Слайд 1
Тема: Значение куклы в культуре народа ханты
Автор:Кабанова Екатерина,
г.Лянтор, МБОУ
«ЛСОШ №3», 8 «А» класс.
XIX научная конференция молодых исследователей Сургутского района
в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
Слайд 2Проживая на многонациональной Северной Земле, где коренными народами являются ханты и
манси, мы должны знать и уважать культуру этого народа, сохранять их традиции. Культура и образ жизни народов ханты являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия.
Слайд 3
Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов
- одна из основных задач нашего общества. Мы все должны чтить помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, актуальность темы заключается в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Севера, исчезают многие национальные традиции. Чтобы их сохранить, надо с раннего детства учить детей уважать труд, талант коренных народов севера..
При планировании исследования выдвигалась гипотеза: кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка ханты.
Слайд 4Объект исследования:
хантыйская народная культура
Предмет исследования:
хантыйская народная кукла и значение куклы в культуре народа ханты
Цель работы:
изучить особенности хантыйской куклы и выявить их значение в культуре народа ханты
Слайд 5задачи:
1.Изучить литературу по исследуемой теме
2.Изучить историю и определить историческое значение куклы народа ханты
3.Проанализировать типологические особенности хантыйской куклы
4. Изучить технологию и изготовить хантыйские народные куклы
5. Создать каталог хантыйских кукол
Слайд 6Методы исследования:
описание, наблюдение, сравнительно-исторический анализ, изучение продуктов национального творчества, методы обработки
результатов исследования, моделирование, практический метод.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами создан каталог хантыйских кукол.
Практическая значимость работы: создание мини-музея для школьной библиотеки.
Слайд 7Кукла культуры ханты
Народная северная игрушка это особый мир, связанный
с вхождением человека в жизнь. Он ещё очень уязвимый, слабый и беззащитный. И игрушка имела массу функций. Первая оберега. Мальчику при рождении мастерили лук, маленький, но настоящий. Девочке куклу, с которой она могла не расставаться всю жизнь.
Слайд 8
В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и
забот. Их роли, в отличие от мальчишеских, больше похожи на взрослые обряды. Дело в том, что любая материя по представлениям культуры ханты имеет свойство оживать при определенных условиях. И если ей придать более или менее точное сходство с человеком, другим живым существом, то в неё могут вселиться духи.
Слайд 9
При рождении девочке делали куклу, с которой она могла не расставаться
всю жизнь. Первую куклу девочкам – ханты шили мать или старшая сестра. Кукла всегда сопровождала ребенка на правах "настоящего" члена семьи.
Слайд 10Обереговая хантыйская кукла
У каждой девочки количество тряпичных Акань в игрушечной
семье, как правило, соответствовало количеству членов реальной семьи ребенка.
Слайд 11
Акань шилась только из обрывков новой ткани, ни в коем случае
нельзя было использовать лоскутки от одежды, которая кем-либо носилась. Считается, что кукла оберегает жилище.
Слайд 12типологические особенности хантыйской куклы
Слайд 14Хантыйская кукла в люльке.
(ткань, мех, береста, прут, набивка),
Слайд 15Хантыйская кукла мужчина в малице.
(олений мех, сукно, шитье),
Ханты-Мансийский округ 2000г
Слайд 16Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа,
они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.
Слайд 17Куклам ханты никогда не рисовали лица, у них не было рук
и ног. Строго определялись размеры: кукла должна быть ростом в ладонь играющего.
Слайд 18Традиционные куклы хантов
Материал: ткань, бисер.
В каждом регионе ханты наряжали куклу
по-своему. Использова-ли свои орнаменты, свои навыки
Слайд 19Куклы оленных ханты изготавливаются с применением меха, В группе рыбаков и
охотников для изготовления куклы обычно используется ткань (сукно) с применением меха диких животных
Слайд 21Клюв водоплавающей птицы без лобной шкурки использовали в игрушках как оленей.
Слайд 22Куклу из лебяжьего пера шили ханты, проживающие по реке Лямина. Она
имеет обереговое значение - перьями обметают и изгоняют из дома нечистую силу, является хранительницей очага. Голова куклы, так же скручивается по часовой стрелке, что символизирует жизнь, бесконечность. Туловище куклы делается из перьев, собранных у основания в пучок
Слайд 23
В результате проделанной работы мы сделали следующие выводы:
1.Кукла в жизни народа
ханты была оберегом, ей поклонялись, словно богине и прятали от посторонних глаз.
Слайд 24Кукла – Акань
Кабанова Екатерина, ХМАО, г. Лянтор
Хантыйская кукла являлась и как
игрушкой и как сакральный предмет, символизируя идею жизни
Слайд 25Традиционная кукла казымских ханты «Акань»
Слайд 27На Тром-Агане и Агане лицо куклы имеет вид сердечка
Слайд 28на Пиме это круг – солярный символ
Культура и образ жизни народов ханты являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа жизни коренных народов - одна из основных задач нашего общества. Мы все должны уважать традиции тех народов, которые проживают с нами рядом, тесно ведут хозяйство, живут на одной территории, желающих друг другу тепла.
Слайд 31Игрушка и кукла в любой системе и, прежде всего, в этнической,
представляет собой интересное явление. Интересно оно с точки зрения предмета народного искусства. Кукла в рамках этнической традиции ханты явление архаичное и связано, прежде всего, с явлением сакрального характера. Игрушка обских угров - это средство познания мира взрослых, освоение обычаев, традиций, обрядов. Игры девочек связаны большей частью с куклами.
Слайд 32 В результате проведённой исследовательской работы мы изучили историю и
определили историческое значение куклы народа ханты, изучили технологию и последовательность изготовления кукол. Гипотеза, что кукла играет важную роль в воспитании и формировании личности ребенка ханты подтвердилась. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, по ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы, считалось, что девочка, умеющая хорошо шить и делать игрушки, будет хорошей мастерицей и хозяйкой. Кукла «акань» - символ женственности, особой общественной и семейной роли, слабости и беззащитности. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.