Презентация, доклад на тему Развитие эстетического воспитания школьников средних классов при изучении элективного курса изделия из бересты

Содержание

Цель дипломной работы: разработать элективный курс, направленный на развитие эстетического воспитания школьников средних классов, при изготовлении изделий из бересты.

Слайд 1«Развитие эстетического воспитания школьников средних классов при изучении элективного курса изделия

из бересты»

Выполнила: Тишкина А.А.

«Развитие эстетического воспитания школьников средних классов при изучении элективного курса изделия из бересты»Выполнила: Тишкина А.А.

Слайд 2Цель дипломной работы: разработать элективный курс, направленный на развитие эстетического воспитания

школьников средних классов, при изготовлении изделий из бересты.
Цель дипломной работы: разработать элективный курс, направленный на развитие эстетического воспитания школьников средних классов, при изготовлении изделий

Слайд 3Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер

народного художественного творчества.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Прививать любовь к труду и своему отчеству.




Учебные задачи:Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.Развивать эмоциональную отзывчивость детей

Слайд 4Немного истории
История использования бересты наиболее отчётливо проявляется в истории России. Древнейшие

образцы письменности обнаружены на берестяных грамотах в Великом Новгороде, была найдена даже настоящая берестяная книжка.
Художественная обработка дерева на Руси была известна еще в IX - X вв.
Русского крестьянина береста
сопровождала всю жизнь:
из неё и детская колыбелька,
и кровля дома, и домашняя
утварь .
Немного историиИстория использования бересты наиболее отчётливо проявляется в истории России. Древнейшие образцы письменности обнаружены на берестяных грамотах

Слайд 5 Сочетание бересты, керамики, холста было органичным и с давних времён

создавало в жилище русского человека уют и атмосферу естественности и тепла. Береста издревле служила человеку, выполняя как прикладные, так и эстетические функции. Это проверено веками, без гвоздей, клея и прочего инородного
крепежа, ладится берестяной
туес. Этот небольшой сосуд из бересты,
поражающий простотой и мудростью
конструкции, изобретен очень
давно. Но до сих пор его продолжают
изготавливать умельцы русского Севера,
Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают,
что соль, хранимая в туесе, никогда не
волгнет, а соленые грибы и огурцы не
только долго хранятся, но и приобретают
приятный аромат.
Сочетание бересты, керамики, холста было органичным и с давних времён создавало в жилище русского человека уют

Слайд 6 Основные центры берестяных ремесел.
Холмогорский промысел.
Пермогорье.
Великий Устюг
Шемогодье.
Рязанский промысел.
Берестяной промысел
Нижнего Тагила.
Сибирь.

Прокопьевск
(Кемеровская область ).
Основные центры берестяных ремесел.Холмогорский промысел.Пермогорье.Великий УстюгШемогодье.Рязанский промысел.Берестяной промысел Нижнего Тагила.Сибирь. Прокопьевск (Кемеровская область ).

Слайд 7Что же такое береста?
Береста - это верхний слой березовой коры, белый

снаружи и золотисто-желтый изнутри, который является уникальным природным материалом. Бересту называют
теплым деревом. Даже в
холодной комнате она на
ощупь очень теплая, потому
что обладает большой
положительной энергетикой.
Что же такое береста?Береста - это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, который является

Слайд 8Заготовка.
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до

середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, когда береза полна соков, и береста легко отстает от
остальной коры. Если ее снимать
умело, не повреждая следующий
слой коры - зазелень, то это
не вредит дереву, и через
несколько лет на нем вырастет снова
Нарядная белая одежда. Существует
три вида заготовок - заготовка пластовой
бересты, заготовка берестяной ленты и
заготовка сколотня.
Заготовка.Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора

Слайд 9заготовка пластовой бересты
Пластовая береста - это кусок, лист, пласт бересты, ограниченный

по длине размером окружности ствола дерева (до 80 см). Чтобы заготовить пласт бересты
ножом-резаком, делают несколько
неглубоких - до луба - надрезов. Первыми
делают Два горизонтальных надреза
длиной примерно 200 мм и на расстоянии
друг от друга до 500 мм. Затем от
правого края верхнего надреза к нижнему
делают вертикальный надрез. Когда
вертикальный надрез закончен, края
бересты сами как бы отскакивают от
ствола (луба), и она легко отделяется от
него руками.
заготовка пластовой  берестыПластовая береста - это кусок, лист, пласт бересты, ограниченный по длине размером окружности ствола

Слайд 10заготовка берестяной ленты.
Берестяная лента (лыко, сарга)-это полоса бересты, снимаемая с

березы по спирали. Длина ленты может доходить до 2-3. Такие длинные ленты идут на изготовление кошелей, сумок, коробов. При заготовке берестяной ленты делают спиральные надрезы вокруг ствола. Подняв руку вверх по стволу, осторожно делают вертикальный (50-60 мм) надрез, от которого дальше надрез ведут по спирали. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны внутренним слоем наружу.
заготовка берестяной ленты. Берестяная лента (лыко, сарга)-это полоса бересты, снимаемая с березы по спирали. Длина ленты может

Слайд 11заготовка сколотня.
Сколотень (берестяной цилиндр, дупле) -это береста, снимаемая со ствола дерева

целиком, трубкой, чулком. Для снятия сколотня выбирается всё
та же белоствольная берёза с
Наименьшим количеством сучков, трещин
и неровностей. Для начала делается
надрез по всей длине окружности
ствола, чтобы обозначить длину будущего
сколотня. Далее сочалка вставляется
между стволом и камбием, и
производятся движения вдоль ствола, и
кора берёзы постепенно отслаивается.
заготовка сколотня. Сколотень (берестяной цилиндр, дупле) -это береста, снимаемая со ствола дерева целиком, трубкой, чулком. Для снятия

Слайд 12Рабочее место.
Хорошо оборудованное рабочее место, наличие исправного инструмента и набора приспособлений

- залог удобства и легкости в работе, высокой производительности и качества изготавливаемых изделий. Рабочее место лучше оборудовать у окна или в другом месте с хорошим прямым освещением. Стол для работы должен быть прочным, устойчивым, высотой 700-800 мм. В столе должно быть три ящика: боковые - для инструмента и приспособлений, центральный - для сбора отходов и временного хранения небольших отрезков бересты.
Рабочее место.Хорошо оборудованное рабочее место, наличие исправного инструмента и набора приспособлений - залог удобства и легкости в

Слайд 13Инструменты.
Ножи (нож-косяк, нож-резак )‏
ножницы
шилья
циркули столярный и чертежный

Инструменты.Ножи (нож-косяк, нож-резак )‏ножницы шилья циркули столярный и чертежный

Слайд 14линейки
пинцет
зажимы
чеканы (просечные, штампики-чеканы )‏

линейки пинцет зажимы чеканы (просечные, штампики-чеканы )‏

Слайд 15Обработка бересты
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого

белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза.
Обработка бересты Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую

Слайд 16Тиснение, гравировка и выскабливание бересты.
тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением.

Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер "выбирает" фон предмета и получает зернистую поверхность. Тиснение по бересте делают специальными кренами(своего рода штампиками) или чеканками. Более сложные по форме штампики с элементами, например растительного орнамента вырезаются небольшими
стамесками, которые
используются в резьбе по
дереву. Перед нанесением
тиснения бересту размечают шилом на
полоски или квадраты, в которых
штампиками будет оттиснут рисунок. Для
того чтобы сделать оттиск штампика на
бересте, ее располагают на дощечке
внутренним слоем наружу.
Тиснение, гравировка и выскабливание бересты.тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в

Слайд 17Роспись.
Распиcная береста - один из самых самобытных видов народного искусства.

Традиционно в росписи используют красный, желтый, реже зеленый, коричневый, голубой или синий цвета. В основном в росписи используют растительные мотивы- цветы и листья. Перед тем, как расписывать поверхность берестянного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать.
Грунтовку готовят из смеси мела со
столярным клеем и доводят до
состояния густой сметаны. Затем берестянное
изделие сушат Затем следует окраска
белилами, сначала жидким , потом более
густыми, и сушка, после чего берестянное
изделие расписывается и лакируется.
Лакируют бересту дважды, просушивая каждый
слой в течение суток. Для росписи обычно
используют темперу или
гуашь, а для закрепления росписи- масляные
лаки.
Роспись. Распиcная береста - один из самых самобытных видов народного искусства. Традиционно в росписи используют красный, желтый,

Слайд 18 Резьба.
Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением

служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из
жизни людей, птиц, зверей. Перед резьбой бересту
необходимо очистить хорошо с обеих сторон и
срезать до толщины 2 мм. Подготовленную бересту
вырезают по шаблонам изделия и наносят на
заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом
центральную часть рисунка. Крупные детали
рисунка обязательно вырезают по нанесенному
контуру, а мелкие, при определенном навыке,
можно резать и наглазок. После того как вырезан
весь рисунок, основные его части гравируют
шильцем и прорезкой очень мелких деталей
рисунка.
Резьба. Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты,

Слайд 19Прорезная берёста
Это широко распространённый способ художественной обработки берёсты. Сначала следует

подготовить рисунок в натуральную
величину. Чаще всего это растительные
или геометрический орнамент. Берёсту
кладут на лист фанеры или дощечку и,
если это геометрический орнамент,
то под металлическую линейку
прорезают прямые линии. Потом срезают
элементы по линиям. И в завершение
прорезают мелкие элементы.
Прорезная берёстаЭто широко распространённый способ художественной обработки берёсты. Сначала следует подготовить рисунок в натуральную величину. Чаще всего

Слайд 20Аппликация.
Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. При занятиях аппликацией

по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а
темные на светлом фоне- мельче
истинных размеров. Если на однотонную
поверхность бересты нанести рисунок
яркого,интенсивного цвета, то цвет
фона приобретет оттенок, близкий
к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов
снижается, если границы между
различными тонами бересты обвести
темным или светлым контуром.
Темный контур создает впечатление
тени, а светлый - выделяет рисунок.
Аппликация. Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности

Слайд 21Элективный курс «Работа с берестой»
Цели данного курса :
ознакомление учащихся с одним

из видов народного декоративного искусства.
воспитание у них
здорового нравственного
начала, любви и уважения
к труду, приобщение к
народным традициям,
общее художественное
развитие.
Элективный курс «Работа с берестой»Цели данного курса :ознакомление учащихся с одним из видов народного декоративного искусства. воспитание

Слайд 22Задачи курса:
Воспитание бережного, хозяйственного отношения к природе в целом и к

березе в частности.
Воспитание
эстетического
вкуса учащихся.
Развивать у учащихся
творческую инициативу
и художественные
способности.
Формирование более
глубоких знаний по
обработке материалов.
Задачи курса:Воспитание бережного, хозяйственного отношения к природе в целом и к березе в частности.Воспитание эстетического вкуса учащихся.Развивать

Слайд 23Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- технологические разновидности работ с берестой;
-

инструменты и приспособления для работы с нею;
- требования безопасности труда;
- разновидности плетения бересты;
- приемы снятия и обработки бересты;
- декоративные и технологические особенности техники выскабливания;
- особенности и характер декоративной отделки изделий (тиснение по бересте).
Учащиеся должны уметь:
- плести несложные изделия из бересты;
- делать изделия из пластовой бересты;
- декорировать изделия из бересты;
- изготавливать работы творческого характера;
- выполнять правила техники безопасности.
Перечень знаний и уменийУчащиеся должны знать:- технологические разновидности работ с берестой;- инструменты и приспособления для работы с

Слайд 24П р о г р а м м а
1.Вводное занятие. Правила

безопасности труда (2час).
Краткие сведения об искусстве обработки бересты. Технологические разновидности работ с нею. Ознакомление с инструментами, требования безопасности труда. Вопросы охраны природы при заготовке бересты.
2.Плетение из бересты (2час).
История плетения. Разновидности плетения из бересты: прямое, косое, комбинированное. Инструменты, применяемые для плетения.
Практическая работа.
3.Работа с пластовой берестой (2час).
Ознакомление с историей и видами изделий из пластовой бересты. Требования к ним. Приемы снятия и обработки бересты: пластин, сколотней. Подготовка бересты для работы. Виды соединений: с помощью замкового шва и сшивное.
Практическая работа.
П р о г р а м м а1.Вводное занятие. Правила безопасности труда (2час).Краткие сведения об искусстве

Слайд 254. Изготовления подставки под горячее.(4 часа)‏
Изготовление подставки под горячее в форме

сердечка.
5.Тиснение по бересте (2час).
Примеры из истории народного декоративно – прикладного искусства, связанные с теснением по бересте. Особенности и характер декоративной отделки изделий. Виды инструментов и приемы работы с ними.
Практическая работа.
6.изготовление тарелочки (5 часов)‏
Изготовление тарелочки.
7.Резьба по бересте (2час).
Декоративные и технологические особенности резьбы по бересте. Виды и элементы резьбы. Типовые композиции резного орнамента. Инструменты и приемы работы. Отделка и монтаж резных вставок. Виды и классификация клеев и подкладок под прорезную бересту.
Практическая работа.
4. Изготовления подставки под горячее.(4 часа)‏Изготовление подставки под горячее в форме сердечка. 5.Тиснение по бересте (2час).Примеры из

Слайд 268.Изготовление изделия творческого характера (2час).
Выбор композиции изделия произвольной тематики.
9.Защита творческого проекта

(2час).
8.Изготовление изделия творческого характера (2час).Выбор композиции изделия произвольной тематики.9.Защита творческого проекта (2час).

Слайд 27Заключение.
История берестяных ремесел огромна. То, что мы видим в музеях,

- лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей.
Заключение. История берестяных ремесел огромна. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры

Слайд 28 В учебной работе со школьниками особенно важно обеспечить удачное начало

школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
Если ребенку интересно , если его увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул , то он будет заниматься этой деятельностью долго , упорно. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему интересно.
В учебной работе со школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть