Слайд 1ТКАНИ
Выполнила: Быкова Людмила
Слайд 2Ткачество возникло примерно 20-30 тысяч лет до нашей эры. Появилось раньше,
чем прядение. Первые ткани были примитивными, они скорее напоминали плетение из полосок кожи, прутиков, лыка. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями.
Самое первое волокно, которое человек начал применять для ткачество росло возле дома – это крапива. Позже появились лен, конопля, хлопок.
История развития ткачества
Слайд 3Что такое ткани? Ткани - это ткацкие изделия, образованные в процессе
переплетения нитей на ручном или механическом станках.
Самой древней тканью, найденной при раскопках у турецкого поселка Чатал Хьюик в 1961 году является льняная ткань. Исследования показали, что она изготовлена около 6500 лет до нашей эры.
Слайд 5Примитивная вертикальная ткацкая рама.
Первые ткацкие станки были с вертикально расположенной
основой, которая подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. Внизу нити привязывались к стволам поваленных деревьев или зажимались камнями. Уток сплетался с основой руками.
Слайд 6В дальнейшем станки для ручного ткачества стали представлять собой вертикальные или
горизонтальные рамки, на которые натягивались нити основы. Уток наматывался на палочку и пропускался между нитями основы, которые перебирались пальцами. Такая работа по перебору нитей основы вручную утомительна и малопроизводительна.
Слайд 7Вертикальный ткацкий станок с греческой вазы около 550 года до н.
э.
Поясное ткацкое устройство инков
Слайд 8Первый в мире механический ткацкий станок Э. Картрайта
Ручной ткацкий станок индейского
племени «Навахо»
Слайд 9Автомат смены уточных шпуль в челноке был изобретен в 1894 г.
англичанином Джеймсом Нортропом со своими коллегами: Чарльзом Ропером, Эдуардом Симпсоном, Уильямом и Джорджем Дрейперами.
С появлением этого автомата механические ткацкие станки стали называться автоматическими.
В 1902 г. была основана британская фирма «Нортроп», а осенью того же года выпуск автоматических ткацких станков этого типа начали заводы Франции и Швейцарии
Слайд 11Нитки идущее вдоль ткани называются основой, нити идущие поперёк ткани называются
утком.
От вида переплетения основы и утка зависят характер и рисунок лицевой поверхности ткани.
Ткацкое переплетение влияет на прочность ткани, её растяжимость, толщину, осыпаемость, жёсткость, усадку, способность сутюживаться и оттягиваться в процессе ВТО.
Слайд 14 Полотняное переплетение является одним из наиболее простых и распространенных. Ткани полотняного переплетения
имеют ровную матовую поверхность и одинаковый внешний вид лицевой и изнаночной сторон. Полотняным переплетением вырабатывается большое количество бельевых, плательных и одежных тканей.
Слайд 15 Саржевое переплетение характеризуется наличием на поверхности ткани диагоналевого рубчика. На лицевой поверхности
ткани рубчик обычно направлен снизу вверх слева направо, реже справа налево. Угол наклона рубчика зависит от соотношения толщины нитей основы и утка. Саржевым переплетением вырабатывают ткани хлопчатобумажные плательные и подкладочные, льняные (для обивки матрацев), а также шелковые подкладочные.
Слайд 16 Атласное (сатиновое) переплетение характеризуется удлиненными перекрытиями. В атласном переплетении одиночные основные или
уточные перекрытия размещены равномерно по всему раппорту. Если на лицевой стороне ткани выступают длинные основные перекрытия, переплетение называется атласным. Ткани атласного и сатинового переплетений обычно имеют различные плотности по основе и утку. Система нитей, которая выходит на поверхность ткани, имеет большую плотность. Ткани этих переплетений отличаются повышенной стойкостью к истиранию, высокой прочностью, малым коэффициентом трения, т. е. хорошо скользят, имеют ровную и гладкую поверхность. Поэтому их часто используют в качестве подкладочных.
Слайд 17 Сатиновым переплетением вырабатывают большое количество сатинов из хлопка, атласным — в
основном химические комплексные нити и натуральный шелк.
Слайд 19 Репсовые переплетения получают путем удлинения перекрытий полотняного переплетения в направлении уточных или
основных нитей. Репсовым переплетением вырабатывают фланели и файдешин.
Слайд 20 Рогожка образуется при удлинении одновременно основных и уточных перекрытий, поэтому на ткани
получают мелкие прямоугольники и квадраты. Ткани, выработанные этим переплетением, имеют одинаковую изнаночную и лицевую стороны.
Благодаря длинным перекрытиям ткань будет обладать большой плотностью, оставаясь при этом мягкой. Для выработки плательных тканей (хлопчатобумажных и льняных) наиболее широко применяется переплетение рогожка по три и четыре нити в ячейке.
Слайд 21К производным саржевого переплетения относятся усиленная, сложная и ломаная саржа.
Усиленная саржа характеризуется широкими и отчетливо
выраженными диагоналевыми полосами, так как в этом переплетении в отличие от простой саржи нет одиночных перекрытий.
Слайд 22Сложная (или многорубчатая) саржа образует на ткани диагоналевые рубчики различной ширины.
Слайд 23 В ломаной сарже направление полос меняется под углом 90°, при этом получается
рисунок, напоминающий елочку. Подобные переплетения применяются при выработке костюмных и пальтовых тканей.
Слайд 24К комбинированным переплетениям относятся переплетения, образуемые из двух или большего числа различных
переплетений; такие переплетения могут состоять из полотняного и репсового, саржевого и рогожки, атласного и т. д. Комбинированным переплетением вырабатывают сорочечные, костюмные, полотенечные и другие ткани.
Сложные переплетения. Этот класс переплетений отличается разнообразием. Наибольшее распространение из них получили двойные, двухлицевые, двухслойные, ворсовые, перевивочные и крупноузорчатые переплетения.
Для выработки двойных переплетений необходимо иметь две системы основных и одну систему уточных нитей.
Для выработки двухлицевых переплетений необходимо иметь две системы уточных нитей и одну основную; двухслойные переплетения вырабатываются из двух систем основных и двух систем уточных нитей. Подобные виды переплетений дают возможность получить более толстые ткани, обладающие хорошими теплозащитными свойствами. Они применяются при выработке тонкосуконных пальтовых тканей, драпов и т. п.
Слайд 25Ворсовые переплетения дают на лицевой поверхности ткани разрезной или петельный ворс. Различают
осново- или уточно-ворсовые ткани, в зависимости от того, из каких нитей — основных или уточных — получают ворс. Ворсовые переплетения получают из трех систем нитей: одна — ворсовая и две — основа и уток. Указанные переплетения придают тканям красивый внешний вид, повышенные теплозащитные свойства, но усложняют их переработку, в швейном производстве. Ворсовым переплетением вырабатывают бархат, полубархат, велюр, плюш, вельветы и искусственный мех. Ткани с петельным ворсом вырабатываются для полотенец, простынь и халатов, так как они обладают хорошими гигроскопическими свойствами
Слайд 26.
Перевивочные переплетения широко используются для выработки легких ажурных тканей. Для получения таких
переплетений необходимы две системы основных нитей и одна уточная.
Крупноузорчатые переплетения вырабатывают на ткацких станках с жаккардовой машиной.
Они образуют на ткани крупные узоры разнообразных форм. Эти переплетения бывают простые, когда образуются из двух систем нитей сочетанием простых и мелкоузорчатых переплетений, и сложные, когда образуются из трех и более систем нитей. Такие переплетения используют при выработке мебельно-декоративных тканей, гобеленов и др.
Слайд 27Текстильное полотно, которое сходит с ткацкого станка, называют тканью. Такая неотделанная
ткань, имеющая первозданный вид, именуется суровой тканью или суровьем. Прежде чем эта ткань пойдет в реализацию, она проходит отделку одним из способов обработки ткани.
Ткани из разных областей применения отделывают абсолютно разными способами. Благодаря отделке, тканям придают необходимые вид и свойства, которые требуются для той или иной ткани. В настоящее время ассортимент тканей увеличился в разы. Качество предлагаемых тканей улучшилось на порядок. Все это произошло благодаря применению большого количества различных отделок ткани.
Слайд 28 Отделка ткани – это процессы химической, реже механической, обработки тканей. При таких
процессах применяются различные химические вещества, в отличие от прядильного и ткацкого производства, где волокна подвергаются только механическим воздействиям. Отделка ткани в глубоком смысле этого понятия заключается в следующих процессах – отбеливание, крашение, печатание и заключительные операции облагораживания тканей.
Слайд 29 В более узком понимании, отделка это всего лишь заключительная стадия самой
отделки, а именно, аппретирование тканей, высушивание с одновременным ширением и ликвидацией перекосов по основе и утку, стрижка, разглаживание, декатировка, мягчение, безусадочная отделка и т.д. То есть это те процессы, которые улучшают вид и качество ткани, повышают сопротивляемость ткани различным воздействиям при их эксплуатации.
Слайд 30 Благодаря современным технологиям прилавки магазинов пестрят изобилием синтетических и искусственных тканей.
Но все же самыми ценными для нас остаются ткани из натуральных материалов. Ткани искусственного происхождения имеют некоторые преимущества в прочности и эластичности. Они почти не мнутся. При этом уступают натуральным в гигроскопичности, поэтому современное ткачество научилось производить ткани со смешанными волокнами
Слайд 31 Рукоделие - это особый вид искусства и умение превращать самые обычные
и невзрачные вещи в небольшие шедевры, укрощающие собой все: от интерьера до простого платья. Например, цветы из ткани. Ими можно украсить шторы, сделав их оригинальными и неповторимыми, да и просто красивыми сделав к ним подхвату из цветов или же, украсив низ цветами, ее можно легко преобразить и придать дорогостоящий вид. Для интерьера можно придумать множество интересных дизайнерских решений, сделав например, букет цветов из ткани или же из грубой мешковины смастерить несколько одинаковых цветочков и оформить ими стену. Даже самое простое платье или майку можно преобразить при помощи сделанных вручную цветов из ткани.
Слайд 33 Пэчворк - это то же самое что и лоскутное шитье. Эта техника
подразумевает сборку цельных вещей из множества разноцветных кусочков ткани. Готовое изделие получается самым настоящим произведением искусства. Дело в том, что лоскутки подбираются по особому принципу, так, чтобы из разных кусочков создавался единый узор. Лоскутное шитье широко использовалось уже в Древней Руси. Тогда хозяйки годами собирали чемоданы полные лоскутков ткани, чтобы затем сшить большое покрывало или что-то еще. Конечно же, сегодня дело обстоит намного проще, чем тогда, ведь, если поискать, можно найти даже специальные магазины, где продается ткань для пэчворка.
Слайд 36 Фетр производят из натуральных и искусственных волокон. Он может быть чисто
шерстяным, с добавлением синтетических волокон и полностью синтетическим. Фетр - волокнистый материал, который производится с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха, волос или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань. Этим и объясняется уникальность фетра как материала, его отличие от большинства тканей, — он делается как бумага, поэтому с ним можно обращаться как с бумагой, также резать, клеить, и т.п.
Слайд 37 Фетр прекрасно комбинируется с бумагой и тканями, а также с непряденой
шерстью. Это дает прекрасную возможность для изготовления красивых обложек для тетрадей и книг, рамок для фотографий, шитья сумочек и кошельков, разнообразных контейнеров, набивных игрушек, кармашек для ножниц и игольниц разнообразных форм, ключниц, ярких диванных подушек и даже домашних тапочек. Фетр весьма успешно используется в скрапбукинге.
Слайд 38http://stencom.ru/ru/info/vidyi-perepletenij-tkanej
http://tk.vstu.by/?q=node/7
http://www.hors.lg.ua/tkaniiharakteristika.html
http://www.chlopok.ru/
Источники: