно-тепловую обработку изделия (при необходимости).
Прикрепить в нужных местах тесьму и бахрому разных видов.
Прикрепить картину на крагис или картон.
Вставить картину в рамку.
Слайд 47ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над проектом «Счастливая семья» решены все
поставленные задачи:
я
изучила быт казахского народа, семейные традиции и обряды;
исследовала виды аппликации;
разработала технологическую последовательность выполнения
аппликации тканью;
применила данный вид декоративно-прикладного искусства
(аппликацию) для выполнения практической части творческого проекта.
Поэтому считаю, что цель по выполнению данной работы
достигнута.
Хочу сказать, что эта работа помогла мне в творческом направлении.
Я научилась технике аппликации. Кроме этого, я много нового узнала о
традициях и обычаях казахского народа, а это поможет мне при
изучении других предметов. Мне понравилось работать над проектом.
Каждая работа развивает в человеке какие-либо качества, во мне же
развились трудолюбие, настойчивость и целеустремленность.