Слайд 1
« Развитие навыков работы с информацией
в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся»
Выполнила учитель ГБУ СОШ
№250 г. Санкт-Петербурга Соковых Н.Н.
2017г.
Слайд 2Актуальность заявленной темы «Развитие навыков работы с информацией у учащихся…» определяется
теми задачами, которые стоят перед современной школой.
Объект исследования – условия формирования навыков работы с различной информацией у учащихся в процессе проектной деятельности.
Предмет исследования –возможности поиска и отбора информации учащимися с целью разрешения поставленной проблемы и достижения результата творческого проекта.
Цель исследования- рассмотреть пути формирования и развития навыков у учащихся в использовании средств информации и информационных технологий; овладения ими навыками поиска, анализа, отбора, преобразования, сохранения и передачи информации в проектно- исследовательской деятельности.
Слайд 3Задачи исследования
1.Ознаомиться с данной проблемой в различных источниках и провести их
анализ.
2.Олределить возможные пути решения проблемы на начальном этапе работы по развитию информационных навыков у учащихся.
3.Рассмотреть дальнейшие методы и способы добычи учащимися информации, извлечения её с помощью информационных инструментов в ходе проектной деятельности.
4.Определить наиболее эффективные способы для достижения учащимися информационной грамотности.
5. Изложить рекомендации по использованию современных ресурсов
для достижения практических результатов в развитии навыков работы с информацией у учащихся.
Слайд 4Методы исследования:
Теоретические ( анализ источников, синтез, обобщение); констатирующий, формирующий и
контрольный эксперименты.
Значимость работы заключается в рассмотрении различных способов развития информационных навыков и представлении их учащимися ГБОУ СОШ № 250 в качестве практического результата в созданном ими проекте: «Интеллектуального журнала»
Слайд 5Обучение проектной деятельности – одно из условий реализации ФГОС
Своевременность метода учебных
проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий.
Слайд 6Что лежит в основе метода проектной деятельности
В основе метода лежит
развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Слайд 7Проектная деятельность в школе
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Слайд 8Задачи проектной деятельности в школе, формирование умений
Задачи:
- обучение планированию;
- формирование навыков
сбора и обработки информации, материалов;
- умение анализировать;
- умение составлять письменный отчет;
- формировать позитивное отношение к работе.
В процессе проектной деятельности формируются следующие учебные умения:
познавательные;
практические;
Самоконтроля;
Организационные;
Оценочные.
Слайд 9Этапы проектной деятельности
1 этап – мотивация и целеполагание :
Формулируется тема,
цели и определяется результат, продукт.
2 этап – планирование деятельности:
Разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы деятельности. Проекты по форме могут быть индивидуальными или групповыми, по виду - краткосрочные или длительные.
3 этап. Информационно-операционный (создание проекта):
На этом этапе идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется.
4 этап. Контроль и коррекция результата.
Роль учителя здесь - координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
5 этап. Рефлексивно-оценочный:
Защита проекта - коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности, определяются лучшие результаты.
Слайд 10Третий этап - самостоятельный подбор материала учащимися:
Поиск информации, иллюстративного
материала (сведения об источниках сбора информации: ресурсы Интернета, библиотечный фонд, энциклопедии, художественная литература, беседы со взрослыми, консультация учителя);
структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение.
Слайд 11Задача педагога на данном этапе
Педагог должен формировать особый тип грамотности -
информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.
Слайд 12Информационная культура – это важный элемент культуры эпохи
·Это такие качества личности,
как :
Умения гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;
· грамотно работать с информацией;
· самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
Учебный проект обеспечит развитие информационной компетенции при условии, что учащиеся будут работать самостоятельно при составлении проекта, постоянно консультироваться с учителем, при этом учитель должен правильно составить план действий.
Слайд 13 Выявление уровня информационной компетентности
Неплохо перед проектом провести анкету для учащихся
на выявление уровня развития информационной компетенции, чтобы иметь представление о навыках взаимодействия их с различными информационными потоками и носителями информации. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом.
Слайд 14Три кита: зачем? что? как?
. Идя к достижению результата, учащийся "добывает"
знания, а затем соединяет разрозненные сведения, "нанизывает" их на некую свою цель. Он черпает их из разных предметных областей. Из поля его деятельности не должны уходить вопросы: Зачем? (цель проекта), Что? (задачи проекта), Как? (методы и способы добычи и отбора информации).
Слайд 15
В настоящее время ведётся активный поиск путей эффективной и объективной
оценки сформированности у учащихся компетенций, в том числе и информационных.
Информационную компетентность личности принято рассматривать с точки зрения освоения компьютера, программного обеспечения, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами библиотек, находить информацию в СМИ, работать с разными источниками.
В центре информационной компетентности стоят следующие виды информационной деятельности: определение, поиск, интеграция, управление, оценка, создание и передача информации.
Слайд 16
1) компетенция осознания потребности в информации; находить, каким образом можно восполнить
«пробел» в знаниях; разрабатывать стратегии поиска информации;
2) компетенции пользования информационными технологиями: использование стандартного программного обеспечения;
Можно выделить две группы базовых компетенций:
Слайд 17Одна из моделей определения ИКТ - компетентности
1.Определение информации -
формулировка решения задачи с помощью технических средств.
2.Управление информацией -учащиеся с учителем решают, каким способом следует осуществлять информационный поиск.
3.Доступ к информации - на данном этапе учащийся должен ответить на вопросы: Где расположен каждый источник? Где внутри каждого из них, находится нужная информация? Как можно на них выйти: лично или через Интернет?
Слайд 184.Интегрирование информации - данное умение направлено на организацию материала, полученного из
различных источников и является творческим. Учащийся должен организовать всю собранную информацию, интегрируя ее со своими прошлыми знаниями и с прошлым опытом.
5. Оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации
6. Создание иформации - умение определять решение конкретной проблемы на основе имеющейся информации и умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы.
7. Сообщение информации - способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.
В основе лежит фактор развития информационных технологий – стремление человека высвободить свои ресурсы, перенаправив их с выполнения рутинных операции на решение более важных и творческих задач.
Слайд 19Заключение
Результатом овладения навыками работы с информацией в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся
следует считать:
умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию;
выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
умение адаптировать информацию для конкретной аудитории; умение грамотно цитировать источники;
знание основных требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения в условиях компьютерных коммуникаций.
Слайд 20Учебно-информационные навыки
Начальная школа: Составление простого плана, пересказ.
Работа с учебниками, энциклопедиями, словарями.
Извлечение
информации, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Представление информации в виде текста, таблицы, схемы.
Основная школа: Изложение текстов различными способами.
Составление сложного и тезисного планов.
Формулирование проблемных вопросов.
Качественное и количественное описание объекта.
Подготовка докладов, рефератов.
Составление на основании текста таблицы, схемы, графика.
Создание модели изучаемого объекта.
Использование, исходя из учебной задачи, различных видов моделирования.
Поиск информации в литературе и Интернете.
Старшая школа: Самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач.
Сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ.
Преобразование информации из одного вида в другой.
Представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Слайд 21 Используемые современные информационные ресурсы
Задача учителя: познакомить учащихся с
системой хранения информации и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации.
На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации:
базы данных библиотек;
учебная и научная литература;
художественная литература;
базы данных сети Интернет;
Слайд 22Наиболее значимые информационные службы
1.Поисковая система yandex.ru предназначена для работы с «русскоязычным»
Интернетом. Это одна из самых популярных и удобных поисковых систем.
2. Интернет-холдинг Rambler является одним из наиболее известных российских порталов серверах России и стран СНГ.
Наиболее значимыми проектами портала Rambler являются " Rambler - Наука", " Nature ", "Интерактивные карты", "Словари" и " Rambler - FTP ".
Слайд 23Специализированный поисковый портал «Апорт» является одним из наиболее известных российских порталов,объединяет
поисковую систему, каталог Интернет-ресурсов, ряд бесплатных сервисов и информационных проектов.
4. Поисковая система Yahoo( яху) обошла Google в рейтинге удовлетворения запросов пользователей.
Слайд 245. Полезна ссылка на портал "Культура России", который является официальным сервером
Министерства культуры РФ,
Процесс построения мультипортала начался с размещения на сайте http :// www . km . ru мультимедийной энциклопедии, принадлежащей компании "Кирилл и Мефодий", крупнейшего производителя мультимедийной продукции.
Большое количество дополнительных сервисов и информационных услуг: ежедневная газета «KMnews», изменяющаяся в режиме реального времени; интерактивные информационные площадки (доски объявлений, конференции, чаты, пресс-релизы).
Слайд 25Доступ в Интернет позволяет нам в любую минуту обратиться за справочной
информацией к самым различным словарям.
.Очень удобный поисковик по базе электронных библиотек - Библио-редактор http://biblio.redaktor.biz/ Многие Российские библиотеки обладают собственными электронными ресурсами:
Российская Государственная Библиотека (РГБ).
Единый электронный каталог РГБ (ЭК) содержит библиографические записи на все виды документов, включая статьи на русском и других языках народов.
Слайд 26Российская национальная библиотека (РНБ), г. Санкт-Петербург-
наиболее информативный источник сведений о книгах
России. С июля 2001 г. в РНБ открыта электронная библиотека. Раздел "Ресурсы Интернет" содержит подборку ссылок на базы данных периодических изданий полнотекстовых источников, патентной информации.
Слайд 27Список использованных источников:
1.Пахомова Н.Ю. « Учебные проекты: его возможности».// « Учитель»
№4.
2. Гурвич Е.М. « Развитие познавательной деятельности учащихся». Методический сб.М. « Народное образование»2001 г.
3. Дёмин И.С. « Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности учащихся». Методический сб. « Народное образование» 2001 г.
4.Чечель И.Д. «Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула».// « Директор школы» №3 1998 г.
5. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко.- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006г.