Слайд 1Выполнила:
Ковалева Татьяна 11 класс
Руководитель:
Червякова Ирина Ивановна,
учитель технологии
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Коляновская средняя школа»
Творческий проект по технологии
«Модница»
Слайд 2Содержание
Введение. Актуальность и обоснование проблемы
I. Разработка идеи проекта
1.1 Цель и задачи
проекта .Планируемый результат
1.2 Схема обдумывания процесса работы над проектом.
1.3 Исторические сведения.
1.3.1 История появления бисера.
1.3.2 Краткая история бисероплетения.
1.4 Развитие идей, поиск вариантов.
1.5 Требования, предъявляемые к изделию.
1.6 Дизайн – анализ готового изделия.
1.7 Выбор модели изделия.
2 . Технология изготовления
2.1 Выбор технологии плетения изделия
2.2 Требования к качеству выполнения работы
2.3 организация рабочего места
2.4 Техника безопасности при выполнении изделий из бисера
2.5 Материалы и инструменты для изготовления изделия.
2.6 Последовательность изготовления изделия.
2.7 Готовое изделие
3 Анализ выполнения проекта
3.1. Экономическое обоснование проекта
3.2 Экологическое обоснование проекта.
3.3 Анализ процесса и результата проектирования.
3.4 Реклама проекта
Источники информации
Слайд 3Введение
Актуальность и обоснование проблемы
Многие девушки моего возраста
увлекаются разными видами рукоделия. Каждой хочется украсить интерьер своей комнаты чем-то особенным или изготовить подарок своими руками, оригинально украсить свою одежду. В наше время возрождаются традиции старинного рукоделия. Меня всегда привлекали изделия, сплетённые из бисера. Естественно, что и я не смогла устоять перед этим занятием и увлеклась бисером. Бисер пробудил во мне что-то новое, он притягивает и завораживает. Начинала я свое знакомство с бисером с плетения насекомых и несложных маленьких цветов. Однажды, в интернете, я увидела букеты цветов, сплетённые из бисера. Такие изделия могут украсить любой дом. Я решила набраться терпения и сплести букет для моей мамы.
Бисероплетение - искусство, доступное каждому, хотя требует терпения, усидчивости. Из бисера получаются прекрасные изделия, которые удовлетворят потребность в творчестве, украсят дом и доставят радость тем счастливчикам, которые получат их в подарок.
Слайд 5 1.1 Цель работы:
Разработать и создать
букет гортензии, изготовленный в технике бисероплетения для моей мамы.
Задачи:
Подобрать теоретический материал.
Создать эскизы, собственные схемы для плетения на основе изученного материала.
Создать изделие из бисера.
Планируемый результат.
Надеюсь, что работа, созданная мной – букет, изготовленный в технике бисероплетения, получится красивым, качественным, по материальным затратам будут не дорогими и понравится маме.
Меня всегда привлекали изделия, сплетённые из бисера.
Слайд 61.2 Схема обдумывания процесса работы над проектом
Слайд 7 1.3 Исторические сведения
1.3.1 История появления бисера.
Как
только не называют бисер - волшебный, загадочный, чарующий и даже живой. И хотя эти стеклянные шарики с отверстиями не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать, они столько веков путешествовали по странам и континентам, что многое могут поведать о том, как жили люди в далекие времена, каковы были их вкусы и привычки.
У современных бусин и бисера много предшественников. В древности люди украшали себя и свою одежду изделиями из материалов, которые им могла предоставить сама природа: зубы и кости животных, ракушки, глину, деревянные палочки и семена растений. Позднее появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
После изобретения стекла в IV в. до н. э. яркие разноцветные стеклянные бусы мгновенно завоевали сердца древних модниц. Древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - ожерелья Солнца создавались из золота и бисера.
Название – «бисер» – происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», то есть «фальшивый жемчуг». Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. После завоевания Византии турками много стекольных дел мастеров переселилась в Венецию. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе.
Слайд 8 В X веке начался настоящий расцвет бисерного производства. Бисер
высочайшего качества и разнообразных цветов и оттенков развозился купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали им одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы.
Обратили внимание на красоту стеклянных бусин и в Древней Руси. В XI веке Киеве появились небольшие мастерские, в которых наряду со стеклянной посудой, смальтой для мозаик изготовляли стеклянный бисер. Но нашествие монголо-татар прервало развитие стеклянных ремесел на долгие годы.
Заслуга в организации бисерного производства в России принадлежит великому русскому ученому М. В. Ломоносову. В 50-ые годы ХVIII века на принадлежавшей ему фабрике под Петербургом по оригинальным рецептам ученого изготовлялся стеклярус и бисер высокого качества.
Слайд 9 1.3.2 Краткая история бисероплетения
Бисероплетение – один из
старинных и достаточно распространённых видов народного творчества.
Первыми изготавливать бисер научились египтяне. Они делали из него ожерелья, расшивали им платья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно преуспели в этом коренные жители Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. С конца ХVIII века способы работы с бисером расширяются. К нему начинают проявлять интерес все модницы Европы. Входит в моду расшитая бисером одежда. В собраниях Государственного Эрмитажа хранится много уникальных предметов тех времён, которые до сих пор не потеряли своей яркости и привлекательности, благодаря этому долговечному материалу.
Слайд 10 В конце ХVIII - начале XIX веков увлечение
бисерным ремеслом в аристократических кругах России стало повсеместным. В отличие от европейских стран в России изделия из бисера были предметом домашнего рукоделия. Чаще всего бисер использовался при вышивке, вязании, низании, ткачестве, тиснении по воску. В городах и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам и знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками.
Изделия, выполненные светскими дамами, поистине великолепны. Но не меньшее впечатление производят подвески, ожерелья и воротники крестьянок. Бисер, используемый крестьянами для украшения одежды, был более крупным и тусклым, чем привезенный купцами из Европы. Но сколько фантазии и творческой смекалки проявили мастерицы, создавая свои изделия, соединяя воедино, казалось бы несоединимое. В ход шло все, что было под руками: от жемчуга и экзотических раковин до пуговиц, цветных ниток и кусочков ткани.
В настоящие время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Изделия, изготовленные вручную из бисера, высоко ценятся по всему миру.
Слайд 11 1.4 Развитие идей, поиск вариантов
Изучив материал из истории бисероплетения, я
еще раз убедилась, что мне интересна данная тема и я на верном пути. Именно из бисера можно изготовить то, что я задумала.
№1 №2 №3 №4
Мне понравилась модель №4, т.к моя мама очень любит гортензию, которая все лето цветет у нас в саду.
Мне хочется, чтобы мой подарок зимой напоминал ей о лете.
Слайд 12 Легенда о гортензии
Гортензия (Hydrangea macrophylla) – растение со многими именами
и сложной судьбой. В конце ХVIII века французский врач и натуралист Филибер Коммерсон привез из Японии цветок («японскую розун») ныне известный как садовая гортензия крупнолистная. В Японии же ее именовали Адзисаи.
В честь Николь-Рейн Этабль де ла Бриер (по мужу мадам Лепот), которая была знаменита тем, что умудрилась стать первой женщиной-математиком и астрономом во Франции, Коммерсон назвал этот цветок "потией", но затем другой натуралист, А. Жюссье, заменил это название на "гортензию". В результате этих событий возникла легенда о Гортензии Лепот, вошедшая в популярную литературу. Эту путаницу раскрыл в 1803 году астроном Жозеф Лаланд, высоко ценивший научные заслуги мадам Лепот.
Слайд 13 « Сосуд с водой» -дословно означает,
Влаголюбива, без воды скучает.
Красива очень , дивные соцветия,
Парад цветов! Ну как тут не заметить.
Легенда есть, история такая…
Сидела девушка у озера, мечтая,
Касалась пальцами воды и улыбалась
И красотою тихой наслаждалась.
Вдруг в озере возникло отражение…
И взгляд наверх…В глазах стоит волнение…
Напротив юноша стоял красивый очень,
И сердце отпускать его не хочет…
Летели дни, любовь их расцветала,
Надёжно было с ним, защитой стал он…
Питалась их любовью постоянно,
Как корень дерева, к воде такой желанный.
А принц сравнил её с голубкой белоснежной,
Что в сердце залетела …Образ нежный!
Туда попала и навеки там осталась,
Но впереди … разлука ожидалась.
Тяжёлым было это расставанье,
Ей надо возвращаться в край свой дальний…
Прощались нежно, слёз и не скрывали,
На месте слёз - кусты вдруг вырастали.
Красивый куст разросся, белоснежный,
Сравним с любовью : сильный, очень нежный
Гортензией назвали дуболистной,
И по сей день растёт! Заметный, очень чистый…
Слайд 14 1.5 Требования, предъявляемые к изделию
необходимость в изделии;
удобство в эксплуатации;
эстетическое
оформление изделия, яркость;
практичность;
высокое качество;
оригинальность выполнения.
Слайд 151.6 Дизайн – анализ готового изделия
Слайд 17Вывод: Анализируя критерии оценки вариантов, можно сделать вывод , что больше
всего мне подходит вариант №1, т.к. это изделие мне подходит по размерам и цветовой гамме , доступна информация о последовательности изготовления (схема плетения) , мной освоены приемы изготовления таких изделий.
Слайд 18 II Технология изготовления изделия
Слайд 19 2.1 Выбор технологии плетения изделия.
В бисероплетении есть большое количество приёмов
плетения присущих только для тех или иных видов изделий. Например, цветам из бисера чаще всего характерны острые листья и полукруглые лепестки.
Внимательно рассмотрев реальное цветок гортензии, я остановилась на простой технике нанизывания бисера на проволоку петлями и способе французского плетения:
Низание петельками.
Этот метод применяется для изготовления цветов, веточек и деревьев. Цветок из петелек прост в исполнении. Для него потребуется немного бисера, бусинка и два кусочка проволоки (около 30 и 15 см). Нанижите на длинную проволоку 5-11 бисеринок для одного лепестка. Поместите бисер посредине проволоки и сложите проволоку с бисером петелькой. Концы проволоки слегка скрутите (2-3 оборота) (рис. 1а). Нанижите на проволочку еще столько же бисеринок для второго лепестка. Придвиньте их к первому лепестку и скрутите проволочку. Остальные лепестки цветка выполняйте так же то одним, то другим концом (рис. 16).
Всего должно быть 5-7 лепестков. Нанижите бусинку на короткую проволоку (рис. 1в) и поместите ее между лепестками — получится серединка цветка. Туго скрутите все проволочные концы листочка и серединки.
Слайд 20Французское плетение
Точное происхождение и история французских цветов из бисера
немного туманны. Начало производства было вне сомнений промышленной революцией, что увеличило доступность стеклянных бусин обычного размера и цвета. В конце 19 и начале 20 веков, бисерные цветы иногда использовались в декоративных погребальных, где проводные бусины составляли венки, а также могли быть просто обернуты вокруг металлического каркаса. Это идеально подходило для использования в зимние месяцы, когда свежие цветы не были легко доступны, а цветы из бисера были долговечны без необходимости поливать или заменять их.
других предметов одежды.
Французская техника создания цветов из бисера развивалась на протяжении нескольких столетий, но цветы из бисера делали не только во Франции. Бисер производился главным образом в Италии, образцы изделий из бисера помимо Франции можно найти в Италии и Англии. В XIX веке бисер стал модным в качестве материала для украшения бальных платьев и одежды
Слайд 21Отличительная черта французской техники - ее простота. Бисер нанизывают на проволоку,
его не вплетают, а закрепляют с помощью четырех основных техник, соответствующих частям законченного цветка. В отличие от техники, получившей название викторианской, в соответствии с которой проволока может дважды проходить через одну и ту же бисеринку, во французской технике проволочка проходит через бисеринку только один раз. Плетение идет по кругу (у цветков) или дугами (так чаще всего делаются листики). Для начала, создается так называемый стержень, то есть основная линия симметрии с помощью нанизывания на проволоку нескольких бусинок. Затем на проволоке создается петля размером в 10-15 см для последующего закрепления вашего элемента, а рабочий конец проволоки разворачивается на 180 градусов, чтобы следующее нанизывание бусин осуществлялось параллельно первому, но в строго обратном направлении. При этом для создания этой второй линии бусинок используется на 2-3 бусины больше. Затем проволока закрепляется, поворачивается на 180 градусов — и процедура повторяется. Таким образом, французская техника бисероплетения позволяет создать восхитительные, ажурные и симметричные элементы вашего будущего цветка или любого другого изделия из бисера.
Слайд 22- Равномерное натяжение проволоки.
- Скрытность проволоки.
- Чистота и аккуратность в заделке
проволоки.
2.3 Организация рабочего места
- Рабочее место должно быть хорошо освещено. Оптимальным освещением является солнечный свет, поскольку электрический свет дает очень много бликов.
- На столе не должно быть ничего лишнего, рабочее место желательно застелить грубой ворсистой тканью серого цвета . На такой поверхности легко различимы любые оттенки бисера. Ворс предотвращает отскакивание бисера при падении и просыпании.
- Работа с бисером весьма утомительна для глаз, поэтому каждые полчаса необходимо делать небольшие перерывы, давать глазам отдых.
2.2 Требования к качеству выполнения работы
Слайд 232.4 Техника безопасности при выполнении
изделий из бисера.
При работе с ножницами:
-
Хранить ножницы в определенном месте.
- Класть их сомкнутыми концами от себя.
- Передавать ножницы друг другу ручками (кольцами) вперёд.
- По окончании работы убрать ножницы в отведённое для хранения место.
Привести в порядок рабочее место.
При работе с проволокой:
- В процессе отрезания не разрешается держать проволоку на уровне лица.
- Во избежание ранения рук необходимо правильно хранить проволоку на
катушке, следить за тем, чтобы она была ровно накручена.
- Кусочки использованной проволоки и бракованного бисера соберите и бросьте в безопасное место (корзину);
При работе с кусачками:
- Аккуратно пользуйтесь кусачками для резки проволоки;
Слайд 24 2.5 Материалы и инструменты для изготовления изделия.
Материалы:
Бисер
Поступающий в продажу
для изготовления бисер разнообразен по внешнему виду, поэтому позволяет добиваться своеобразия изделий и получать разные эффекты.
Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском, с эффектом растекающегося по воде бензинового пятна или с поверхностью, имитирующей металл, керамику. От того, какой выбран бисер, зависит, как будет выглядеть изделие.
Для своего изделия я выбрала круглый глянцевый бисер размером 10, 0 мм
Цвета бисера соответствуют естественным цветам гортензии.
Проволока
В настоящее время в продаже есть много видов проволоки, пригодной для изготовления бисерных цветов. Ее можно приобрести в магазинах рукоделия или специализированных магазинах, где продают товары для строительства и ремонта. Обычно проволоку наматывают на катушки различного размера в зависимости от ее толщины; по цвету она тоже бывает разной, не только серебряной или золотой .
Наиболее распространенные размеры проволоки — № 28, 26 и 34. Чем больше число, тем тоньше проволока. Топкая — лучше гнется. Пpoволока № 28 подходят для лепестков и листьев, которые требуется изгибать, придавая им форму, но чтобы при этом они держались почти без опоры.
Слайд 25Керамическая ваза для оформления букета
Если стебли цветов требуется укрепить или удлинить,
зачастую предпочтительнее пользоваться материалом покрепче, чем обычная катушечная проволока. Более прочную проволоку, служащую крепежом, можно приобрести в магазинах товаров для рукоделия, дли строительства и ремонта, а также в магазинах для флористов.
В отличие от проволоки для бисероплетения, продающейся намотанной на катушки, более прочная продается отрезками длинной около 50 см: она идеально подходит для укрепления стеблей бисерных цветов. Такую проволоку выпускают серебряной или цветной различных оттенков и размеров, определяемых толщиной.
