Слайд 1Раздел: Интерьер
жилого помещения
(урок- презентация по технологии)
Уход за растениями.
Слайд 2Роль комнатных растений в жизни человека
Жизнь человека связана с природой, а
значит, и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед отечеством (надевали венки из лавра) и т. д. Так, в Бирме, Индии и некоторых других странах традиционно на почетных гостей надевали гирлянды из цветов.
Слайд 3Обычай украшать, оформлять жилище растениями возник, возможно, в стране с резко
выраженной сменой времен года, чтобы сохранить в доме зеленый островок живой природы.
Слайд 4По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей
между народами в Европу вместе с богатствами завозили семена, корни и луковицы необычных растений. Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья.
Слайд 5.
Для них создавали специальные помещения — теплицы, позднее они будут переоборудованы
в оранжереи, зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев.
Слайд 6Опыт многих поколений садоводов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений,
наиболее устойчивые к микроклимату жилища. Их использовали для оформления парадных помещений и размещали на жардиньерках или подставках. (Жардиньерка — специальный цветочный столик, снабженный жестяным или цинковым ящиком со сточной трубкой.)
Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. И теперь редко встретишь дом, в котором бы не нашлось ни одного растения.
Слайд 7Комнатные растения способствуют единению с природой. Красотой форм, окраской, благоуханием они
благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность.
Растения — санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микроорганизмы.
Слайд 8Уход за растениями
Любому комнатному растению для нормального роста и развития требуется
уход, который включает выбор соответствующей почвы, полив, подкормку, пересадку и очистку.
Слайд 9Одним из важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив. Его
частота и количество воды зависят от многих факторов:
вида растения;
фазы развития (в период роста растение нуждается в большем поливе, чем в период покоя);
•времени года (летом полив обильный, зимой — умеренный).
Слайд 10Поливают растения по-разному: ежедневно — частый полив (бегония, лимон, плющ), через
день-два — умеренный (сенполия, пальмы, маранта), раз в неделю, месяц — редкий (кактусы, алоэ).
Большинство комнатных растений следует поливать так, чтобы вода пропитала землю и немного стекла в поддон горшка. Для полива используют лейку с длинным носиком, при этом носик лейки должен касаться края горшка. Некоторые растения, такие как цикламен, сенполия, поливают с поддона.
Слайд 11Поливать растение следует отстоявшейся (не менее суток) водой. Температура воды должна
быть на 2-3 °С выше комнатной.
Зимой, когда растения приостанавливаются в росте, применяют «сухой полив». Это означает, что растения реже поливают, но чаще опрыскивают и рыхлят землю, чтобы воздух лучше поступал к корням.
Улучшить процесс фотосинтеза, предупредить заболевания растений и поражение вредителями помогает регулярная очистка растений, т. е. промывание листьев.
Слайд 12По мере роста растения увеличивается его корневая система, посуда становится для
него мала. В таком случае необходима пересадка — замена почвы без сохранения кома. Для этого растения вынимают из старого горшка помещают в посуду с водой, осматривают корни. Предварительно новый горшок (его размер должен быть немного больше предыдущего) моют горячей водой с мылом. На дно горшка укладывают черепок выпуклой стороной вверх, делают дренаж: насыпают слой мелких камешков или керамзита, а затем — крупнозернистый песок (слоем до 2 см). Дренаж готов. После этого засыпают почвенную
смесь, делают в ней углубление
и сажают растение.
Уровень почвы должен быть ниже
края горшка на 2-3 см.
После пересадки растение
необходимо сразу же полить.
Исключение составляют кактусы,
их поливают примерно через неделю
после пересадки.
Слайд 13В случаях, когда растения плохо переносят пересадку (например, пальмы) или необходимо
ускорить цветение, применяют перевалку: растение переносят в новую, большую посуду с сохранением кома.
Для этого новый горшок должен
свободно вмещать прежний. Ком выбивают из старого горшка. Ставят
его на новый дренажный слой и
заполняют пустые места между
стенкой и комом почвой, землю уплотняют. Затем растение поливают, опрыскивают и ставят на некоторое
время в затененное место.
Слайд 14Размножение
комнатных растений
Размножают комнатные растения различными способами
Семенами, которые
прорастают при температуре не ниже 25 °С, ( так можно размножить кактусы, цикламены, бегонии).
Черенками весной и летом размножают лимон, мирт, традесканцию и др.
Наиболее сложный способ — прививка (кактусы, цитрусовые).
Слайд 15Отрезками стебля размножают диффенбахию, монстеру и др.
Слайд 16Размножение
комнатных растений (бегония)
Слайд 17Для нормального роста необходимо периодически (раз в 10-14 дней с весны
до осени) подкармливать растения питательными веществами. Для этого лучше использовать готовое удобрение для цветов.
Слайд 18Посуда для цветов.
Промышленностью выпускается разнообразная по материалу и оформлению посуда для
цветов: горшки, кашпо, контейнеры из фарфора, керамики, жести, пластмасс и древесины.
Слайд 19Горшок — емкость с одним или несколькими дренажными отверстиями в дне
— используется для высадки одного или нескольких растений. Его ставят на поддон или помещают в кашпо.
Слайд 20Кашпо — емкость со сплошным водонепроницаемым дном, в которую ставят горшок.
Слайд 21Контейнер - водонепроницаемая емкость со сплошным дном, используемая для размещения нескольких
горшков или высаживания нескольких растений.
Слайд 22Список использованной литературы:
1. В.Д. Симоненко. Технология: Учебник для учащихся 7 класса
общеобразовательной школы – М.: Вентана - Графф, 2001.
2. В.Д. Симоненко. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы – М.: Вентана - Графф, 2005.
Журналы «Лиза» №17, №34 1998.
Журнал «Лиза» №49, 2002,
Журнал «Лиза» № 30, № 31 2003.
Журнал «Цветоводство» № 6 1995.
Слайд 23Об авторе
Щукина Ольга Ивановна,
учитель технологии
МОУ «Пензятская СОШ»