Презентация, доклад по технологии Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии в современных условиях

Содержание

Актуальность : нетрадиционные формы обучения являются способами «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, позволяют разнообразить формы объяснения нового материала, повышают качество обученности и уровня воспитанности личности.

Слайд 1«Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии в современных условиях»
Синицына О. С. –

учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ «Октябрьский сельский лицей» Чердаклинского района Ульяновской области

«Нетрадиционные формы обучения  на уроках технологии в современных условиях»Синицына О. С. – учитель технологии высшей квалификационной

Слайд 2Актуальность : нетрадиционные формы обучения являются способами «оживления» урока, привлечения учащихся

к активной работе, позволяют разнообразить формы объяснения нового материала, повышают качество обученности и уровня воспитанности личности.
Актуальность : нетрадиционные формы обучения являются способами «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, позволяют разнообразить формы

Слайд 3Цель: познакомить с нетрадиционными формами обучения на уроках технологии.
Задачи:
1. Провести анализ

и синтез нормативной, психолого – педагогической и специальной литературы для исследования нетрадиционных форм обучения;
2. Дать рекомендации учителям технологии по методике применения нетрадиционных форм обучения;
3. Показать авторский опыт применения нетрадиционных форм обучения на уроках технологии в МОУ Октябрьском сельском лицее.

Цель: познакомить с нетрадиционными формами обучения на уроках технологии.Задачи:1. Провести анализ и синтез нормативной, психолого – педагогической

Слайд 4Часть 1: Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения

учащихся.

1.1. Сущность понятия «нетрадиционная форма обучения».
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока (НФУ):
1 подход – НФУ - отход от четкой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приемов
(традиционный урок + элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся)
2 подход – НФУ – инновационные, современные формы урока, имеющие широкое распространение в современной школе (уроки – конференции, уроки – круглые столы, уроки – аукционы, уроки – дискуссии и т.д.)

Часть 1: Нетрадиционные формы обучения – как один из видов обучения учащихся.1.1. Сущность понятия «нетрадиционная форма обучения».В

Слайд 5-Трофимова О.В.: « НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект

– субъектной позицией в системе учитель – ученик, многообразием видов деятельности субъектов(игровая, дискуссионно – оценочная, рефлексивная) базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)»
Подласый И.П. в учебнике «Педагогика» выделил 36 типов нетрадиционных уроков (уроки – деловые игры, уроки – речевые игры, уроки – игры типа «Поле чудес» и т.д.)
Селевко Г.В. рассматривает НФУ как «нетрадиционные технологии урока основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах»
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. рассматривают НФУ, как «нетрадиционный вид уроков»
Кульневич С.В. и Лакоценина Т.Н. используют термин «не совсем обычный урок»
-Трофимова О.В.: « НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель

Слайд 6 - Синицына О.С.: «НФУ – нестандартная структура и методы обучения

внедренные в различные виды деятельности во временных рамках урока»
- Синицына О.С.: «НФУ – нестандартная структура и методы обучения внедренные в различные виды деятельности во

Слайд 71.2. Роль нетрадиционного обучения в образовании
Традиционная учебная деятельность в силу своего

однообразия тормозит интеллектуальное развитие детей, ее нужно чередовать время от времени с нетрадиционными формами урока. Полностью переходить на НФУ также нецелесообразно.
1.2. Роль нетрадиционного обучения в образованииТрадиционная учебная деятельность в силу своего однообразия тормозит интеллектуальное развитие детей, ее

Слайд 81.3. Методы обучения
Метод – это то средство, с помощью которого учитель

решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.
Ведущими условиями выбора методов обучения являются:
Учет специфики предмета;
Содержание темы, раздела;
Учет дидактической цели урока, этапа урока;
Условия подготовленности учащихся, их познавательные возможности, личный опыт;
Отношение к данному предмету и преподавателю;
Учет личных профессиональных качеств учителя.

Необходимо разумно сочетать различные методы обучения.




1.3. Методы обученияМетод – это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по

Слайд 91.4. Традиционные формы организации занятий
Различают типы проведения уроков:
1. Урок усвоения знаний;
2.

Урок совершенствования ЗУН и уроки систематизации, обобщения;
3. Уроки проверки и оценки ЗУН;
4. Урок комбинированный;

К вспомогательным формам классно – урочной системы относятся:
- факультативы;
- кружки и клубы;
- олимпиады, конкурсы, смотры;
- различные соревнования, выставки, экспедиции и т.д.
1.4. Традиционные формы организации занятийРазличают типы проведения уроков:1. Урок усвоения знаний;2. Урок совершенствования ЗУН и уроки систематизации,

Слайд 101.5. Нетрадиционные формы занятий
Главная цель – возбуждение и удержание интереса учащихся

к учебному периоду.
Нестандартный (нетрадиционный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Наиболее распространенные формы нетрадиционных уроков:
- урок – конференция; - интегрированный урок;
- урок – соревнование; - урок – аукцион;
- урок – КВН; - урок – экскурсия;
- урок – творчество; - урок – лекция;
- урок – бенефис; - урок – аквариум;
- урок – деловая игра; - урок – суд и т.д.
1.5. Нетрадиционные формы занятийГлавная цель – возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному периоду.Нестандартный (нетрадиционный) урок –

Слайд 111.5.1. Виды нетрадиционных уроков.
Рассмотрим основные, которые я использую в своей практике:
1.

Урок – конференция. За месяц до проведения учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений – познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся в зале не должны специально готовиться, их задача услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы, поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы. Конференции можно проводить по разделам: «Кулинария», «Технологии домашнего хозяйства», «Изобретательская и созидательная деятельность»
1.5.1. Виды нетрадиционных уроков.Рассмотрим основные, которые я использую в своей практике:1. Урок – конференция. За месяц до

Слайд 122. Урок - лекция
Для активизации мыслительной деятельности, познавательной и практической деятельности

на уроке можно применить следующие приемы:
- выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки;
- учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те, кто их обнаружит, будут вознаграждены;
- каждые 3 – 5 минут в ходе лекции ученикам задаются краткие устные или письменные экспресс – задания;
- ученикам выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции ученики должны все это вставить;
- учитель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.
Я провожу лекции на следующих разделах: «Кулинария», «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения»
2. Урок - лекцияДля активизации мыслительной деятельности, познавательной и практической деятельности на уроке можно применить следующие приемы:-

Слайд 133. Урок самостоятельного поиска знаний
Ученикам дается задание изучить проблему и предложить

вариант решений. Например:
У нас гибнет растение, найдите причину и предложите способ его лечения.
Опишите силуэты и стили в одежде и сформулируйте требования, предъявляемые к одежде.
4. Урок – соревнование
За несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. На уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа, и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются знание, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответа.


3. Урок самостоятельного поиска знанийУченикам дается задание изучить проблему и предложить вариант решений. Например: У нас гибнет

Слайд 141.5.2. Специфика нетрадиционных уроков
Нестандартный(нетрадиционный) урок выходит за рамки традиционного. Его отличают:
-

изменение временных рамок;
- место проведения;
- использование внепрограммного материала;
- организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся;
- привлечение для организации урока людей разных профессий;
- создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха;
- обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;
- обязательное создание «временной инициативной группы» из учащихся готовящих урок, помогающих учителю;
- обязательное планирование нетрадиционного урока заранее;
- обязательное четкое определение темы, цели, задач урока;
- выступление учителя в период подготовки урока в качестве консультанта;
- творчество учащихся направлено не на идею развлечения, а на идею сознания, развития учащихся.
1.5.2. Специфика нетрадиционных уроковНестандартный(нетрадиционный) урок выходит за рамки традиционного. Его отличают:- изменение временных рамок;- место проведения;- использование

Слайд 151.5.3.Методика нетрадиционных уроков
Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:
- подготовку

и проведение урока;
- структуру урока;
- взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;
- подбор и критерии оценки учебных материалов;
- методику оценки деятельности учащихся;
- анализ урока.
Существует несколько разновидностей НФУ, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные, профориентационные задачи.
Все они преследуют общую цель – поднять интерес учащихся к учебе и труду, и, тем самым повысить эффективность обучения.
Многие НФУ по объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся.
1.5.3.Методика нетрадиционных уроковТермин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:- подготовку и проведение урока;- структуру урока;- взаимоотношения

Слайд 16Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме
Состоит из четырех этапов:
1.Замысел
2. Организация
3.

Проведение
4. Анализ
Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
определение временных рамок;
определение темы урока;
определение типа урока;
выбор класса;
выбор нетрадиционной формы урока;
выбор форм учебной работы.


Подготовка и проведение урока в нетрадиционной формеСостоит из четырех этапов:1.Замысел2. Организация3. Проведение4. АнализЗамысел.	Это самый сложный и ответственный

Слайд 17Организация
Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:
- распределение обязанностей

(между учителем и учащимися);
- написание сценария урока (с указанием конкретных целей);
- подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Анализ
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получились, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее.
Его можно проводить устно («солнышко»), устно выборочно ( 1 из группы), письменно (анкетирование);сразу или через некоторое время; на уровне класса и на педагогическом уровне.
ОрганизацияЭтот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:- распределение обязанностей (между учителем и учащимися);- написание сценария

Слайд 181.6. Учет возрастных особенностей учащихся при организации нетрадиционных форм обучения
Применение

урока – игры, урока – соревнования – мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация.
Подростки участвуют в играх по нескольким причинам:
1. Чтобы реализовать способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности;
2. Чтобы получить высокую оценку;
3. Чтобы показать себя перед коллективом;
4. Для решения своих коммуникативных проблем.
Уроки – игры позволяют задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную игровую деятельность» (если педагог «войной пошел» на игры ребят, он сам же ставит их в роль «подпольщиков», - и тогда найдите для подростка более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию детей «в мирных целях»?)

1.6. Учет возрастных особенностей учащихся при организации нетрадиционных форм обучения Применение урока – игры, урока – соревнования

Слайд 19Эмоциональность НФУ - очень важна, особенно для подростков . Им важно

утвердиться в коллективе, мнение одноклассников для них важнее, чем отношение учителя, свойственна тяга к новому, неожиданному, тому, что дает пищу для воображения.
Учителю необходимо реализовать стремление подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Это реализуется на уроках – дискуссиях, уроках – конкурсах, уроках - КВН и др.
На уроке, где присутствует игровое действие, овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и «обретения себя».
Познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители (подготовка методических материалов к уроку, выступление на уроке родителей – специалистов по изучаемой проблеме, организация родителями экскурсий на предприятие, домашние задания с получением информации от родителей, бабушек и дедушек)
Эмоциональность НФУ - очень важна, особенно для подростков . Им важно утвердиться в коллективе, мнение одноклассников для

Слайд 201.7. Опыт коллег по реализации нетрадиционных форм обучения
Учитель технологии из Казахстана

Саенко Галина Александровна проводит урок – конкурс дизайнерского мастерства по технологии по завершению изучения раздела «Создание швейных изделий». Урок – конкурс может проводиться в командной или индивидуальной форме.
Учитель технологии из г. Иркутска Гузенко Марина Евгеньевна предложила методику подготовки и проведения урока – творчества. На таких уроках само творчество непрерывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно – прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом.
Учитель технологии из г. Бирска Тунчикова Зоя Васильевна проводит урок – посиделки, на котором учащимся предлагается поучаствовать в настоящих крестьянских посиделках, с рукоделием, песнями, шутками.

1.7. Опыт коллег по реализации нетрадиционных форм обученияУчитель технологии из Казахстана Саенко Галина Александровна проводит урок –

Слайд 21Часть 2: Опыт организации нетрадиционных форм обучения на уроках технологии в

МОУ Октябрьском сельском лицее

Технологическая карта урока – оказания помощи по теме «Создание изделий из текстильных материалов. Попона для животных».

Часть 2: Опыт организации нетрадиционных форм обучения на уроках технологии  в МОУ Октябрьском сельском лицее Технологическая

Слайд 26План урока:
I. Организационно – мотивационный этап:
1. Приветствие. Получение сведений об отсутствующих.
2. Подведение к теме

урока. Просмотр видеоролика «Бродячие животные».
Объявление темы. Целеполагание.
Совместное планирование.
II. Основной этап
1. Вводный инструктаж. Знакомство с последовательностью изготовления попоны для животных.
2. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по технологическим картам.
3. Промежуточная рефлексия.
4. Промежуточный инструктаж – индивидуальный, групповой (показ приемов работы);
5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
6. Заключительный инструктаж. Характерные ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения самостоятельной работы.
7. Выставка работ выполненных на уроке.
8. Выставление оценок.
III. Домашнее задание: 1 уровень – нарисовать свою модель попоны для животных;
2 уровень – подготовить сообщение на тему «Попона для животных»;
3 уровень – выполнить чертеж попоны для животных.
IV. Рефлексия.
План урока:I.	Организационно – мотивационный этап:1.	Приветствие. Получение сведений об отсутствующих.2.	Подведение к теме урока. Просмотр видеоролика «Бродячие животные».

Слайд 34Заключение
В первой части своего выступления я рассмотрела сущность понятия «нетрадиционная форма

обучения», роль нетрадиционного обучения в образовании, методы обучения, традиционные формы организации занятий, нетрадиционные формы занятий, виды нетрадиционных уроков, специфику нетрадиционных уроков, методику нетрадиционных уроков, учет возрастных особенностей учащихся при организации нетрадиционных форм обучения в 5 – 8 классах.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т. к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что может привести к падению у учащихся интереса к предмету.
ЗаключениеВ первой части своего выступления я рассмотрела сущность понятия «нетрадиционная форма обучения», роль нетрадиционного обучения в образовании,

Слайд 35Вторая часть выступления является практической. В ней представлена технологическая карта нетрадиционного

урока – оказания помощи по теме «Создание изделий из текстильных материалов. Попона для животных» составленная с учетом требований ФГОС второго поколения.
Актуальность темы выступления, ее практическая и теоретическая значимость в современных условиях способствовали решению ряда задач, поставленных в начале. Таким образом, можно считать цель выступления достигнутой.
Вторая часть выступления является практической. В ней представлена технологическая карта нетрадиционного урока – оказания помощи по теме

Слайд 36Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть