Слайд 1КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ в образовательном процессе
Балаян Э.С
Слайд 2Контроль
в широком значении означает проверку чего-либо.
основывается на принципе обратной связи.
обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося).
является необходимой составной частью процесса обучения, его звеном.
Слайд 3Главными недостатками можно считать следующие
1. Ежедневный устный опрос как форма
контроля учебной деятельности и ее результатов является выборочным и случайным. Это создает условия для непостоянной работы отдельных учащихся. Педагог при таком контроле не знает , что фактически усвоено каждым учащимся.
2. Многие педагоги используют оценку как средство давления на учащихся, что создает напряженную обстановку в обучении. Оценка часто для них становится главным итогом деятельности и в силу этого стимулом для дальнейшей работы. Учебно-познавательные мотивы заслоняются, отодвигаются на второй план, что деформирует мотивационную сферу учащихся и искажает весь учебный процесс.
Слайд 4Главными недостатками можно считать следующие
3. В существующей системе контроля оценка
работы учащихся одновременно объявляется администрацией и оценкой педагогической работы. Зная об этом, некоторые учащиеся убеждены, что оценка их учебной деятельности не зависит от результата, а обусловлена внешними конъюктурными моментами. Все это не способствует формированию значимости личной ответственности учащихся за свою учебную деятельность и ее результаты.
Слайд 5Главными недостатками можно считать следующие
4. Внешний контроль и оценка педагога
являются главными, а зачастую и единственными при проверке. И как следствие этого - не осуществляется формирование у учащихся привычки и умений самоконтроля и самооценки. Значит, в существующей системе контроля и оценки ее функции не реализуются полностью, что приводит к снижению возможностей педагогического стимулирования учащихся.
Слайд 6Осмысленная учебная деятельность должна иметь три составных части:
а) ориентировочно-мотивационную;
б)
операционально-исполнительную;
в) рефлексивно-оценочную.
Все они должны быть не только осознаны, но и реализованы полностью.
Слайд 7Внимание!
Если вторая часть учебной деятельности непременно присутствует, то о первой и
третьей части это сказать нельзя. Когда нет ориентировочно-мотивационной части, деятельность превращается в хаотические отдельные действия, не соединенные четко осознаваемой целью. При отсутствии третьей части, в которой должно быть место самоконтролю и самооценке, деятельность становится состоящей из случайных и некорректируемых действий. Одна из задач педагога - обучить учащихся построению такой учебной деятельности, которая охватывает все ее составляющие части.
Слайд 8Система контроля и оценки в учебном процесс охватывает
1.Внешний контроль и оценку
педагогом учебной деятельности и ее результатов.
2. Самоконтроль и самооценку учащимся своей работы и ее результатов.
3. Контроль и оценку учебной деятельности и ее результатов коллективом учащихся или учащимися -экспертами.
4. Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности учащегося и ее результатов.
Слайд 9Варианты способов оценивания получили названия: нормативный, сопоставительный и личностный.
Виды контроля
и оценки могут быть использованы как педагогическое стимулирования.
Слайд 10Функции контроля
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в
ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Слайд 11Требования к контролю
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и
форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).
Слайд 12 Педагогический контроль - обязательный компонент в деятельности
педагога и
ученика
Слайд 13Генеральная цель
Перспективные цели по ступеням образования
Тактические цели по годам обучения
Оперативная
цель на четверть
Текущая цель урока
Слайд 14Виды контроля
1) предварительный контроль (перед началом изучения учебного материала для определения исходного уровня
ЗУНов);
2) текущий контроль (проверка ЗУНов, приобретенных в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения);
3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых);
4) периодический (контроль по целому разделу учебного курса);
5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов периодического контроля).
6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников);
7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса).
Слайд 15Виды педагогического контроля
Предварительный
Текущий
Оперативный
Итоговый
Слайд 16Предварительный контроль
Цель – определение исходного состояния объекта управления
На основе полученных данных
выявляется готовность к усвоению программного материала
Предметом контроля могут быть показатели уровня фактической обученности в виде знаний, умений и навыков
Материалы контроля используются для конкретизации целей и задач, обоснования содержания, форм и методов обучения и воспитания, дифференциации содержания деятельности педагога и коллектива класса
Показатели контроля необходимо довести до учащихся
Слайд 17
Текущий контроль
Цель – повышение эффективности учебного процесса
Проводится на каждом уроке
Учащиеся являются
активными участниками контроля: знают предмет и критерии оценивания
Слайд 18Оперативный контроль
Цель – обеспечение промежуточных целей и задач учебно-воспитательного процесса
Проводится после
изучения логически законченной части раздела программы
При анализе и интерпретации результатов должны быть использованы материалы предварительного и текущего контроля
Слайд 19Итоговый контроль
Цель – выявление результатов обучения и воспитания, определение качества приобретенных
знаний, сформированных умений, навыков, умений использовать системы знаний и навыков в процессе самостоятельной деятельности
Сопоставляют плановые и реально достигнутые показатели успешности освоения учащимися программного материала
Слайд 20Формы организации контроля
Фронтальная
Групповая
Парная
Индивидуальная
Слайд 21Методы контроля - это способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической
работы обучающих.
Слайд 221. Устный (устный опрос).
2. Письменный (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчеты и т. д.).
3. Практический (для выявления сформированности
умений и навыков практической работы или двигательных навыков).
4. Машинный.
5. Самоконтроль.
6. Комбинированный (уплотненный) – сочетание различных методов контроля.
Слайд 23Методы устного контроля
осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса.
При индивидуальном опросе
учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала.
При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.
Слайд 24Методы письменного контроля
предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных
зачетов и пр.
Слайд 25Методы письменного контроля.
Программированный контроль
учитель составляет перечень вопросов, предлагает для каждого
из них на бланке возможные варианты ответов, одни из которых более полны и точны, другие менее полны и содержат некоторые неточности.
Задача учеников состоит в том, чтобы выбрать из ряда ответов более точный и более полный.
Слайд 26Методы письменного контроля
Письменные работы могут проводиться в виде графических задач и
пр.
Слайд 27Методы лабораторного контроля
включают решение экспериментальных задач, требующих проведения опытов, которые можно
реально осуществить во время контрольной работы.
Слайд 28Методы самоконтроля
Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является всемерное
развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Слайд 29
Основные ошибки при выставлении отметки
1) инерция отметок (выставление их по установившейся традиции, деление
на слабых и сильных);
2) искусственный либерализм и жесткий авторитаризм (завышение и занижение отметок);
3) средний балл успеваемости (носит формальный характер);
4) двойка как средство борьбы с недисциплинированностью.