Слайд 1Рубка металла
презентация открытого урока
Мастера производственного обучения С.В.Зайцевой
zaitseva.sveta66@yandex.ru
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д. Кузнецова» (ГБПОУ «ТК им. Н.Д. Кузнецова»)
Слайд 2Рубка металла – отработка тренировочных упражнений
ЦЕЛЬ УРОКА:
Усвоение обучающимися рабочего положения при
рубке металла.
Научить обучающихся приёмам нанесения ударов при рубке металла по уровню тисков и на плите.
Закрепить навыки правильного движения молотка и меткого удара по зубилу.
Использование межпредметных связей:
МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения, ОП.03 Материаловедение.
Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для слесаря по ремонту автомобилей.
Слайд 3ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение 1. Усвоение рабочего движения при рубке.
Упражнение 2.1. Усвоение
кистевого удара без разжатия пальцев.
Упражнение 2.2. Усвоение кистевого удара с разжатием пальцев.
Упражнение 3. Усвоение локтевого удара.
Упражнение 4. Усвоение плечевого удара.
Упражнение 5. Рубка по уровню тисков.
Упражнение 6. Рубка на плите.
Слайд 4вводный инструктаж
.
Рубкой металла называется операция по снятию с заготовки слоя
материала, а также разрубание металла (листового, полосового, профильного) на части режущим инструментом (зубилом, крейцмейселем, канавочником при помощи молотка).
Рубка – предварительная, черновая операция и предназначается для подготовки поверхности к последующей обработке:
удаление лишних слоёв металла (обрубка литья, сварных швов, прорубание кромок под сварку);
обрубку литья, сварных швов, кромок и заусенцев на кованных и литых заготовках;
разрубание на части листового металла;
вырубку отверстий в листовом металле;
прорубание смазочных канавок;
к рубке прибегают, если заготовка не может быть обработана на металлорежущем станке.
Точность обработки при рубке - 0,7 мм.
Производится рубка в тисках, на плите (наковальне).
Ручная рубка весьма тяжёлая и трудоёмкая, поэтому, её механизируют.
Слайд 5Инструменты, используемые при рубке.
Режущим инструментом
при рубке являются
зубило слесарное,
крейцмейсель и канавочник.
Изготавливаются из
углеродистых инструментальных
сталей марок У7, У8, У8а.
Ударным инструментом
– слесарный молоток.
Слайд 7рубка по уровню губок тисков.
При рубке листового и полосового металла толщиной
до
3 мм по уровню губок тисков необходимо соблюдать
следующие правила:
часть заготовки, уходящая в стружку, должна располагаться выше уровня губок тисков;
риска на заготовке должна находиться точно на уровне губок тисков, перекос заготовки не допустим;
заготовка не должна выступать за правый торец губок тисков;
рубку по уровню тисков выполнять серединой режущей кромки инструмента, располагая его под углом 45 ° к заготовке.
Угол наклона зубила в зависимости от угла заострения рабочей части составляет от 30 до 35 °.
Слайд 8
Рубка по уровню тисков:
а и б - угол наклона зубила соответственно
в вертикальной и горизонтальной плоскости
Рубка на уровне губок тисков
РАБОЧЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ РУБКЕ ПО УРОВНЮ ГУБОК ТИСКОВ.
Слайд 9Рубка металла на плите
Рубка на плите имеет широкое применение. К ней
прибегают в тех случаях, когда разрубаемое изделие по своим габаритам не может быть зажато в тиски, равно как и при вырубке деталей из листовой стали или при вырубании отверстий.
Слайд 10Рубка металла на плите
Вырубание заготовок из листового металла
Рубка полосового металла
Слайд 11Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 1. Усвоение рабочего положения при рубке.
Обращается внимание
на разворот корпуса,
положение ступней ног, положение зубила,
правильный захват молотка,
выбор расстояния от тисков.
Становясь в рабочее положение для
упражнения, обучающийся
становится несколько левее оси прибора так,
чтобы ударник прибора приходился против
правого плеча работающего,
а его грудь оказалась бы расположенной параллельно верстаку.
При захвате пальцы правой руки плотно
зажимают рукоятку молотка на расстоянии
15-30 мм от её конца так, чтобы пальцы
охватили рукоятку, а большой палец был
наложен на указательный.
Слайд 12Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 2.1. Усвоение
кистевого удара без разжатия пальцев.
Не
допускается
переход на локтевой удар. (темп 60 ударов в 1 мин.).
Упражнение чередуется с отдыхом (1:1) и выполняется по команде.
Целью упражнения является постепенное развитие меткости. Поэтому при упражнении всякое увеличение силы удара пресекается.
Слайд 13Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 2.2.
Усвоение кистевого удара с
разжатием пальцев. Необходимо добиться устойчивого положения молотка в правой руке.
(темп 50—60 ударов в 1 мин.).
При замахе молотка следует зажимать три пальца правой руки (мизинец, безымянный и средний), что увеличивает замах молотка, а также способствует уменьшению усталости руки.
Качество наносимых ударов контролируется направлением отдачи молотка. При правильном ударе молоток подскакивает назад - вверх или остается на бойке прибора (зубила) или деревянном бруске.
Ритм ударов рекомендуется давать не устно, а отбивать его ударом молотка по плите. В этом случае звук хорошо слышен, обучающимися будет соблюден точный ритм, а мастер сумеет даже давать объяснения по ходу упражнения.
Слайд 14Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 3. Усвоение локтевого удара.
(темп 40—50 ударов в
1 мин.).
При замахе рука сгибается уже в локте
Сгибание руки в локте должно сочетаться
с кистевым замахом и разжатием
пальцев. По мере усвоения удара
сгибание кисти и локтя производится
одновременно, но разжатие пальцев - всегда в конце замаха.
Молоток производит удар за счет использования той скорости, которая развивается при его падении и приобретается под действием мышц при выпрямлении руки, кисти и сжатии пальцев. Замах молотка следует немедленно за ударом, что позволяет использовать силу отдачи молотка.
Слайд 15Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 4. Усвоение плечевого удара.
(темп 30—40 ударов в
1 мин.).
При замахе локоть правой руки не только
сгибается, но поднимается вверх, почти до
вертикального положения предплечья.
На исходе замаха расслабляются пальцы.
При таком замахе кисть руки поднимается до уровня уха. При нанесении удара предплечье опускается вниз, рука резко выпрямляется. Распрямлением кисти со сжатием пальцев удар завершается.
Удар должен происходить за счёт быстрого падения молотка, получившего стремительное движение при опускании предплечья и разгибания руки в локте и кисти. В момент удара рукоятка молотка должна быть плотно охвачена пальцами.
Необходимо следить, чтобы обучающиеся не напрягали мускулы рта и шеи, не моргали и не закрывали глаза в момент удара.
Слайд 16Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 5. Рубка по уровню тисков.
При рубке металла
обучающийся
должен производить удары по зубилу,
зажатому в левой руке. Зубило даже при
точных ударах будет отскакивать назад,
менять своё положение.
При переходе на рубку металла
рекомендуется вначале рубить при помощи локтевого удара, а затем переходить к полному плечевому удару.
В тисках можно успешно производить разрубание металла. Это способ рубки является весьма производительным.
Срез металла приходиться точно на уровне губок, при условии нормального уклона зубила в отношении плоскости тисков.
Разрубание металла в тисках способствует развитию меткости удара.
Слайд 17Самостоятельная работа обучающихся
Упражнение 6. Рубка на плите. Во время выполнения
упражнения
обучающиеся должны смотреть
только на режущую кромку зубила,
причем взгляд лучше направлять под зубило,
а не через него. Зубило при этом виде рубки
охватывается либо всеми пальцами левой руки,
либо зажимается между большим
и остальными пальцами, что позволяет хорошо
видеть место рубки и уменьшает усталость руки.
Двойных ударов допускать нельзя.
Особую трудность представляет собой
первое надрубание контура. Для облегчения
надруба после каждого удара зубило смещается
в сторону не на полную ширину зубила,
а только на ½ или ¼ его ширины.
Зубило для рубки на плите должно быть
заточено под меньший угол, чем это требуется
при рубке в тисках.
Слайд 18Заключительный инструктаж:
Приём выполненных заданий, подведение итогов работы за урок .
Отметить обучающихся
отличившихся при выполнении задания – предложить им продемонстрировать свои успехи в рубке.
Дополнительный инструктаж – разбор типичных ошибок
Захват молотка за середину ручки, ослабляет удар. При этом выступающая часть ручки мешает в работе.
Аналогичную ошибку допускает и левая рука, захватывающая зубило близко к его режущей части. При этом значительная часть зубила торчит наружу, реагируя на каждую неточность удара. Боязнь поранить молотком левую руку заставляет сильно выставлять зубило из руки.
Часто нарушается темп рубки, рубят в 2-3 раза быстрее необходимого. В результате у работающего не происходит расслабления мышц правой руки ни в конце замаха, ни после удара. Отдача молотка не используется для отдыха, поэтому наступает быстрое утомление.
Сообщить о выполнении заданий, выставить оценки обучающимся и прокомментировать их.