Презентация, доклад на тему Проектно-деффернцированное обучение на уроках технологии

Содержание

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;умение готовить свое выступление и выступать

Слайд 1МОУ Можаров Майданская СОШ
Проектно – дифференцированное
Обучение на уроках технологии
Метод проектов.

Выполнил

учитель технологии
М-Майданской СОШ: Щербаков А.В.






МОУ Можаров Майданская СОШПроектно – дифференцированное Обучение на уроках технологииМетод проектов.Выполнил учитель технологии М-Майданской СОШ: Щербаков А.В.

Слайд 2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных

способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Проектные компетенции в ФГОС НОО

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и

Слайд 3 Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и

навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО

Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации

Слайд 4Конец XVIII века проектный метод обучения распространился в технических и промышленных

высших школах сначала во Франции, затем в Германии, Австрии, Швейцарии и, наконец, в середине XIX столетия в США
В 90-е годы XIX века развертывается реформаторское образовательное движение, основной идеей которого стало требование переориентации обучения на интересы и опыт детей, на развитие творчества (Джон Дьюи, философ и идеолог педагогического прагматизма («Школа и общество» (1899), «Школа и ребенок» (1902), «Школа будущего» (1915), «Демократия и образование» (1916) и др.)
Идея «конструктивного» обучения Дж. Дьюи поддержана профессором Колумбийского университета Ч.Р. Ричардсом, который первый употребил термин «проектное обучение».
Бюро Воспитания США узаконило термин «проект», и он стал все более прочно укрепляться в американской педагогике (1911 год)

Профессор У.Х. Килпатрик, опубликовал работу «Метод проектов». Под проектом он подразумевает всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца» (1918 год)
Центральное школьное ведомство США выпустило особый листок «Проектный метод в деле образования», что явилось государственным признанием метода проектов (1919 год)
Дополняя характеристики проектного обучения, Э. Коллингс выделяет: самостоятельность учащихся в планировании, осуществлении и оценке проекта; изменение роли учителя; проблемный и деятельностный характер обучения; связь с другими предметами, внешкольной деятельностью; получение результата, ориентированного на продукт; проверку практикой (1923).

Основные вехи развития проектного обучения

Конец XVIII века проектный метод обучения распространился в технических и промышленных высших школах сначала во Франции, затем

Слайд 5В начале ХХ столетия в Германии идеи проектного обучения были положены

в основу концепции общего образования
В 20—30-е годы ХХ века организация обучения методом проектов получила в Советской России положительную оценку не только учителей, применявших его в своей практике, но и учителей, наблюдавших за их работой
Новый виток интереса к методу проектов в странах Западной Европы в 60—70-е годы ХХ века связанный с реформированием образования. Этому методу была отведена особая роль в социально-экономическом развитии общества, что нашло свое отражение в концепциях деятельностного и практико-ориентированного обучения
Интерес отечественных педагогов к проектному обучению 90-е годы ХХ – начале ХХI века, связанный с образовательными реформами и, прежде всего, в образовательной области «Технология».
В начале ХХ столетия в Германии идеи проектного обучения были положены в основу концепции общего образования В

Слайд 6 Непосредственное сочетание в учебно-воспитательном процессе проектной

формы учебной деятельности, задающей систему учебно-познавательных действий обучающихся, осуществляемых под руководством учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта, и собственно проектирования (проектной деятельности) – практической деятельности, где школьники сами ставят цели своего проектирования, а новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.
Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность как за собственное благополучие, та к и за благополучие общества, проявлять инициативу, творчество, предприимчивость, ответственность.
В решении коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000 г. № 2043)
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности ( письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»).

Проектное обучение

Непосредственное сочетание в учебно-воспитательном процессе проектной формы учебной деятельности, задающей систему учебно-познавательных

Слайд 7 Методологической основой использования метода проектов в

технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой; научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода проектов: ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических задач.
Образовательная задача нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Перед учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий.
Реализация образовательной задачи технологии позволит учащимся с помощью проектной деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возможностями удовлетворить определенные потребности личности общества; позволит самореализоваться и подготовиться к интеграции в ту социально-трудовую среду, в которой они окажутся после окончания школы.
Воспитательная задача использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Цели и задачи

Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические

Слайд 8 Развивающая задача использования метода проектов в

технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
  У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.
Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.  

Развивающая задача использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что

Слайд 9
Характеристика  подросткового возраста и виды деятельности 

подростка

Интерес подростка к собственной личности
Стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя
Пробы активного взаимодействия, экспериментирования с миром социальных отношений (социальное экспериментирование)  

Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе,  осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
Деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей).
Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самоосознание.
Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Характеристика  подросткового возраста и виды деятельности  подростка Интерес подростка к собственной личности

Слайд 10НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Проектные задачи строятся на основе содержания учебных предметов, и их

решение осуществляется под руководством учителя, ставятся учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями

ОСНОВНАЯ ШКОЛА

На первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков в групповых формах при наличии возможности выбора обучающимся индивидуальной формы учебной работы. Темы проектных работ основаны на проблемах, близких к пониманию социальных, коллективных и личных взаимоотношений и волнующих подростков в личном плане, и выбираются из любой содержательной области

СТАРШАЯ ШКОЛА

Темы и проблемы проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения. Реализация проектной деятельности происходит в индивидуальных или мини групповых формах работы с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАПроектные задачи строятся на основе содержания учебных предметов, и их решение осуществляется под руководством учителя, ставятся

Слайд 11
В результате обучения с использованием метода проектов учащиеся должны:

знать:
1) как определять потребности людей;
2) какие знания, умения и навыки необходимо иметь для изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную потребность;
3) как планировать и реализовывать творческий проект;
уметь:
1) кратко формулировать задачу своей деятельности;
2) отбирать и использовать информацию для своего проекта;
3)определять перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие;
4) оценивать идеи на основе выбранных критериев, наличия времени, оборудования, материалов, уровня знаний и умений, необходимых для реализации выбранной идеи;
5) выполнять упражнения для приобретения навыков изготовления изделий высокого качества;
б) планировать изготовление изделий и изготовлять их;
7) определять затраты на изготовление изделия, оценивать его качество, включая влияние на окружающую среду;
8) испытывать изделие на практике;
9) анализировать недостатки изготовленного изделия и определять трудности, возникающие при его проектировании и изготовлении;
10) формулировать и отстаивать свою точку зрения при защите проекта;
11) определять перечень профессий, необходимых для промышленного изготовления конкретного изделия;
12) использовать элементы маркетинга для продвижения своего товара, разрабатывать рекламу своего изделия.
 

Ожидаемые результаты

В результате обучения с использованием метода проектов учащиеся должны:  знать:1) как определять потребности людей;2) какие

Слайд 12Результаты работы учеников рекомендуется оценивать по трём направлениям:
1) проектирование
2) приобретение навыков
3)

понимание осуществляемой деятельности
Проектирование:
Использование эскизов и анализ полученной информации;
Разработка спецификации изделия или структуры;
Предложение критериев оценки с точки зрения эстетики, стоимости;
Согласование решений по материалам, производству, времени и стоимости;
Оценка идей и предложение альтернативных решений
Приобретение навыков:
Подбор материалов, инструментов и оборудования, необходимых для выполнения проекта;
Оценка собственной производительности;
Составление технологических карт и критериев оценки
Оценка изделия и сопоставление критериев оценки

Понимание:
Учет физических и химических свойств материалов, способов их получения;
Соединение простых механических, электрических, электронных и пневматических систем;
Распознавание процессов потребления и получения энергии;
Анализ производительности систем, использование простейших приборов для контроля над процессами;
Понятие о работоспособности систем и структур, о методах корректировки структур в условиях производства;
Углубление понятий о качестве проектирования и изготовления, критерии оценки;
Овладение знаниями, которые помогут сохранить здоровье и обеспечат безопасность, включая вопросы ответственности и контроля безопасности.

Результаты работы учеников рекомендуется оценивать по трём направлениям:1) проектирование2) приобретение навыков3) понимание осуществляемой деятельностиПроектирование:Использование эскизов и анализ

Слайд 13 Процесс выполнения творческих проектов на каждом из

этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой пусть небольшой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.
Под проектным обучением понимается организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по заданным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. При этом обучение приобретает для них значительно больший личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения. Благодаря практической востребованности знаний и умений обеспечивается более осознанное и глубокое их усвоение. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций учащихся, их творческого потенциала.
Существует ряд проблем, связанных с этим сравнительно новым направлением учебно-воспитательной работы.

Система знаний и система деятельности.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное

Слайд 14
Первая – изучение

школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей каждого из них. Без этого невозможен личностно ориентированный, индивидуальный подход к детям при организации их проектной деятельности, без чего, в свою очередь, она не будет успешной, и тем более творческой. Учеников надо изучать на всех занятиях, постоянно наблюдая их, контактируя и взаимодействуя с ними. Школьники изучаются с помощью тестов, анкет. Полученные таким образом, а также путем наблюдений сведения о каждом ученике записываются. Этот банк данных является неоценимым подспорьем во всей учебно-воспитательной работе, но особенно тогда, когда дети трудятся над проектами.
Вторая проблема – выбор, определение темы проекта. Она связана с первой, поскольку совершенно ясно, что тут в первую очередь надо учитывать индивидуальные особенности школьника. Опыт показал, что выбор осуществляется в основном тремя путями. Один из них – тему проекта выбрал сам ученик без чьей либо подсказки и настаивает на ней. Здесь следует удостовериться, что выбор обоснованный, не случайный, а продуманный, потому что бывают такие ситуации, когда фантазия ребенка не соответствует его силам, возможностям, материально –технической базе кабинета.
Другой путь – тему проекта предлагает учитель. Этот путь, на мой взгляд, наиболее предпочтительней, но при соблюдении двух условий. Во-первых, учитель хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное именно ему. Во-вторых, учитель самым тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя-консультанта, степень участия родителей, сроки работы.
Наконец, тема проекта может быть предложена родителями, особенно в 5-7 классах. Это очень хорошо. Но здесь самое главное, чтобы родитель не взял главную роль на себя и сам бы не выполнил проект. Родители могут участвовать в проектной деятельности, но это участие должно быть разумным и умеренным.
Третья проблема – это организация проектной деятельности учащихся. Всякая организация предполагает прежде всего четкое планирование. План – это тщательно продуманный перечень этапов работы школьников над проектом. Причем они устанавливают сроки выполнения этапов, исходя из того, что на все отводится 16 учебных часов. Это усиливает ответственность ребят за свой труд, приучает их к четкости и порядку.

Первая – изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей

Слайд 15Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  трудового  обучения  имеет 

свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных  этапов:
Поисково – исследовательский  (проектировочный).
Технологический  (этап  реализации  проекта).
Заключительный  (презентация  и  практическое  использование  изделия).
Поисково  -  исследовательский  этап
  Поиск  проблемы
  Учащиеся  слушают  учителя,  анализируют  услышанное. Учитель  ставит  перед  ними  проблему,  предлагает    банк тем проектов,  раскрывает  требования  к  ним,  технологию  их  выполнения  и  критерии  оценивания.
  Осознание  проблемной области
 Учащиеся  из  предложенных  учителем  проблем  выбирают  одну,  наиболее  актуальную  для  них  (или  формулируют  сами).Проводим мозговой штурм : Какие проблемы существуют? Выполняют упражнение-наблюдательность. Учитель  выступает  в  роли  консультанта.
  Первое  мини – исследование:  выявление  конкретной  потребности.
Опираясь  на  собственные  знания  и  обобщая  источники  информации  (банк  данных  и  предложений.  Книги,  журналы,  газеты,  телерадиоинформацию,  рекламные  буклеты,  справочники  и  др.),  школьники  исследуют  потребности  в  определенных  изделиях  или  услугах, берут интервью,   проводят  мини маркетинговое  исследование,  оценивают  свои  интеллектуальные  и  материальные  возможности. Учитель  наблюдает,  консультирует,  советует.
Проектная  деятельность  в  сравнении  с  традиционными  методами  преподавания  трудового  обучения  имеет  свои  особенности.  Она  включает  ряд  условных 

Слайд 16Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировка
Учащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют 

тему  проекта. Учитель  помогает  уточнить  формулировки.
Установление  основных  параметров  и  ограничений
Учащиеся  определяют  основные  параметры  (размеры,  мощность,  функции  и  т.д.)  и  ограничения  предполагаемого  изделия,  диктуемые  обстоятельствами. Учитель  делает  уточнения.
Второе  мини – исследование:  выявление  традиций,  тенденций,  истории.
Учащиеся  изучают  возможную  историю  проекта,  конспектируют,  рисуют,  чертят,  генерируют  идеи. Учитель  помогает  подобрать  необходимую  литературу,  оказывает  помощь.
Третье  мини – исследование : анализ проблемы.
Учащиеся  на  листе  бумаги  составляют  схематично  перечень  проблем  для  решения:  материалы,  инструменты,  модель,  размеры,  форма,  стиль,  дизайн,  технология  изготовления,  себестоимость  изделия. Учитель  проверяет,  уточняет,  советует.

