Слайд 1 Выполнил работу:
ученик 6 е класса
МАОУ СОШ №22
Дикий Алексей
Учитель:
Дехтерева И.А.
"Ящик для инструмента"
Оглавление
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Организация работы по изготовлению изделия.
3. История токарного станка.
4. Обоснование выбора материала.
5. Выбор древесины для изделия.
6. Выбор клея, морилки и лака.
7. Организация рабочего места.
8. Техника безопасности при изготовлении изделия.
9. Технология изготовления ящика для инструмента.
10. Технологическая последовательность изготовления изделия.
11. Экономическое и экологическое обоснование.
12. Самооценка и рекламный проспект изделия.
Вывод
Приложения
Слайд 3Введение
Мне очень нравятся уроки технологии, наверное, потому что сам люблю все
мастерить. Этому меня научил мой дедушка. Я каждые каникулы провожу у него в деревне. У дедушки много всяких интересных инструментов.
Прошлым летом мы вместе помогали строить дом нашим знакомым. Инструменты у дедушки хранятся в сарае, но найти их бывает сложно, т. к. не все имеют постоянное место.
Я хотел навести порядок, но дедушка не разрешил, говорит, что он так привык и знает где что лежит. Тогда я решил сделать свой творческий проект по технологии, изготовить универсальный переносной ящик для инструментов и подарить его деду.
Этот ящик, сделанный своими руками, в них частичка моей души. Он уникальный и других таких нет во всем мире.
и задачи творческого
проекта по технологии
Цели творческого проекта:
1. Закрепление практических знаний умений и навыков по предмету.
2. Развитие творческих способностей.
3. Формирования качества личности, необходимых при выполнении задания (организованность, внимательность, широта интересов).
Задачи творческого проекта:
1. Знакомство с оформлением творческого проекта изделия.
2. Воспитание технологической культуры труда.
3. Разработка оригинальной конструкции изделия имеющего социальную значимость.
4. Выполнение творческого проекта.
Актуальность темы творческого проекта состоит в том, что эта техника, имеет огромное значение в жизни для мужчин.
Слайд 5 1. Обоснование проблемы и потребности
Я
попытаюсь обосновать возникшую проблему и потребности моего проекта по технологии на изготовление универсального переносного ящика для инструментов.
Используя опыт работы по предмету за последний один год, передо мной было поставлена задача, изготовить оригинальное изделие, которое смогло бы раскрыть мои творческие возможности и накопленный опыт работы. Я вспомнил про подарок для дедушки.
Выбирая сферу проектной деятельности, мне хотелось сделать изделие необычным, которое смогло бы понравиться моим родным, а главное дедушке.
При изготовлении данной работы закреплялись такие темы, как «Разметка», «Пиление», «Строгание», «Художественная обработка древесины», «Отделка древесины».
Оснащение учебных мастерских позволяет выполнить этот проект, данная работа не опасна.
В процессе выполнения работы можно ознакомиться с технологией оформления инструментов, приобрести навыки по обработке.
При изготовлении изделия требуется соблюдать точность и аккуратность.
.
Слайд 6 Ожидаемые результаты:
- изготовление переносного ящика;
- расширение знаний об
изделиях из древесины;
- развитие умения вырабатывать оригинальные идеи;
- развитие умений выполнять дизайн проектируемого изделия;
- развитие умений планировать работу по изготовлению изделия.
.
Проблемы
В результате обсуждения и разработки конструкции переносного ящика, а так же анализа подобных изделий из древесины мы выделили ряд возникших проблем, которые необходимо решить и обосновать:
Проблема № 1: Необходимость достижения высокой прочности и надежности изделия.
Проблема № 2: Обеспечение простоты и легкости в изготовлении.
Проблема № 3: Обеспечение выполнения изделия необходимыми материалами.
Проблема № 4: Разработать технологию изготовления изделия так, чтобы процесс изготовления можно было применить на практике.
Слайд 8 Информация
Основным в процессе
проектирования стал подбор литературы, данных Интернета, справочной и научной литературы по вопросам:
1. Свойства древесины, её породы и пороки;
2. Влажность, прочность, твердость, выбор, заготовки;
3. Цены на материалы;
4. Цены на электроэнергию;
5. Способы обработки древесины, техника безопасности в работе;
6. Эстетика, дизайн;
7. Экономия материалов, рационализация и изобретательство;
8. Основные ГОСТы и Гос. требования (технические, экологические и санитарные) на изделие из древесины;
9. Способы художественной обработки изделия.
Слайд 92. Организация работы по изготовлению изделия
Рассмотрим некоторые моменты самой организации работы
по изготовлению изделия и выполнения соответствующих работ.
Этапы организации изготовления изделия:
1. Организация возникшей проблемы и потребности.
2. Исследования, выявление традиций, истории, тенденций.
3. Анализ идей и выбор оптимального варианта
4. Определение конкретной идеи.
5. Выбор материалов.
6. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования. Правила Т.Б.
7. Последовательность изготовления изделия.
8. Контроль качества и сложности изделия.
9. Экономическое обоснование, расчет себестоимости.
Изготовление рекламного проспекта.
Оформление проекта.
Презентация проекта.
Слайд 11Банк идей
- образец типичной плотницкой «разноски»,
в которой практически навалом хранятся
все инструменты, приспособления, гвозди и т. д.
- пластиковый ящик инструментальный
Tayg № 9 тейг р-р 29х17х12,7 см 109003.
- вариант укладки из тканевой основы, имеет много ячеек для размещения инструмента, компактный, легкий, но большой инструмент хранить не удобно.
- ранец, представляет собой смесь всех выше представленных вариантов (хранение навалом, ячейки, плотное закрывание, неудобство хранения большого инструмента) и дедушкиной холщовой сумки.
Рассмотрев представленные выше образцы, я решил изготовить усовершенствованный вариант типичной плотницкой «разноски». Назовём его «Универсальный переносной ящик для инструмента».
Слайд 12Опорная схема размышлений
На основании схемы можно предложить несколько вариантов.
Рассмотрим и оценим
варианты, применив технологию «Сетка принятия решений».
«К чему душа лежит, к тому и руки приложатся»
Слайд 13Банк идей «Сетка принятия решений»
Вариант №1 Несложная для изготовления конструкция ящика
для инструментов, но на мой взгляд ненадёжная в эксплуатации.
Вариант №2 На мой взгляд, данная конструкция будет удобна в процессе работы, но сложная и тяжелая в изготовлении.
Вариант №3 На мой взгляд, данная конструкция будет удобна в процессе работы, но все инструменты хранятся навалом.
Вариант №4 Данную конструкцию считаю приемлемой для изготовления. Удобна в процессе работы.
Слайд 144. Обоснование выбора материала
Универсальный переносной ящик для инструмента состоит из двух
основных частей: нижнего ящика для мелких деталей и верхнего ящика для большого инструмента, которые изготавливаются из деталей (смотри ниже).
На рисунке представлен базовый вариант изделия.
Это ящик, состоящий из двух частей: большого короба для инструмента и маленькой коробки (в нижней части ящика) для мелких вещей.
В таблице покажем обоснование выбора материала изделия и выбора древесины для изготовления переносного ящика для инструментов.
Материал для изготовления ящика для инструментов
Слайд 15- на рисунке 1 показан ящик для мелких деталей
Слайд 16- на рисунке 2 слева показан верхний ящик для инструмента;
- рисунок
3 ниже даёт представление о конструкции стенки-укладки для ножовки.
Слайд 175. Выбор древесины для изделия
В моем проекте выбор древесины для изделия
проводился с учетом декоративного оформления изделия геометрической резьбой.
Для изготовления ящика выбиралась достаточно мягкая, светлая древесина.
Из-за наличия смоляных слоев, ярко выраженной текстуры хвойные породы древесины не вполне пригодны для вырезания мелких элементов геометрической резьбы. Наиболее подходят для этих целей такие лиственные породы, как береза, осина, липа.
Осина - отличается мягкостью, белизной и чистотой. Её однородная древесина позволяет делать порезки в любом направлении, не скалывается и не сминается под резцом, но, в сравнении с липой, более хрупка и труднее обрабатывается.
Слайд 18Береза - исконно русский резной материал белого цвета с легким красноватым
и желтоватым оттенком, отличающийся средней твердостью, прочностью, однородностью и тонкостью строения. Древесина хорошо полируется, но режется значительно труднее, чем липа или осина.
Липа- имеет мягкую, достаточно вязкую древесину белого цвета, однородного строения. Она одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, легко поддается обработке.
Мы отдали предпочтение изготовлению ящика из древесины вариант № 4.
Древесина хорошо поддается обработке резанием. Её часто применяют для выполнения резных работ.
Для резьбы выбирают чистую древесину, без пороков вследствие особенностей строения (сучки, особенно скрытые внутри древесины)
Слайд 196. Выбор клея, морилки и лака для изготовления ящика
Для склеивания и
обработки нашего изделия проведем выбор клея, морилки и лака для дерева.
Выбор клея
Для склеивания дерева можно применить любой прозрачный, неводостойкий клей, обеспечивающий прочное соединение и незаметность швов, например, столярный (глютиновый) клей животного происхождения или синтетическую водную эмульсию (поливинилацетатную дисперсию) ПВА [5].
Я выбрал в качестве клея для изделия эмульсию ПВА, которая, по сравнению со столярным клеем, более удобна в пользовании, так как применяется для склеивания холодным способом и продается в готовом виде.
Выбор морилки
Для прямого поверхностного крашения древесины чаще всего применяют морилки для дерева - водные и неводные (в т.ч. спиртовые) растворы естественного красителя, готовые к применению. Поэтому я решил использовать имеющейся в продаже неводный раствор морилки цвета красного дерева, тем более, что при быстром высыхании красителя древесина окрасится на меньшую глубину и будет обеспечен больший контраст между темным цветом поверхности и светлым геометрическим орнаментом.
Выбор лака
Покрытие лаком деревянной поверхности позволяет защитить поверхность изделия от проникновения влаги и гниения.
Я выбрал алкидный лак марки ПФ-283. Он водостоек, дает однородную глянцевую прозрачную пленку, имеет продолжительность высыхания при однослойном покрытии 36 часов.
Слайд 207. Организация рабочего места
Для любой деятельности очень важно правильно организовать рабочее
место для изготовления изделия из дерева по технологии.
Для того чтобы я мог работать с деревом и другими материалами дома, в школе, мне необходим отдельный уголок. В школе для этого отводят целую комнату — мастерскую. В ней удобно работать, а также она, как правило, оборудована всем необходимым.
Уголок труда должен быть хорошо освещен днем. А также мне понадобится настольная лампа, если вдруг я решу смастерить что-нибудь вечером.
Перед началом работы обязательно проветриваю рабочее место - комнату.
В летнее время лучше всего работать с деревом на свежем воздухе. Например, на даче можно организовать уголок труда на открытой веранде.
Для того чтобы изготавливать работу, мне необходим специальный верстак или стол.
Слайд 21Согласно правил организации рабочего места по технологии, свет должен падать слева.
После работы тоже обязательно проветриваю помещение.
Не забываю соблюдать правила безопасности при работе. Но все же желательно иметь при уголке труда аптечку. Она должна содержать перекись водорода, зеленку, бинт, лейкопластырь, свинцовую примочку и бумажные салфетки.
Мастерить лучше всего в рабочем фартуке, так я не испорчу свою одежду, испачкав ее, например, клеем, лаком или еще чем-нибудь.
Рабочее место убираю после каждой работы, поскольку в процессе труда на столе и полу обычно оказываются опилки, обрезки и прочий мусор.
Слежу за тем, чтобы оно всегда было чистым и аккуратным.
Изготовление ящика потребует подготовки следующих материалов:
- доска хвойных или лиственных пород толщиной 20 x 100 x 850 мм.
- круглый деревянный стержень диаметром 20 и длиной 260 мм;
- шурупы по дереву – 8 шт. длиной 32 мм.;
- клей по дереву;
- наждачная бумага.
Из инструментов при организации рабочего места необходимо подготовить линейку, карандаш, электролобзик, дрель, шуруповерт и шлифмашинку любого вида.
Слайд 228. Техника безопасности при изготовлении изделия
Рассмотрим основные требования и правила техники
безопасности при изготовлении изделий.
Данные требования можно использовать и как правила техники безопасности при изготовлении изделия из дерева, что в моем проекте применимо к изготовлению универсального переносного ящика для инструментов.
1. При пилении древесины:
- пользуйся упорами и направителями;
- не держи левую руку близко к полотну пилы;
- не сдувай опилки, сметай их щёткой-смёткой.
2. При строгании древесины:
- надёжно закрепляй заготовку;
- не проверяй остроту лезвия пальцами;
- рубанок клади лезвием от себя;
- не проверяй руками качество остроганной поверхности.
Слайд 233. Особое внимание уделяй безопасным приёмам работы на сверлильном станке:
- изучи
инструкцию по Т.Б. при работе на станке;
- работай на станке с разрешения и под контролем учителя.
- правильно установи сверло;
- надёжно закрепи деталь;
- плавно и равномерно подавай сверло;
- заканчивая сверление, ослабляй нажим на сверло.
4. Выполняя лакокрасочные работы:
- не держи долго открытыми банки с красками;
- при работе не подноси краски к лицу;
- работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении;
- используй защитные средства: перчатки, респиратор;
- после завершения работы вымой руки с мылом.
5. При выполнении сборочных работ:
- используй инструменты по назначению;
- не клади в карманы острые предметы;
- не бери в рот гвозди, шурупы.
6. Особая осторожность при работе с электроинструментами:
- проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;
- по окончании работы не забывай выключать электроприбор из розетки;
- при работе элетролобзиком не держи руки на линии резания;
работать электролобзиком только с разрешения и под контролем взрослых.
Слайд 249. Технология изготовления ящика для инструмента
Представлю технологию изготовления ящика для инструмента
из дерева с возможностью переноса необходимых инструментов.
Слайд 26Рассмотрим чертеж изготовления деревянной ручки универсального переносного ящика для инструментов.
Слайд 2710. Технологическая последовательность изготовления изделия
Определим технологическую последовательность изготовления изделия из дерева
- универсального переносного ящика для инструмента.
Слайд 2811. Экономическое и экологическое обоснование проекта
Определим экономическое и экологическое обоснование проекта
по изготовлению универсального переносного ящика для инструмента.
Экономическое обоснование проекта
Стоимость этого изделия очень мала, если учесть, что все материалы - это отходы производства. Лак пришлось купить.
Работа выполнялась в учебное время, на школьном оборудовании.
В таблице 1 показан расчёт стоимости изделия, при условии покупки всех материалов. В эту стоимость не входят затраты на оплату труда рабочего.
Таблица 1. Диаграмма минимальных затрат при изготовлении ящика для инструментов
Слайд 29Вывод: Расчёт себестоимости ящика показал, что его изготовление даёт экономию в
семейном бюджете, так как он выполнен своими руками.
Слайд 30Экологическое обоснование проекта
Ящик полностью изготовлен из древесины – материала вечного из-за
своего постоянного возобновления при условии заботливого восстановления лесных насаждений.
Использование обрезков дощечек из отходов деревообрабатывающего цеха местного сельхозпредприятия способствует более полной переработке древесины, сбережению леса. При выполнении проекта использовались предварительно отстроганные дощечки. При необходимости выполнения в ходе работы над проектом операции строгания, получившуюся стружку можно было бы использовать, например: как подстилку для животных. Также при домашнем копчении мяса, осенью - для утепления грядок с клубникой или чесноком, весной – для сохранения влаги и защиты грядок с посевами моркови и лука от возможного растрескивания земли после полива. Золу, получившуюся при сжигании стружки и других древесных отходов, можно использовать и как удобрение, и как экологически чистое средство при защите крестоцветных растений, таких как редис, редька, капуста, от вредителей. Применение клея ПВА, морилки и лака ПФ-283 с соблюдением правил техники безопасности исключает вредное воздействие материалов на организм человека в процессе выполнения проекта и дальнейшего использования изделия.На основании вышеизложенного считаю, что изготовление и использование универсального переносного ящика для инструментов не влечет за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Слайд 3112. Самооценка и рекламный проспект изделия
В любой работе над изделием всегда
можно определить положительные и отрицательные стороны, т.е. провести самооценку изделия по технологии.
Положительные стороны проекта:
1. Цель достигнута.
2. Материалы доступны.
3. Технология изготовления посильна.
4. Вписывается в круг потребностей, предъявленных к дан¬ному проекту.
5. Изделие гораздо дешевле, чем на рынке или в магазине;
6. Полученный опыт изготовления изделия пригодится в будущем.
7. Авторское решение в выборе формы и придании оригинальности изделию.
8. Можно будет легко починить изделие в случае поломки.
9. Не требуется инструкции по его применению.
Отрицательные стороны проекта:
1. Могут быть проблемы, связанные с габаритными размерами изделия.
2. Могут быть проблемы в процессе изготовления, так как используется техника под напряжением, а также инструменты с режущими или колющими концами;
3. Создаются определенные трудности в сборке, подгонке и отделке изделия.
4. В технологии изготовления есть проблемы, связанные с необходимостью постоянного удержания внимания и соблюдения аккуратности.
Слайд 32Выводы проекта
При выполнении проекта были использованы сведения из разделов таких предметов,
как технология, черчение, физика, математика.
Довольно часто в проектах предлагают варианты, которые могут служить темой другого проекта. Данное изделие, я предлагаю в качестве альтернативного варианта подобного рода изделий.
Работа над проектом была полезной и увлекательной. Использованы навыки и умения, полученные с пятого класса при изучении разделов технологии, они закрепляют полученный опыт работы над изделием, прививают художественный вкус, способствуют общему развитию, доставляют много положи¬тельных эмоций.
Данное изделие служит в качестве полезной вещи в моей практической деятельности. Приобретённая определенная подготовка является моим активом в конструкторской деятельности, а также оформленные изделия ручной работы всегда привлекают людей с художественным вкусом.
Как результат, мы добились в процессе проектирования решение всех поставленных задач:
Дополнительное, углубленное изучение различных способов обработки древесины;
Научились быстро и своевременно, используя техническую литературу и Интернет, добывать различную техническую информацию;
Активно решали вопросы рационализации и изобретательства;
Достигли отличных технико-экономических показателей в результате выполнения проекта;
Своим решением смогли создать условия, которые обеспечат помощь обществу, нашему лицею в частности, в решении вопросов технического воспитания, развития у молодых людей любви к труду, творчеству и тяге к знаниям.
Слайд 33Список использованных источников
1. Информация из Интернета.
Под редакцией проф. Д. А. Тхоржеского.
Москва. «Просвещение» 2009.
2. Пособие для учителя труда. Занятия по трудовому обучению 6-7. Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы.
3. Современные столярные работы. Справочник. Сост. В.И. Рыженко, - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005.- 528.
4. Технология. Трудовое обучение Учебник для учащихся 6классов (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: «Вентана – Граф», 2010.- 168с.
5. Технология. Трудовое обучение Учебник для учащихся 7 классов (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: «Вентана – Граф», 2010.- 193с.
6. Технология: Учебник для 5кл. общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Д. Симоненко.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 174 с.