Для своей работы я выбрала проволоку толщиной 0,3 мм для цветов и листьев. И 1 мм для сборки букета
Нитки
понадобятся для обвивания стебельков.
Я взяла обычные хлопчатобумажные нитки мулине
Инструменты:
Кусачки для откусывания проволоки
маленькие ножницы.
сантиметровая лента или линейка
клей для закрепления ниток на стебле
Слайд 262.6 Последовательность изготовления изделия
1. Плетение цветка гортензии
2. Сборка цветка гортензии
Слайд 273. Плетение листьев
4. Окончательная сборка и отделка изделия
Оформление букета выполнено с
использованием сизаля , оставшегося от подарка и керамической вазы.
Слайд 282.7 Готовое изделие
Гортензии в саду цветут,
и заполняют волшебством пространство.
Шары цветные там,
и тут-
есть в этом праздничность убранства.
Какая прелесть! Как они неповторимы!
Красотки пышные, как к будто на балу.
Вдруг солнца луч скользнёт игриво,
завидев эту красоту.
Гортензии разнежатся от света,
и улыбнутся небу в полный рост.
А где-то, над землёй пройдёт комета,
в саду цветут гортензии...есть в этом простота и лоск.
Людмила Амельченко
Слайд 303.1 Экономическое обоснование проекта
Материальные затраты на изготовление изделия
Стоимость моего подарка составила
685 рублей. Это гораздо дешевле готового изделия, но в данном случае не самое главное. Вещи, сделанные своими руками, хранят тепло приятных часов, которые я провела за этой работой и для моей мамы это будет самый дорогой подарок.
Слайд 313.2 Экологическое обоснование проекта
Рекомендации по уходу за изделиями из бисера:
-
не рекомендуется размещать изделие под прямыми солнечными лучам
- регулярно сдувайте пылинки с цветов: для этого используйте мягкую кисточку(для рисования или макияжа)
- при чистке изделие не портится, что способствует его долгому использованию.
Бисероплетение и изделия из бисера не приносят никакого вреда человеку и окружающей среде, так как это:
Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
Рациональное использование природных ресурсов.
При работе нет вредного для организма человека запаха.
Все материалы экологически чистые и не вызывают аллергических реакций.
Слайд 32Бисер - это всегда модно. Если удаётся заинтересовать людей, дать новый
стимул в творческих поисках, подтолкнуть полет фантазии или просто подарить радость от общения с этим изысканным и светлым искусством - можно считать, что цель достигнута. Ведь главным здесь является удовольствие, которое получаешь от работы с этим уникальным материалом - бисером.
Мне очень понравилось работать над данным проектом, так как я развила свои навыки и умения в изготовлении изделий из бисера. По отношению к работе я стала более аккуратной, усидчивой, терпеливой и трудолюбивой. Я считаю что этот проект удался. Изделие соответствует требованиям, которые я определила в начале работы над проектом. Оно принесло много радости моей маме и украшает теперь ее комнату.
3.3 Анализ процесса и результата проектирования
Слайд 33Мальчишки и девчонки,
А также их родители!
Изделие из бисера
В подарок, не хотите
ли!
Искусно подобрав и бусинку, и цвет
Его красой будет сражен весь свет.
Особый мир откроете вы для себя,
Когда работа сделана любя.
Если много вложено терпенья
Неповторимым станет доброе творенье.
3.4 Реклама проекта
Слайд 341.Якимовская Л. В., Свиридова А. А., Шичанина B. C.Уроки бисероплетения. –
СПб.: КОРОНА, 1998.
2.Котова И. Н., Котова А. С.Школа современного бисероплетения. – СПб.: МиМ, ТОО «РЕСПЕКС», 1999.
3.Шубина Е. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999.
4.Ткаченко Т. Б.Сказочный мир бисера издательство. «Феникс» 2004г.
5.Божко Л. А. Бисер. Издательство «Мартин» 2005г
6.https://ru.wikipedia.org/wiki
7. http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2012/02/20/istoriya-bisera8.
8. http://bicerinka.com/History.html
9. http://festival.1september.ru/articles/601268/
Источники информации