Четвертое мини – исследование:  выработка  идей,  вариантов,  альтернатив
Учащиеся  записывают  возникшие  идеи  в  виде  фраз,  отдельных  слов,  картинок  или  эскизов. Проводим мозговой штурм: Какие изделия отражают заданную проблему? Учитель  уточняет,  советует,  предлагает  дополнительную  литературу.
Пятое  мини – исследование:  анализ  и  синтез  идей,  выбор  оптимального  варианта
Учащиеся  выбирают  из  многих  вариантов  подходящее  решение,  разрабатывают  рабочий  эскиз  модели  с  описанием. Учитель  контролирует,  уточняет,  оказывает  помощь.

Определение  конкретной  задачи  и  ее  формулировкаУчащиеся  формулируют  конкретную  задачу  исследования,  определяют  тему  проекта. Учитель  помогает  уточнить  формулировки.Установление 

Слайд 17Выбор  материала.
Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие 

из  них. Учитель  консультирует,  обобщает.
Выбор  инструмента,  оборудования
Учащиеся  определяют  и  записывают  перечень  необходимых  инструментов  и  оборудования. Учитель  консультирует,  обобщает.
Разработка  технологического  проекта
Учащиеся  выбирают  и  анализируют  рациональную  технологию,  составляют  технологические  карты,  чертежи,  эскизы,  конструируют  и  моделируют,  определяют  режимы  работы  и  затраты  времени,  уточняют  критерии  контроля. Учитель  наблюдает,  консультирует,  обобщает.
Организация  рабочего  места
Учащиеся  подбирают  и  размещают  на  рабочем  месте  материалы,  инструменты,  приспособления,  проверяют  освещенность,  проветриваемость  в  соответствии  с  санитарными  нормами  и  правилами  безопасности. Учитель  оказывает  помощь.
Экономическое  и  экологическое  обоснование
Учащиеся  подсчитывают  себестоимость  изделия  или  услуги,  проводят  экологическую  экспертизу  изготовляемого  изделия. Учитель  оказывает  помощь,  контролирует  процесс.
Контроль  качества
Учащиеся  уточняют  критерии  проверки  и  оценки  качества  творческого  проекта. Учитель  проверяет,  уточняет  результаты.
                                                     


Выбор  материала.Учащиеся  определяют  и  записывают  несколько  наименований  материалов,  выбирают  наиболее подходящие  из  них. Учитель  консультирует,  обобщает.Выбор  инструмента, 

Слайд 18Технологический  этап
Выполнение  технологических  операций 
Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки 

деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения  в  технологический  процесс;  корректируют  последовательность  операций,  режимы  обработки,  последовательность  сборки;  соблюдают  технологическую  и  трудовую  дисциплину;  контролируют  организацию  рабочего  места. Учитель  наблюдает,  контролируют,  консультирует,  оказывает  помощь,  следит  за  соблюдением  правил  безопасности.
                                                           Заключительный  этап                 
Коррекция
Учащиеся  сравнивают  выполненный  проект  с  задуманным,  устраняют  недочеты. Учитель  анализирует,  советует.
Контроль,  испытание
Учащиеся  осуществляют  контроль  и  корректировку  параметров  изделия,  проводят  его  испытание. Учитель  наблюдает,  консультирует.
Реклама
Учащиеся  готовят  рекламу,  товарный  знак  изделия,  предлагают  способы  реализации  изделий. Учитель  консультирует,  советует.
Оформление
Учащиеся  оформляют  проект  в  соответствии  с  установленными  требованиями.
Учитель  консультирует,  помогает.
Самооценка
Учащиеся  анализируют  достоинства  и  недостатки  проекта,  оценивают  результаты  и  перспективы  производства. Учитель  наблюдает,  консультирует.
Защита  проекта
Учащиеся  готовят  и  делают  доклады,  иллюстрации,  отвечают  на  вопросы. Учитель  слушает,  участвует  в  оценке  проекта.
Технологический  этапВыполнение  технологических  операций Учащиеся  подбирают  режим  обработки:  осуществляют  контроль  качества  обработки  деталей,  самоконтроль  своей  деятельности;  вносят  изменения 

Слайд 19Проектный модуль«Чудо - подсвечник. История Руси»
(рабочие программы по технологии и краеведению

-7 класс, внеурочная деятельность)

Проектный модуль«Чудо - подсвечник. История Руси»(рабочие программы по технологии и краеведению -7 класс, внеурочная деятельность)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть