Слайд 1Законы художественного конструирования
Слайд 2 история художественного конструирования
художественное конструирование (или дизайн) берёт своё начало ещё в середине XIX
века. Однако активно развиваться оно стало лишь в XX веке. С 1919 года образцы, которые исполнялись промышленным способом, получили название industrial design. Сначала этот термин утвердился в США, а затем его стали употреблять и в других странах. Термин industrial design стал обозначать новую область творчества для промышленного производства.
Слайд 3
На первом Конгрессе Международного совета организаций по художественному конструированию в 1958 году этот
термин был принят для обозначения области деятельности, которая была связана с художественным конструированием промышленной продукции.
В России в значении industrial design применяется термин «дизайн».
Слайд 4
Под художественным конструированием нужно понимать творческую деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной
среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Цель художественного конструирования — создание промышленных изделий, которые будут наиболее полно удовлетворять запросы человека, максимально соответствовать условиям эксплуатации, иметь гармонически целостную форму и высокие эстетические качества.
Слайд 5
Вообще различают два вида конструирования:
техническое (задача технического конструирования– создание предмета в его
материальной основе)
художественное (задача художественного конструирования – наполнение предмета общественным содержанием, удобством, гармонией и красотой).
Слайд 6
Художественное конструирование осуществляет художник-конструктор (дизайнер).
Этот специалист использует в своей работе результаты
научных исследований в различных областях науки и техники, знает современное промышленное производство, его технологию и экономику. Большинство из окружающих нас предметов сделаны при помощи машин и станков. Однако все мы, при покупке любого изделия, прежде всего обращаем своё внимание на его красоту. Именно поэтому в современном проектировании и конструировании изделий большое значение приобрела эстетика.
Развитию дизайна способствует не только возросшее благосостояние людей, но и появление новейших технологий, а также все возрастающая конкуренция на рынке товаров. Сегодня человеку стало важным, чтобы окружающие его предметы были красивы и эстетичны.
Слайд 7Но как же создать действительно красивый предмет? Какие требования должны выполняться? Любое
созданное изделие будет на самом деле нужным, полезным и органически впишется в окружающую человека предметно-пространственную среду, если при его создании будут использованы основные законы художественного конструирования.
Слайд 8
Одним из наиболее важных законов художественного конструирования является закон гармонического единства формы и
содержания. Форма и содержание изделия обязательно должны взаимодополнять друг друга. Если исходить из принципов художественного конструирования, то форма — это ничто иное, как внешнее проявление изделия, а что касается содержания, то это устройство и внутреннее, функциональное наполнение изделия.
Слайд 9ЗХК: композиция
Композиция – это совокупность отдельных закономерно расположенных и взаимосвязанных частей
в едином гармоническом целом.
Слайд 10 целостность
Говоря о целостности композиции, мы подразумеваем, что все элементы композиции, как главные,
так и второстепенные, будут связаны в единую органическую систему. Примером отличного выполнения закона целостности может послужить песня. Когда мы слушаем песню, то одновременное звучание нескольких различных инструментов и голос исполнителя гармонично объединены в единое целое
Слайд 11масштабность
Следующим не менее важным законом художественного конструирования является закон масштабности.
Под масштабностью понимают соразмерность частей
и целого, а также соизмеримость предмета с человеком и предметами окружающей среды
Слайд 12Аналогичное явление можно заметить и в различных предметах. Вот, например, маленький
и большой станки имеют одинаковые по размерам кнопки и рычаги управления, поскольку последние должны оставаться соразмерными человеку. Это настолько привычно для нас, что маленький станок, у которого все элементы будут уменьшены пропорционально уменьшению габаритов станка по сравнению с большим, будет восприниматься как уменьшенный макет большого станка, а не как самостоятельный технический объект. Другим примером могут служить дверцы и фары больших и маленьких автомобилей.
Слайд 13пропорциональность
Закон пропорциональности – это гармоничное сочетание пропорций частей и элементов в единое
целое. Закон пропорциональности помогает всем составным частям и элементам изделия гармонировать друг с другом, что делает изделие единым целым и красивым. Соблюдение пропорциональности особенно важно при строительстве каркасов крыш и балконов, судов, при изготовлении столов и стульев и многих других изделий.
Слайд 14симметрия и ассиметрия
Одним из наглядных свойств изделий является симметрия. Говоря о ней,
обычно подразумевают обеспечение осевой или центральной симметрии.
ассиметрия
Слайд 15динамичная форма
Одним из требований художественного конструирования является создание динамичной формы. Вообще, динамичной
называют односторонне направленную форму изделия, которая как бы вторгается в пространство. «Динамо» в переводе с греческого означает «сила в движении». Примерами динамичных форм можно привести формы поездов и самолётов, легковых автомобилей и лодок.
Слайд 16статичность
Ещё одним не менее важным требованием художественного конструирования является статичность предметов. Она связана с
неподвижностью формы предмета. В отличие от динамичности, статичные изделия имеют подчёркнутое состояние покоя. Статичные объекты, как правило, имеют большую массу и обладают явным центром тяжести и симметричными формами. Примерами статичных изделий могут послужить тяжёлые прессы, станки, столярный верстак
Слайд 17контраст
Также в композиции изделий важен закон контраста.
По сути, контраст — это противопоставление, выделение
различных свойств в изделии. Например, использование чёрного и белого цветов, низких и высоких элементов, гладких и шероховатых поверхностей.
Слайд 18равновесие
При создании любого изделия также важно и равновесие его формы. Оно представляет
такое состояние изделия, при котором все элементы правой и левой сторон изделия сбалансированы между собой. Равновесие формы изделия можно достичь путём распределения всех частей изделия относительно его центра.
Слайд 19цветовое оформление
Немаловажным фактором создания красивого предмета является его цветовое оформление. Оно служит
не только средством композиции, но и фактором качества. С помощью цвета можно подчеркнуть особенности формы изделия и создать для человека психологический комфорт. Так, например, правильное цветовое решение интерьера поможет создать благоприятный
психологический климат
для его обладателей.
Слайд 20Самостоятельная работа
Выберите и запишите 2 примера ЗХК:
цветовое оформление
равновесие
пропорциональность
контраст
статичность
динамичная форма
симметрия
ассиметрия
масштабность
пропорциональность