Презентация, доклад Преемственность поколений по развитию национальной культуры

Содержание

Цель работы - расширить и углубить знания, развить инициативу, творчество, расширить кругозор.

Слайд 1 Преемственность поколений в развитии национальных традиций и культуры крымско-татарского народа.
Подготовила учитель

швейного дела
«Чеботарской школы интернат»,
Сакского района, Республики Крым:
Таймазова Лилия Февзиевна
Преемственность поколений  в развитии национальных традиций и культуры  крымско-татарского народа. Подготовила учитель

Слайд 2 Цель работы - расширить
и углубить знания, развить

инициативу, творчество, расширить кругозор.
Цель работы - расширить и углубить знания, развить  инициативу, творчество, расширить кругозор.

Слайд 3
Преемственность поколений – одна из самых важных сфер в жизни

общества, поскольку благодаря ей сберегается прошлое, сохраняется целостность народа, определяется вектор дальнейшего развития, поддерживается его идентичность.

Человек, только тогда обретает связь с историей, становится осознанным участником исторического процесса, когда он является выразителем аккумулированного сплава из творчества, духовности и традиций многих поколений своего народа и семьи.

Приведем интересное сравнение: «Если мировая история – океан, а индивид – капля в этом океане, то поколение можно сравнить с одной из его волн. Одна за другой набегают на берег волны. Их гребень растет, поднимается, а затем круто падает вниз. Одна волна сменяет другую...» 
Преемственность поколений – одна из самых важных сфер в жизни общества, поскольку благодаря ей сберегается прошлое,

Слайд 4 Проблема в том, что динамика современного общества опережает возможности

механизма преемственности поколений. То есть, скорость социальных изменений такова, что не позволяет личности адаптироваться к происходящим переменам.
Значимая перемена общественных устоев в традиционном обществе приходилась примерно на срок жизни трех поколений в семье (так называемый большой цикл смены генераций, когда происходит полное замещение населения).






Проблема в том, что динамика современного общества опережает возможности механизма преемственности поколений. То есть, скорость

Слайд 5 Его можно прокомментировать следующей фразой: «первые-осторожно, вторые-уверенно, третьи- окончательно».

Формирование нового поколения происходит поэтапно.
На первом этапе происходит «закладка» идеи, на втором – появляется поколение «переученных» и только затем «запечатлевающее» поколение нового типа. 
  Процессы, жизненный цикл которых равен периоду ротации двух поколений (малая смена генераций), усиливает нестабильность общества и затрудняет процессы преемственности.
Его можно прокомментировать следующей фразой:  «первые-осторожно, вторые-уверенно, третьи- окончательно». Формирование нового поколения происходит поэтапно. На

Слайд 6 Ни один традиционный обряд не обходился без вышитых изделий.
В

Крыму ещё в начале XX века было около 50 видов различных ремёсел, благодаря чему создавались изделия высоко художественного уровня для украшений и использовались в быту – это вышивка, декоративное панно на ткани, создающее уют и интерьер родного очага, огромное количество полотенец и традиционные костюмы.
Ни один традиционный обряд не обходился без вышитых изделий. В Крыму ещё в начале XX века

Слайд 7 Создание вышитых изделий становится в последние годы популярным занятием.

При этом используются самые разнообразные техники вышивки.

Из одностороннего шитья самый распространенный в быту-вид техники высокого шитья золотом и серебром - "мыкълама".

«Мыкьлама» выполняется по предварительному настилу, который накладывается по рисунку, нанесенного на сукно или бархат.

Настил делали из различных материалов: либо из шерсти, либо из грубо скрученных шелковых или хлопчатобумажных нитей, а также из плотной бумаги.


Слайд 8 Один из любимых швов вышивальщиц — «каснак», получивший широкое распространение

среди тюркских народов в период средневековья.


Стежки «каснак» - тамбурного шва располагаются по принципу «петля в петлю» и образуют непрерывную цепь. Этот вид шитья и сейчас в большом употреблении в Иране, Сирии, Закавказье швом «каснак» вышивальщицы исполняли растительные узоры.
Композиционное строение узоров разнообразно. Очень распространен растительный орнамент.
Он имеет форму побега с цветами и листьями по обе стороны или представляет волнистую линию, в изгибах которой размещены розетки из многолепестковых цветков.

