Слайд 1Требования, предъявляемые к реактивным топливам
Слайд 2Реактивные топлива
Предназначены для воздушно-реактивных двигателей (ВРД) самолетов, ракет
Мировое производство – 5%
от объема переработки нефти
Производство в России – 9,0 млн.т/год (внутреннее потребление – 82 %)
Масса топлива составляет 30-60% от взлетной массы самолета
Слайд 3Реактивные топлива
Вырабатываются реактивные топлива:
- для дозвуковой авиации Т-1, ТС-1;
- переходное
(для дозвуковой и сверхзвуковой) РТ
- для сверхзвуковой авиации Т-6, Т-8В
Для топлив используются прямогонные фракции керосинов:
- 150-280 ºС (Т-1) – прямогонная фракция малосернистых нефтей
150-250 ºС (ТС-1) – прямогонная фракция сернистых нефтей
135-280 ºС (РТ) – гидроочищенный дистиллят
195-315 ºС (Т-6) – глубокогидроочищенная КГФ
170-280 ºС (Т-8В) – гидроочищенная фракция серныстых нефтей
Слайд 4Реактивные топлива
Для воздушно-реактивных и турбореактивных двигателей характерно:
- Высокая теплонапряженность в камере
сгорания
- Высокая температура (1600-1800 ºС)
- Высокий суммарный коэффициент избытка воздуха (3,5-5,0)
- Изменение температуры топлива в баке (от минус 50 до плюс 250 ºС)
Слайд 5Основные требования, предъявляемые к РТ
Оно должно полностью испаряться.
Должно легко воспламеняться.
Должно быстро
сгорать в двигателе без срыва и проскока пламени.
Не должно образовывать паровых пробок в системе питания, нагара и других отложений в двигателе.
Объемная теплота сгорания его должна быть как можно более высокой.
Оно должно легко прокачиваться по системе питания при любой температуре эксплуатации;
Должно обладать высокой термоокислительной способностью;
Слайд 6Основные требования, предъявляемые к РТ
8) Температура начала кипения должна быть выше
температуры возможного нагрева топлива в полете.
9) Топливо и продукты его сгорания не должны вызывать коррозию деталей двигателя.
10) Оно должно быть стабильным и менее пожароопасным при хранении и применении.
Слайд 7Основные требования к РТ
Среди моторных топлив к РТ предъявляют повышенные требования
к качеству.
Для этого подвергают более тщательному контролю:
- технологию производства РТ;
- транспортировку;
- хранение;
- применение.
Слайд 8Показатели качества РТ
Нормируются следующие показатели качества:
- плотность;
- фракционный состав;
- давление насыщенных
паров;
- кинематическая вязкость;
- теплота сгорания;
- высота некоптящего пламени;
- люминометрическое число;
- содержание аренов;
- термическая стабильность;
- температура начала кристаллизации;
Слайд 9Показатели качества РТ
Нормируются следующие показатели качества:
- иодное число;
- содержание общей серы;
-
содержание меркаптановой серы;
- содержание сероводорода;
- температура вспышки и др.
Слайд 10Показатели качества РТ (плотность и ФС)
Плотность - 775-840 кг/м3 в зависимости
от марки топлива (определяет дальность полета).
Фракционный состав определяется
- температурой начала перегонки:
не выше 150 ºС (для марок ТС-1, Т-1);
не выше 155 ºС и не ниже 135 ºС (для марки РТ);
не ниже 195 ºС (для марки Т-6);
не ниже 165 ºС (для марки Т-8В)
- температурами 10%, 50%, 90% и 98 % выкипания фракций
Слайд 11Показатели качества РТ (вязкость)
Вязкость кинематическая
- существует верхнее и нижнее ограничение
по вязкости
- при температуре 20 ºС – не менее 1,25-1,5 сСт (кроме Т-6)
- при температуре минус 40 ºС – не более 6-16 сСт (кроме Т-6)
Определяет:
противоизносные свойства РТ,
распыляемость топлива,
прокачиваемость топлива.
- чем меньше вязкость, тем лучше прокачиваемость и выше дисперсность микрокапель топлива, лучше распыляемость;
- при увеличении вязкости уменьшается износ, улучшается смазка насоса, но затрудняется прокачиваемость.
Слайд 12Показатели качества РТ (теплота сгорания)
Низшая теплота сгорания (массовая)
Находится в пределах от
42900 до 43100 кДж/кг.
Важна и объемная теплота сгорания, т.к. объем баков ограничен:
- чем выше плотность топлива, тем выше объемная теплота сгорания, тем больше в топливе содержится нафтеновых и ароматических углеводородов.
Ароматические углеводороды имеют наибольшую плотность, однако при этом имеют наименьшую массовую теплоту сгорания, дают нагар при горении топлива.
Подбирается оптимальный состав топлива
- Нафтеновые – 60-80%
- Изоалканы – 15-30%
- Ароматические – 5-10%
Норма на ароматические:
– не более 22% (ТС-1, РТ, Т-8В),
– не более 10% (Т-6).
Слайд 13Показатели качества
Температура начала кристаллизации. характеризует низкотемпературные свойства топлива, его прокачиваемость. Нормируется:
не
выше минус 60 ºС (для ТС-1, Т-6);
не выше минус 55 ºС (для РТ);
не выше минус 50 ºС (для Т-8В).
Температура вспышки – характеризует пожароопасность, воспламеняемость топлива
не менее 28 ºС (для ТС-1, РТ);
не менее 62 ºС (для Т-6);
не менее 45 ºС (для Т-8В).
Слайд 14Показатели качества
Нагарообразующие свойства :
- Содержание фактических смол (3-4 мг/100см3);
- Содержание ароматических
углеводородов
– не более 22% (ТС-1, РТ, Т-8В),
– не более 10% (Т-6).
- Высота некоптящего пламени – не менее 20-25 мм (чем выше высота пламени, тем меньше нагар). Зависит от фракционного состава и содержания аренов. Наибольший нагар дают бициклические ароматические углеводороды.
- Люминометрическое число – характеризует радиацию (интенсивность теплового излучения) пламени – не ниже 45-55.
Слайд 15Зависимость нагара от высоты некоптящего пламени
Слайд 16Показатели качества
Содержание серы – характеризует коррозионные свойства
- ТС-1
- не более 0,2%
- Т-8В, Т-1, РТ - не более 0,1%
- Т-6 - не более 0,05%
Также нормируется содержание:
меркаптановой серы (от 0 до 0,005 % масс.);
и сероводорода – (отсутствие во всех марках топлива).
Термоокислительная стабильность – склонность к образованию смолистых веществ при контакте с воздухом при высоких температурах. Нормируется (статические условия при 150 ºС):
- ТС-1 не более 18 мг/100 мл;
- Т-6, РТ, Т-8В – не более 6 мг/100 мл.
Слайд 17Присадки к реактивным топливам
Антиокислительные, вводятся в гидроочищенные топлива (РТ, Т-6, Т-8В)
для компенсации сниженной в результате гидроочистки химической стабильности. В России применяют присадку Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол). Он почти полностью предотвращает окисление топлив, в том числе при повышенных температурах (до 150°С).
Противоизносные, предназначена для восстановления противоизносных свойств топлив, потерянных в результате гидроочистки. Вводится в те же топлива, что и антиокислительная присадка. В России применяют присадку Сигбол и композицию присадок Сигбол и ПМАМ-2 (полиметакрилатного типа - ТУ 601407-69).
Слайд 18Присадки к реактивным топливам
Антистатические, при перекачке топлив или при заправке самолетов
возможно накопление статического электричества. Из-за непредсказуемости процесса в любой момент существует опасность взрыва. Для борьбы с этим опасным явлением в топлива добавляют антистатические присадки. В России получила распространение присадка Сигбол, допущенная к добавлению в топлива ТС-1, Т-2, РТ и Т-6 в количестве до 0,0005%.
Слайд 19Присадки к реактивным топливам
Противодокристализационные, при температурах полета (до минус 45) из
топлива выпадают кристаллы льда, забивающие топливные фильтры, что может привести к прекращению подачи топлива и остановке двигателя. Для предотвращения выпадения кристаллов льда из топлива при низких температурах в топливо вводят противоводокристаллизационные присадки непосредственно в месте заправки самолета. В качестве таких присадок широко используют этилцеллозольв, тетрагидрофуран и их 50%-е смеси с метанолом (присадки И-М, ТГФ-М). Присадки могут добавляться практически в любое топливо.