Слайд 1Язык русской народной вышивки
Нигматуллина Риана Айратовна
Руководитель: Мартынова Елена Павловна, учитель
технологии, высшей квалификационной категории
Слайд 2Введение. Выявление проблемы.
У нас дома хранится полотенце, вышитое ещё моей прабабушкой.
Глядя на него у меня, всегда возникает вопрос: «Что этой вышивкой хотела сказать моя прабабушка?» и еще один вопрос меня заинтересовал: «Почему вышито именно полотенце?». Я решила исследовать эту тему.
Слайд 3 Гипотеза:
Традиции русской народной вышивки – это прежде всего язык вышивки.
То есть, посмотрев на полотенце, вышитое нашими прабабушками, мы и сейчас можем понять, что было сказано вышивкой прошлых лет
Слайд 4 Актуальность темы.
Вышивка является одним из
наиболее распространенных и доступных видов художественного народного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нас дошла в виде разнообразных замечательных орнаментов, швов, которыми они выполнены, интересных цветосочетаний нитей.
Вышивка во все времена ценилась очень высоко. В старину обрамление икон вышивала хозяйка дома. И это считалось не только красивым дополнением к иконе, но и символом дома, своеобразным оберегом.
Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и, чаще всего красная нить. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и ”изображать”. ”Строчить письмо” значило вышивать ”строкой”. Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития декоративно-прикладного искусства.
Слайд 5ИЗ ИСТОРИИ
Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества.
Человек
издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами.
Слайд 6
Нет точных сведений о том, где и когда
появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера колорит и собственное видение красоты каждого свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.
Слайд 7 В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры
родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.
Слайд 9Полотенца.
Полотенца в старину называлось по- разному, в зависимости от назначения.
Рушник - расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Набожник – ткань (полотенце) для украшения "образов" - икон. Представляет собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах - вышивкой, тканым орнаментом, кружевом.
Накрючник — полотенце для украшения стен избы по праздничным дням в дни совершения обрядовых действий. Накрючник изготавливался из белого тонкого домашнего холста и отделывался на концах вышивкой, ткаными узорами, кружевом.
Слайд 10Полотенце в народных обрядах
Свадебные рушники. Перед свадьбой девушка должна была изготовить
до ста полотенец! Длинные рукобитные полотенца (до 7 метров) вешали на шею жениху в знак того, что невеста посватана. Полотенца в эти дни развешивались вдоль стен на крючки, ими занавешивали окна, накидывали на зеркала, перила изголовья и изножья свадебной кровати.
Слайд 11Полотенца, вышитые крестиком, красными и черными нитками.
Значение цвета в вышивке полотенец.
Огромную роль в орнаменте играет цвет. Древние орнаменты выделяются удивительной цветовой гаммой. Особенно любили красный цвет.
Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Полотенца, вышитые красными нитками, считалось, оберегали хозяина от злых сил.
Чёрный цвет – символ траура и печали.Цвет, как и орнамент чаще всего зависел от назначения полотенец.
Слайд 12Барометр настроения «Цветопись»
- красный – восторженное
- оранжевый - радостное, тёплое
- желтый - светлое, приятное
- зелёный – спокойное
- синий - неудовлетворительное, грустное
- фиолетовый - тревожное, напряженное
- чёрный - упадок, уныние
Орнамент
Орнамент – это своеобразное геометрическое заклинание. И это тоже имело свой смысл. Дело в том, что геометрические линии орнамента имеют особую вибрацию и влияют на человека и окружающий мир особым образом.
А что означает слово орнамент?
Слово это в переводе с латинского означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом понимается выделение одних (более крупных и значительных) и подчинение им других (более мелких) элементов на основе определенного повтора (раппорт).
Слайд 14Узоры народной вышивки всегда отличались особым разнообразием.
Поскольку многие явления природы цикличны,
это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название орнамента.
В верхней части полотенца вышиты петухи и растение. В средней части – женские фигуры, в нижней – геометрические фигуры. Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а так же изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.
Слайд 15Геометрический орнамент
Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный
человек выражал своё представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Крест и круг соотносились с огнём и солнцем.
Слайд 16Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные
воды – горизонтальными.
В славянской традиции ромб – один из самых любимых знаков. На женской одежде он встречается чаще, чем на мужской; но и женщины, и мужчины носили пояса, украшенные ромбовидным орнаментом. Ромб – безусловный оберег. Это знак земледельцев, символ родящих зерно полей, символ счастливого потомства.
Слайд 17
Растительный орнамент.
Растительный орнамент. составляется из стилизованных
листьев, цветов, плодов, ветвей, геометризованных растений и т. п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент.
Слайд 18Предназначение орнамента и рисунка
У каждого орнамента и рисунка своё
предназначение:
- дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, служит оберегом жизненной силы рода;
-виноград– это жизненная нива, на которой муж-сеятель, а жене должна растить и оберегать дерево их рода, символ радости;
- лилия – символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайны жизни. Вместе с цветком всегда присутствуют в орнаменте листок и бутон, которые создают композицию зарождения, развития и непрерывности жизни.
Слайд 19Зооморфный и антропоморфный орнаменты
Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур
реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента.
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева – птица, человек – конь, мать – земля и др.
Слайд 20Условные знаки.
Наши предки верили, что эти символы принесут в
дом благоденствие. Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками.
Слайд 21Наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали
с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов».
Обереги – символы защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла.
Их вышивали на одежде, веря в то, что они предохраняют от разных неприятностей и принесут в дом счастье.
Слайд 22Символы-обереги.
С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал
одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.
Первый сюжет русской народной вышивки – дерево, оно – и древо, и древо мира, и древо познания, и модель мира. Дерево – это образ мира и образ мышления. Первый человек был собирателем корней и плодов, и дереву он обязан жизнью. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека. Дерево являло собой мироздание. Корни – это знак подземного мира, стволу соответствует земной мир, а кроне – небо.
Слайд 23Рожаницы - древнеславянские женские божества, спутницы бога Рода.
Как земля умножает зерно,
так женщина родит человека. Мать сыра земля – это земля, политая дождем и дающая хороший урожай, несущая в себе реки и воды. Мать и земля – синонимы в восприятии нашего далекого предка. Отсюда и место, где живет род – родина – женского рода.
Слайд 24Берегиня - так называли изображение женщины с поднятыми руками.
Это наиболее почитаемое
божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян, так как много было общего у природы и земли, которые кормили, заботились, рожали хлеб, с женщиной, которая тоже давала жизнь, кормила человека и выращивала своё дитя.
Слайд 25
Наши предки верили, что эти символы принесут в дом благоденствие. Живя
среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками.
Заключение.
Слайд 26Вышивка – это один из самых распространенных видов рукоделия, который освоили
женщины ещё в первобытную эпоху.
Своим иследованием я доказала, что вышивкой можно «рассказать» о многом, но особенно можно пожелать близким людям всего самого хорошего в жизни.
Слайд 27Список литературы..
1. Андреева И. А. Энциклопедия рукоделия. - М.: Научное издательство
«Большая Российская энциклопедия», 2000
2. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М.: Издательский центр «Академия», 1999
Сайты в Интернете:
1. http://www. *****/Uzory_severnogo_ornamenta. html
2. http://*****/oberegi/ethnography/slavjane. php
3. http://*****/traditsionnaya-simvolika-v-vyshivke. htm
4. http://www. oldladoga. *****/rus/object/index. php? id=18
5 http://*****/compas/obryad
6. http://*****/articles/1262/18/323.html
7. http://www. oldladoga. *****/rus/object/index. ph