Один из любимых швов вышивальщиц — «каснак», получивший широкое распространение среди тюркских народов в период средневековья.

Слайд 9 Нередко на праздничной одежде вышивка сочеталась с

другими способами декоративного оформления.

Одной из характерных особенностей декоративного искусства являлось использование в украшении костюма бисера, жемчуга и даже драгоценных камней.
В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым блестящим камням приписывалась особая очистительная сила, отгоняющая злых духов сила.

Нередко на праздничной одежде вышивка сочеталась    с другими способами декоративного оформления.  Одной

Слайд 10 Пересечение неба и земли - есть символ существования

человека, его значения на этой земле. Стилизованно он представлялся на многих головных уборах, женских покрывалах "марама", украшенным и дополненным растительным орнаментом, "эвджиярах" и полотенцах "дуварбез", "эльбез", а также в ювелирных украшениях.
Пересечение неба и земли - есть символ существования человека, его значения

Слайд 11 Пояс, помимо декоративного значения, выполнял роль оберега.

Замужние женщины носили «йыпышлы-къушакъ» – пояс филигранной работы с массивной серебряной бляхой. Девушки носили более изящный и нежный «лакъшеван-къушакъ».
Пояс, помимо декоративного значения, выполнял роль оберега.   Замужние женщины носили «йыпышлы-къушакъ» –

Слайд 12Марама.
Предмет женского традиционного костюма - чаще всего оформлялась

связанными, волнообразным так называемым бесконечным растительным мотивом гуль-марама, изогнутой веткой - эгри дал, очень редко встречаются каллиграфические композиции и архитектурные сюжеты.
Первые два мотива строятся на волнообразной линии - знаке воды и изменчивости.
Мотив «эгри дал» также состоит из трех элементов: ведущие формы, соединительные линии, мелкие и средние детали.
Спираль - знак развития. Наиболее ярко эта тема выражается в третьем варианте мотива «эгри дал», когда начальная спираль дает энергию для развития мотива посредством чередования на ветке множества разных по характеру ведущих, средних форм и мелких деталей.


Марама.  Предмет женского традиционного костюма - чаще всего оформлялась связанными, волнообразным так называемым бесконечным растительным мотивом

Слайд 13 «Докъуз» - это свадебный подарок невесты жениху, состоящий из девяти

предметов.
«Докъуз» - это свадебный подарок невесты  жениху, состоящий из девяти предметов.

Слайд 14 Один из часто встречающихся символов в вышивке и орнаменте

"учкъурах" - (поясах из широкой шерстяной ткани) - "древо жизни". Этот символ встречается у многих народов – на русских полотенцах, на украинских, белорусских рушниках, болгарских пешкариках.

Древо жизни - древо познания, бессмертия, а также место пребывания богов и душ умерших. Дорога, путь, посредник между двумя мирами, средство пути в мир предков и возвращения на землю - крона дерева, уходящая в небо. Сочетание прошлого, настоящего и будущего: корни древа уходят в землю (прошлое), ствол между небом и землей (олицетворение настоящего), и крона дерева уходящая вверх (будущее).

Один из часто встречающихся символов в вышивке и орнаменте

Слайд 15Корабль «Геме»-родовой знак моей мамы Как скульптор создаёт свои рельефы, так мастер

вышивки рождает замечательные изделия из золотой нити. Корабль «геме»-родовой знак моей мамы.
Корабль «Геме»-родовой знак моей мамы Как скульптор создаёт свои рельефы, так мастер вышивки рождает замечательные изделия из

Слайд 16 Знак семьи, рода - древо жизни, симметрия, устойчивость, наличие

в центре мужского, по краям женских и детских знаков, девять элементов, три этажа - три поколения, живущие, как правило в татарском доме.


Знак семьи, рода - древо жизни, симметрия, устойчивость, наличие в центре мужского, по краям женских

Слайд 17 Центральная вертикаль мотива состоит из трех частей. В нижней части

- треугольник, самая устойчивая форма в природе. В центре - мужские знаки: дерево, зерно, луковица, бутон, тюльпан; вверху пальметта. От центральной колонны симметрично вправо и влево расположены цветы и плоды. Мотив читается как по вертикали (центр главный, края подчинены), так и по горизонтали (три этажа с основным элементом посреди). Эти триады многозначны. Смыслы от простого природного - корень, стебель, цветок к метафорам временным - прошлое, настоящее, будущее, родовым - три поколения - хозяева дома: мать, отец, их родители и дети; первооснова абсолютная - причина, прошлое, действенная сила - настоящее, результат - устремление в будущее.
Таким образом, мы имеем дело со своеобразным родовым гербом - амулетом, знаком мира и цельности, счастья и процветания семьи. В некоторых вышивках композиция родового дерева несет в центре знак силы и власти (восьмиугольная звезда) в виде восьми-лепестковой розетки.

Центральная вертикаль мотива состоит из трех частей. В нижней части - треугольник, самая устойчивая форма в

Слайд 18 Къуранкъап (сумочка для корана) Родовое дерево на

нем состоит из девяти элементов. Число "девять" обозначает на языке эзотерического знания мастера, достигшего совершенства, способного передавать знания. Девять элементов, почти равные по массам, естественно вписываются и заполняют собой квадрат - геометрическую форму, создающую наиболее устойчивое ощущение у зрителя, которое усиливается мощью крупных форм и упругих ветвей орнамента. Центральная вертикаль этого мотива состоит из трех частей.
Къуранкъап (сумочка для корана)  Родовое дерево на нем состоит из девяти элементов.

Слайд 19 Аллах - большое дерево, кипарис ассоциирующийся с первой буквой арабского

алфавита алеф. Дом - вазон, кувшин. Женщина - роза, плод. Мужчина и юноша - тюльпан, дерево, луковица острием вверх, бутон, дерево с пальметтой наверху, знак прочности, устойчивости и стабильности. Девушка - миндаль, два зернышка в одном плоде, пожелание найти пару. Знак власти и силы - восьмиконечная звезда, восьмиконечная розетка.

Таким образом, мы имеем дело со своеобразным
родовым гербом - амулетом, знаком мира и цельности,
счастья и процветания семьи.

Аллах - большое дерево, кипарис ассоциирующийся с первой буквой арабского алфавита алеф. Дом - вазон, кувшин.

Слайд 20Только цифры
2 метра ниток уходит на сантиметр узора
30 метров

ниток в одной катушке
300 метров ниток надо на вышивку платья
6 месяцев уходит на вышивку платья
Только цифры 2 метра ниток уходит на сантиметр узора 30 метров ниток в одной катушке 300 метров

Слайд 21 Наше богатейшее наследие позволяет создать полноценную художественную промышленность, способную конкурировать

со многими мировыми центрами традиционной культуры.

Эта промышленность смогла бы наполнить курортный рынок Крыма самобытной, истинно крымской сувенирной продукцией, которая, пополняя бюджет республики, обеспечивала бы при этом достойное существование тысячам семей крымчан.



Наше богатейшее наследие позволяет создать полноценную художественную промышленность, способную конкурировать со многими мировыми центрами традиционной культуры.

Слайд 22 Я почти не касаюсь, или касаюсь слишком бегло, символического

или психологического содержания татарского орнамента, так же, как и его происхождения. Несомненно, что некоторые вышивки отображают целые легенды и повествования; отдельные элементы имеют то или иное магическое значение, так как полотенцу, поясу, платку, покрывалу в жизни и обычаях татар отводится такая же значительная ритуальная роль, как и у их соседей славян (русских, украинцев, болгар).
Я почти не касаюсь, или касаюсь слишком бегло, символического или психологического содержания татарского орнамента, так

Слайд 23 Так в орнаментах свадебных полотенец и платков зашифрованы пожелания и

знаки счастья, а также амулеты, предохраняющие от беды.

Только знакомство с фольклором Крыма может полностью раскрыть значение и содержание орнамента, столь тщательно хранимого до сих пор.

О искусстве можно говорить много, подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется добавить: давайте беречь и хранить то, что оставили нам наши предки.  

Так в орнаментах свадебных полотенец и платков зашифрованы пожелания и знаки счастья, а также амулеты, предохраняющие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть