Слайд 2Содержание
Триединая цель урока ТЦУ
Методы обучения МО
Формы организации познавательной деятельности учащихся ФОПД
Типы
уроков
Разработка урока
Слайд 4Варианты конструирования образовательных целей
Сформировать новые понятия на уровне…;
обеспечить усвоение учащимися особенностей
приемов труда, трудового процесса…;
обучить новому способу действия, новым рабочим приемам, новым трудовым операциям…;
устранить пробелы в знаниях о… Обобщить и систематизировать знания о…
отработать навыки. Закрепить известные способы действий…;
обучать выполнять задания по образцу или переносу знаний, умений в новую ситуацию…;
научить самостоятельно оценивать результаты работы…;
Научить делать выводы…
Слайд 5Варианты конструирования развивающих целей
Развитие мыслительных операций - анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать,
классифицировать и т. д.
Развитие видов мышления(наглядно- действенное, наглядно – образное, абстрактно- логическое), воображения(репродуктивное, творческое).
Развитие качества ума(критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты, творчества).
Развитие сенсорных навыков(определять признаки и свойства материалов по их цвету, запаху, на ощупь, ориентироваться в пространстве и времени).
Развитие моторных навыков(точность движений, их скорость, сила, координированность и т. д. )
Развитие умений учебного труда(наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль, работать в нужном темпе и др.)
Развитие волевой и эмоциональной сферы(настойчивость,самостоя-
тельность, умение владеть собой, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности).
Слайд 6Варианты конструирования воспитательных целей
Воспитание патриотизма(интерес к настоящему и будущему своей страны,
родного края, чувство гордости за Родину, ее людей- тружеников, готовность к ее защите), интернационализма(уважения чести и достоинства людей всех национальностей, интереса к культуре и искусству других народов), бережного отношения к природе, народному достоянию;
мотивов учения(познавательная потребность, интерес и активность, отношение к образованию как к важному и необходимому для личности и общества);
мотивов труда(потребность в нем, стремление принести пользу людям, желание овладеть какой-либо профессией);
гуманности(внимательное, заботливое отношение к людям, сочувствие, уважение к старшим, милосердие);
коллективизма(требовательность к себе и людям, ответственность перед коллективом, привычки считаться с общественным мнением);
дисциплинированности(выполнение правил человеческого общежития, нравственных норм, установленных требований к поведению и труду);
эстетических взглядов(культура речи, одежды, поведения и труда);
творческого начала личности.
Слайд 7Методы обучения
МО- это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные
на достижение целей образования.
Существует несколько классификаций методов обучения
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
3.В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т.д.
4.По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
6.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, продуктивный.
Методы обучения направлены не только на обогащение учащихся знаниями и умениями, не менее важна их роль как средство общего развития и воспитания учащихся.
Слайд 8Формы организации познавательной деятельности
Слайд 9Фронтальная форма организации работы учащихся
При фронтальной форме организации работы все ученики
выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Инструктирование учащихся(вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для них всех. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы. В противном случае работа организуется звеньями или по графику.
Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат.
Недостатком является то, что не всегда есть возможность обеспечить всех необходимым оборудованием. К тому же индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий.
Слайд 10Формы организации работы учащихся
Бригадно-звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на
уроке учащихся на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работает на швейных машинах, а остальные учащиеся занимаются ручными работами. В бригадах чаще всего выполняют работу с разделением труда т. е. каждый делает только часть общей работы.
Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы. Как правило, учащиеся при этом выполняют общее задание. Но если учитель хорошо изучил своих учеников, знает возможности каждого, то может давать им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика
Слайд 12Типы и структура уроков технологии
Комбинированный урок представляет собой как бы соединение
элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система(изучение технологических операций на примере изготовления конкретных предметов), которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.
Структура комбинированного урока:
1.Организационная часть;
2.Сообщение темы и целей занятия;
3.Опрос учащихся по изученному материалу;
4.Изложение нового учебного материала и его закрепление;
5.Вводный инструктаж;
6.Пробное выполнение приемов практической работы;
7.Самостоятельная практическая работа и текущий инструктаж
8.Итоговая часть.
Слайд 13Типы и структура уроков технологии
Теоретический урок занимает, как правило, не более
1 акад. часа, поэтому чаще проводится в составе двухчасового занятия. На этих учащиеся знакомятся с элементами материаловедения, изучают различные технические устройства, овладевают конкретной технологией преобразования материалов, энергии или информации. Они учатся также чтению чертежей, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями санитарии и гигиены. Теоретические уроки проводятся тогда, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.
Структура теоретического урока:
1.Организационная часть;
2.Сообщение темы и целей урока;
3.Изложение материала;
4.Закрепление его путем краткого опроса учащихся;
5.Работа по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.
Слайд 14Типы и структура уроков технологии
Практический урок ставит целью непосредственное освоение учащимися
рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими и измерительными инструментами, управляют станками, швейными машинами и другой техникой.
Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Примерная структура практического урока:
1.Организационная часть(она сложнее, чем у теор. урока, т. к. надо подготовить рабочие места, оборудование и т.д.)
2.Сообщение темы и целей урока включает обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей работы и с точки зрения учебно-познавательной(чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения(какая будет польза от того изделия, которое они изготовят).
Слайд 153.Вводный инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов
выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля и т.д.
4.Пробное выполнение приемов работы. Этот элемент включается в структуру практ. урока, если ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы.
5.Самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя. По времени – это самая большая часть урока. Текущий инструктаж заключается в обходе рабочих мест и контроле за работой учеников. При этом учитель проверяет правильность выполняемых приемов, указывает на недостатки, дает дополнительные пояснения, осуществляет показ и т.д.Если многие ученики допускают одни и те же ошибки, то он может остановить работу и частично повторить вводный инструктаж, снова продемонстрировать нужные приемы работы.
6.Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. Учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует ошибки и т.д.Завершается урок уборкой рабочих мест учащихся и всего помещения мастерской.
Слайд 16Урок-лабораторная работа
Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся
занимаются в основном самостоятельной работой но она носит не трудовой, а исследовательский характер. Они обычно не требуют длительного времени.
Примерная структура такого урока:
1.Организационная часть;
2.Сообщение темы и целей занятия;
3.Изложение теоретического материала и его закрепление;
4.Выдача задания;
5.Выполнение ее учащимися;
6.Подведение итогов л/р и всего урока.
Слайд 17Урок по решению технических задач
Такой урок занимает как бы промежуточное положение
между теоретическими и практическими занятиями. Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из различных материалов, составлению чертежей и эскизов на них; планированию технологических процессов и разработке технологических карт и др.
Структура урока:
1.Организационная часть;
2.Сообщение темы и целей занятия;
3.Изложение теоретического материала на котором основано решение технических задач и его закрепление;
4.Решение технических задач;
5.Итоговая часть.
Слайд 18Контрольно-проверочный урок
Контрольно-проверочный урок имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки
учащихся, степени прочности усвоения ими технических ЗУН. Эти уроки обычно проводятся в конце четверти, полугодия учебного года, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии. По сравнению с другими предметами эти уроки по технологии отличаются практическим характером проверки ЗУН. Учащимся выдается задание и по результатам его выполнения(качеству, затраченному времени и т.д.) судят о наличии и уровне соответствующих технических ЗУН.
Примерная структура к/п урока:
1.Организационная часть;
2.Сообщение темы и целей занятия;
3.Выдача задания;
4.Выполнение контрольной работы;
5.Подведение ее итогов и урока в целом.
Слайд 19Разработка урока
Тема урока: Построение чертежа фартука и косынки.
Цели: 1.Научить делать расчеты
и строить чертеж фартука и косынки.
2.Развивать пространственное мышление, навыки работы с чертежными инструментами
3.Воспитывать умение точно и аккуратно выполнять работу.
Оборудование занятия: учебник, рабочая тетрадь, чертежные инструменты и принадлежности, материалы для контроля знаний (карточки-задания, чертеж фартука и косынки в М1:4 на кальке). Чертеж фартука и косынки в М1:1,макеты косынки и фартука из клеенки, готовые изделия, детали фартука(из бумаги). Подготовка доски: рамка, название вычерчиваемых изделий, термины, записи для проведения само- и взаимоконтроля.
Словарная работа: художник-конструктор, конструирование, ширина фартука, линия низа, линия талии.
МО: беседа, демонстрация, практическая работа, самостоятельная работа по ИК, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и др.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, парная(групповая).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Дежурные докладывают об отсутствующих, готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы и целей урока.
3.Актуализация знаний учащихся.
Каждая пара получает карточки с вопросами по предыдущей теме и время на подготовку ответов. Эти знания им будут нужны для сегодняшнего занятия. В тетрадях они ставят + за правильные ответы.
Вопросы: Для чего снимают мерки? Какие инструменты и принадлежности необходимы для выполнения чертежей? Какие мерки нужны для построения чертежей фартука и косынки? Какие мерки записывают в половинном размере и почему? Для чего снимают мерку Ст, Сб?
Слайд 20Итак, посмотрите по плану, который мы составили на предыдущем занятии, что
уже нами сделано, а что предстоит нам сделать сегодня?
4.Подготовка к выполнению практической работы.
Чтобы детям легче было выполнять чертеж их сначала надо обучить чтению чертежа. Для этого проводится беседа и подготовлено оборудование: чертеж косынки в М1:1, готовая косынка и ее макет из клеенки.
Вопросы для беседы: Какую геометрическую фигуру представляет собой чертеж косынки? Покажите на чертеже линию низа косынки, какими точками обозначен этот отрезок? Найдите эту линию на готовой косынке. Покажите на чертеже отрезок ВВ1. Что это за линия и где она расположена на готовой косынке?
5.Практическая работа.
Учитель говорит о линейке закройщика, о том, что чертеж изделия принято сначала выполнять в М1:4 и по меркам типовой фигуры.
Чертеж выполняют учащиеся по очереди, выходя к доске и читая по ИК название отрезка и его размер. Пользуясь чертежом в масштабе М1:1, строят данный отрезок на доске. Остальные учащиеся следят за правильностью ответа и строят чертеж в своих тетрадях(под контролем учителя). Готовый чертеж обводят толстой сплошной основной линией(с линиями и правилами оформления чертежа учащиеся знакомились на предыдущем занятии.
. Объяснение приемов расчета и построения чертежа ведется в процессе выполнения практической работы. Для контроля на доске выписана формула: ВВ1=ВВ2=35 см
6.Физкультминутка
Слайд 217.В том же порядке выполняется работа по построению чертежа фартука(без нагрудника).
Вопросы для чтения чертежа фартука:
Назовите детали фартука(показать на готовом изделии), можно при ответе пользоваться развешенными на стенде деталями. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось симметрии совпадает с серединой фигуры. Найдите эти детали на чертеже. Как они изображены на нем- полностью или в половинном размере? Покажите на чертеже фартука линии верха, низа, бока, середины. Как они расположены на готовом фартуке? От каких мерок зависит размер длины и ширины фартука? Какими буквами обозначается отрезок, определяющий расстояние кармана от линии талии? Покажите его положение на фартуке. Какие детали фартука вычерчиваются отдельно? От какой мерки зависит длина пояса? Покажите каждую деталь фартука и назовите ограничивающие их линии.
Для само- и взаимоконтроля на доске записаны формулы:
ТН=30 см ТТ1=26см
ПП1=8см ПП2=80см
КК1=КК2=К2К3=К3К1=14см
8.Физкультминутка
9.Закрепление полученных знаний.
Учащиеся делают расчеты по своим меркам: Сб:2+6= ;Ст 2+20= Дф= и выполняют чертеж фартука в М1:4. Взаимопроверка. Сдача работ на проверку учителю.
10.Подведение итогов занятия.
Что нового узнали? Чему научились?
Анализ выполнения практических работ
Слайд 22Оценка работы учащихся на занятии с учетом их активности на всех
этапах занятия.
При проверке выполненных чертежей учитывается правильность и точность построения и оформления чертежей и аккуратность выполнения работы.
11.Инструктаж по выполнению домашнего задания.
На миллиметровке выполнить чертеж фартука в М1:1 по своим меркам.
Слайд 23Список литературы
1.Ю.Б.Зотов «Организация современного урока».
2.Ю.А.Конаржевский «Анализ урока».
3.Е.В.Васильченко, А.Я.Лабзина «Методич.пособие по обслуж.труду».
4.Журналы
«Школа и производство»:
12/91,1/93, 5/93, 5/98, 2/99, 6/99, 1/2000,3/02, 1/03,2/03, 4/03, 8/03,1/04.