Слайд 1Виды росписи
Технология 6 класс
Художественная обработка конструкционных материалов.
Слайд 2Роспись по дереву
Росписи по дереву - это особый вид искусства, история
которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты. Художественная роспись — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности.
Слайд 3Виды росписи по дереву
Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются
по принадлежности к определенному региону, а также по стилю.
Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.
Виды росписи по дереву :
мезенская;
полховская;
хохломская;
городецкая;
палехская;
северодвинская;
петриковская.
Слайд 4Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи
домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.
Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра.
Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.
Слайд 5Полхов-Майданская роспись
Молодой художественный промысел России. Свое название он получил от большого
села Полховский Майдан на юге Нижегородской области.
Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.
Слайд 6Пижемская роспись
Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей
Русского Севера.
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками — красной, зеленой, желтой, черной.
Основа пижемской росписи — геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.
Слайд 7Гуслицкая роспись
Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Гуслица — так с
давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку.
В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье.
Специфика росписи — сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.
Слайд 8Ракульская роспись
Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе
Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину.
В росписи доминируют черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный.
Элементы крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы —исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.
Слайд 9Шекснинская роспись золочёнка
«Шекснинская золочёнка» является одной из традиционных росписей Русского Севера.
Она украшала крестьянские предметы быта.
Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор.
Слайд 10Хохломская роспись
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную
красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Слайд 11Борецкая роспись
Бо́рецкая роспись — русский народный художественный промысел, роспись по дереву.
Существует с XVIII века.
Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый.
Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.
Слайд 12Петербургская роспись
Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется
изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности.
Слайд 13Городецкая роспись
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины
XIX века в районе города Городец.
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 14Роспись по металлу
Роспись по металлу менее популярна. Он позволяет полностью обновить
и придать неповторимую фактуру даже старым, и уже не используемым предметам. Роспись можно наносить практически на любой металл. Чаще всего это оцинкованные и эмалированные изделия.
Перед тем, как начать наносить на металлическую поверхность рисунок необходимо очистить её от всяких загрязняющих веществ и обезжирить. Не окрашенные предметы просто зачищают специальной шкуркой, а затем наносят грунтовку по металлу.
Слайд 15Нижне-Тагильская роспись
Подносный промысел на Урале возник в середине XVIII века в
Нижнем Тагиле на сталелитейных заводах Демидовых в Невьянске и в Нижнем Тагиле, выпускавших листовое железо. Изначально сформировались два направления – с сюжетной живописью профессиональных художников и с обобщённой цветочной росписью, близкой народной росписи по дереву и бересте. Расцвет относится к середине XIX века.
Слайд 16Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий
в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
Слайд 17Роспись по керамике
Керамика – один из самых простых материалов для
росписи красками. Для нанесения узоров обычно используются специальные акриловые краски, но также могут применятся контуры, различные трехмерные клеи для создания объемных изображений или специальные маркеры. Если посуда не будет использоваться по своему прямому назначению, а будет просто стоять на полочке, то рисунок можно нанести даже обыкновенной гуашью или даже лаком для ногтей.
Слайд 18Гжельская роспись
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.
Само название
«Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве.