Слайд 1Развиваем ассоциативное мышление
Слайд 2Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия
с другим (ассоциации).
Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни.
Слайд 3Ассоциации и их виды
Ассоциациями называются связи, возникающие между
отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.
Психологи разделили ассоциации на несколько типов:
по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка;
по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
по причинно-следственным связям: гром – молния;
по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.
Слайд 4 Еще ассоциации можно разделить на такие виды:
Тематические. Здесь предметы
связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство).
Фонетические. Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом).
Словообразовательные. Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный).
Слайд 5В чем польза ассоциативного мышления?
Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует
в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.
Слайд 6Связанные ассоциации
Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя
существительное в именительном падеже.
Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.
Пример:
путешествие,
вагон,
билет,
кондуктор,
чемодан,
пассажир,
попутчик,
вид,
окно,
станция...
Слайд 7Несвязанные ассоциации
Пример:
путешествие,
расход,
закат,
бомбёжка,
полиэтилен,
маска,
ребёнок,
ужас,
воротник
Слайд 8И в первом и во втором случае после окончания игры происходит
- шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.
В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.
Слайд 9Например
Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется
смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.
Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.
Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.
Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».
В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.
Слайд 10«Пристёгнутая ассоциация»
Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут
постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.
Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.
По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.
Слайд 11
Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает
улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.