Слайд 1МОУ ООШ № 269 ЗАТО Александровск
Проектная деятельность
на уроках технологии
Саламатов Иван
Дмитриевич,
учитель технологии
Слайд 2Цель проектного метода обучения:
Стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически,
применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы.
Слайд 3Мои задачи:
Раскрыть сущность проектной деятельности для обучающихся.
Разработать собственный алгоритм преподавания
разделов в 5 классе – «Исследовательская и созидательная деятельность», 6-9 классы - «Творческая, проектная деятельность» в школьном курсе «Технология».
Реализовать все необходимые требования, предъявляемые к проектам учащихся.
Применять способы активизации проектной деятельности учащихся.
Обеспечить материально-техническое оснащение проектной деятельности учащихся.
Слайд 4 Актуальность овладения основами проектирования обусловлена:
1. данная технология имеет широкую
область применения на всех уровнях организации системы образования.
2. владение логикой и технологией проектирования позволяет более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
3. проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Слайд 5Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате
которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной
Слайд 6Цели проектирования достигаются, когда:
эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается
динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося;
реализовывается информационная обеспеченность (представления, знания, понимание);
обеспечивается функциональная грамотность (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
формируется технологическая умелость (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
обеспечивается интеллектуальная подготовленность (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
формируется волевая подготовленность (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества).
Слайд 7 Логическая технологическая цепочка:
1) выбор учеником, на
основе сформировавшегося интереса, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
2) определение целей и задач проекта;
3) работа над проектом и написание отчета;
4) защита проекта и рефлексия полученных результатов.
Слайд 8Шесть ключевых составляющих проекта:
1. Ученики проектируют и изготовляют изделие, отвечающее реальной потребности
и для определенного пользователя;
2. При проектировании они проводят специальное исследование;
3. Они генерируют первоначальные идеи по возможному решению удовлетворения потребности;
4. Разрабатывают одну из них (или комбинируют две или большее количество идей) до стадии изготовления;
5. Они изготовляют изделие (предварительно спланировав эту стадию);
6. Испытывают изделие в реальной жизни и оценивают по его параметрам удовлетворения определенной потребности.
Слайд 9
Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания
компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход проектного метода.
Слайд 10Результаты образовательной деятельности
Менее 25 баллов – низкий уровень «Н»
От 26 до
34 баллов – средний уровень «С»
От 35 до 50 баллов – высокий уровень «В»
Индивидуальная карта результатов образовательной деятельности и личностного
развития учащихся
Ф.И. обучающегося ___________________
Результаты образовательной деятельности
Слайд 11В целом в работе над творческим проектом я:
- помогаю ученикам
в поиске нужных источников информации;
- сам являюсь источником информации;
- координирую весь процесс;
- поощряю учеников;
- поддерживаю непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Слайд 12Виды проектов
Краткосрочные
(2-6 часов).
Долгосрочные.
Слайд 13По содержанию:
1. Монопредметные - Например: спроектировать светильник - торшер, фонарь,
бра, гирлянда, ночник.
2. Межпредметные - Например: физика, технология, биология, история: «Почему летает самолет?».
3. Надпредметные. Например: «вторая жизнь» старых вещей.
Слайд 14По содержательной специфике
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект:
Информационный проект:
Слайд 15Пример экономического обоснования затрат на изготовление
творческого проекта «Стол для рисования
песком»
Стоимость изделия состоит из прямых и косвенных затрат – 743 руб. 65 коп., т.о., из расчета, что данное изделие в магазине стоит 4500 рублей экономия составляет 3756 руб. 35 коп.
Слайд 16Евгения Семёновна Полат — доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО
РАО. Автор исследований по обучению методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного
Метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с “технологией работы в группах сотрудничества”
Слайд 17Преимущества персональных проектов:
план работы над проектом может быть выстроен и
отслежен с максимальной четкостью;
у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;
формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Слайд 18Преимущества групповых проектов:
у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
проект
может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера (лидер – генератор идей, лидер – исследователь, лидер – оформитель, лидер – режиссер презентации), и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Слайд 19Групповая работа
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них
разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Слайд 20
1. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом;
2.
Организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика;
3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
4. Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.
Шацкий Станислав Теофилович
выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования
Слайд 21Принципы
Гуманизации воспитания.
(Максимальная свобода для проявления творческой инициативы
Толерантность
( никогда не подвергать критике)
Осознанность
(из
ничего создавать и выдумывать новое)
Самостояте-
льность
(Использова-
ние элементов творческой игры на уроках)
Личностный подход
(развивать нравственную и духовную сторона личности )
Слайд 22Педагогические приёмы
приём «Банк идей». Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс
сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.
приём «Нелогичные связи». Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания промышленного изделия.
приём «Источник вдохновения».
Слайд 23Алгоритмы методов технического творчества с учетом возрастных особенностей школьников
Слайд 24Метод контрольных вопросов 5 класс
Слайд 25Дидактическая карта метода контрольных вопросов
Универсальные вопросники А. Осборна, Т. Эйлоарта,
Г. Буша
Список контрольных вопросов ученика 5 класса_________________
Что можно заменить?
С чем можно скомбинировать?
Что будет, если это увеличить,
Уменьшить, повернуть?
Что можно добавить?
Что можно убрать?
Что можно объединить?
Что напоминает?
Что получилось?
Слайд 26Список вопросов Т. Эйлоарта
1) Перечислить все качества
и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
2) Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.
3) Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.
4) Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.
5) Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.
6) Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело и т.д.
7) Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8) Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.
9) Устроить групповое обсуждение, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики.
10) Спать с проблемой, идти на работу, гулять, пить есть, играть, ехать - все с ней.
11) Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.
13) Набросать таблицу цен, величин, типов материалов и т.п.
14) Определить идеальное решение.
15) Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.
16) В воображении «залезть» внутрь механизма.
17) Чья это проблема? Почему его?
18) Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?
19) Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?
Слайд 27«Изменение вида и функциональности (многофункциональности) объекта в зависимости от места его
применения (использования)»
Слайд 28Метод морфологического анализа (6 класс)
Ф. Цвикки – Швейцария.
Варианты: А2В1С1Д3Е3
(ночник, электрический, деревянный, настенный, бытовая электрическая цепь)
Количество вариантов: N=5*2*5*5=250
Слайд 29Метод фокальных объектов (7класс) пример Г.Я. Буш
Возможные варианты
ЧАСЫ
Свойства Свойства Свойства
Толстая Круглый Цветной
Тонкая Деревянный Ч/белый
Учебная Полированный Прямоугольный
Слайд 30Системные операторы АРИЗ (8-9 классы)
Слайд 31Требования к оформлению проекта.
Слайд 32Практические рекомендации учащимся по выполнению
проектных и исследовательских работ.
1. Выполняя проект,
привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Работай над проектом в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
е) напечатай графическую часть проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.
6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
Слайд 33Опорная схема «Работа над проектом»
Учебный проект
Проблема проекта
««Почему»
это важно для меня
лично
Актуальность проблемы - мотивация
Слайд 34Основные результаты творческой проектной деятельности:
строится прочная база теоретических знаний, практических умений
и навыков;
у обучающихся формируется умение самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию;
положительная динамика интереса у обучающихся к изучению предмета «Технологии»;
позитивная динамика учебных достижений учащихся по предмету.
Слайд 35• Подхожу к проведению работы творчески.
• Не сдерживаю инициативу учащихся.
• Поощряю
самостоятельность школьников, избегаю прямых инструкций.
• Помню о главном педагогическом результате - не делай за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
• Не спешу с вынесением оценочных суждений.
• Оценивая, помню - лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Учу выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Стараюсь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Стараюсь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• В процессе работы не забываю о воспитании школьника.
Правила учителя: