Слайд 1Народные промыслы России
Презентация подготовлена
учителем технологии
МБОУ СОШ №15
г .Прокопьевска Волошинской Т.Л.
Слайд 2Гжельская керамика
Село Гжель в Подмосковье. Промысел возник из-за залежей глины. С
середины XVIII в. гжельские мастера освоили технику майолики, позволяющую изготовлять посуду с многоцветной росписью по белой эмали. Мастера смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.
Слайд 3Дымковская игрушка
Село Дымково находится близ г. Кирова.
Промысел образовался в XIX
веке из-за качественных залежей глины. Местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом. Сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Слайд 4Филимоновская игрушка
Из филимоновской глины (16в.) делали разную посуду и игрушки. Удлиненные
пропорции объясняются свойствами местной глины. Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Роспись игрушки ведется и сейчас не кисточкой , а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристанет, а с гусиного пера ложится.
Слайд 5Скопинская керамика
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году
в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреева, сына Берникова. Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
Слайд 6Жостово
Промысел образовался в начале 19 века, когда в ряде подмосковных сел
и деревень бывшей Троицкой волости возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. На подносах располагается роспись, изображающая чаще всего красочные букеты цветов. Роспись выполняется в несколько приемов.
Слайд 7Палехская миниатюра
Возникла в 1923 году в поселке Палех на основе иконописного
промысла. Бытовые, фольклорные, исторические сюжеты, выполненные яркими локальными красками по черному фону. Для росписи характерны: тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
Слайд 8Ростовская финифть
Мастера Ростова-Ярославского первоначально (17в.) расписывали эмалевыми красками иконки, кресты,
пластины для украшения церковных книг. В 1930-е годы делают и более крупные вещи: шкатулки с гербами и эмблемами. Затем подвески, серьги и кулоны. Выполненные из цветного металла пластины с эмалевым покрытием и живописью на них,-это шедевр искусства. Скань из медной проволоки, покрытая серебром, превращается в руках мастеров промысла в высокохудожественные ювелирные предметы.
Слайд 9Городецкая роспись
В селе Городец (Нижегородской области) в 18 веке возник этот
промысел. Здесь лес давал дешевый материал для творчества.
Производились изделия небольшого размера (солонка, ложка, сундучок для детских игрушек). Как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине
Слайд 10Матрешка
г Семенов (Нижегородская область).
Вокруг г. Семенова было много лесов, а в
нем самом - опытных токарей по дереву. Промысел сформировался в начале 20 века. Семёновская матрешка представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов. Матрешки компоновались по самому разному принципу, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Образцом для матрешки послужила японская фигурка мудреца.
Слайд 11Хохлома
Была основана на территории нынешнего Ковернинского района Нижегородской области в 17
веке. Местные жители испокон веков занимались окраской деревянной точёной посуды.
Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Слайд 12Богородская резьба
Сергиев Посад (16-18 век)
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки
людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
Слайд 13Казаковская филигрань
В селе Казаково, Нижегородской области, возникла казаковская филигрань (1930 г.)
В
этой технике создают объемные предметы :подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань
Слайд 14Резьба по кости
Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной
культуры России. Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований.
Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота - "цевку" и рог. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам, используя народные приемы декорирования, создавать оригинальные произведения.