Слайд 1МБОУ лицей с. Месягутово
Урок по технологии в 5 классе
«Художественные промыслы»
Буракова Надежда
Геннадьевна,
учитель технологии высшей
категории
Слайд 2Гжель
Гжель — богатый русский народный промысел производства керамики и фарфора и
вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.
Место возникновения: раменский район
Первое упоминание: XVII век
Используемые материалы:
Фарфор, фаянс, кобальт
Техники изготовления:
Подглазурная роспись кобальтом
Внесли вклад: людмила павловна азарова, наталия ивановна бессарабова, валентин гельевич розанов
Где научиться: гжельский государственный университет
Слайд 3Хохлома
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в
округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелеными и золотистыми тонами по черному фону.
Место возникновения:
Ковернино
Первое упоминание: XVII век
Используемые материалы:
Масляные краски, Алюминиевый порошок, Деревянное изделие
Техники изготовления: Масляная живопись, Лужение.
Внесли вклад: Георгий Петрович Матвеев
Слайд 4Городецкая роспись
Городецкая роспись
Русский народный промысел
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.
Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Место возникновения:
Городец
Первое упоминание:
Середина XIX века
Используемые материалы:
Краски, Деревянное изделие
Внесли вклад: А. Е. Коновалов, И. А. Мазин, Д. И. Крюков
Слайд 5Дымковская игрушка
Дымковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов.
Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки. Это один из самых старинных промыслов Руси, более четырёхсот лет.
Место возникновения:
Дымково
Первое упоминание: XVII век
Используемые материалы:
Краски, Красная глина, Мелкий речной песок
Техники изготовления:
Живопись, Лепка, Обжиг
Музеи: Кировский музей «Дымковская игрушка»
Слайд 6Филигрань
Филигрань — ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор
из тонкой золотой, серебряной проволоки. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том
числе финифтью), гравировкой, чеканкой
Слайд 7Матрешка
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке.
Слайд 8Расписные платки
Павловопосадские шали (платки)[1] — один из русских народных промыслов. Производятся в г. Павловском
Посаде Московской области на ОАО «Павловопосадская пла Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово И. Д. Лабзиным. Правнук, Я. И. Лабзин, совместно с В. И. Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века точная мануфактура
Слайд 9Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических
подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
Место возникновения:
Жостово
Первое упоминане: 1825 год
Используемые материалы:
Лак, Масляные краски, Железо
Техники изготовления:
Масляная живопись, Ковка
Внесли вклад: Д. С. Кледов, А. И. Лезнов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин, И. С. Леонтьев
Слайд 10Оренбуржский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха
и нити-основы.
Место возникновения: Оренбург
Первое упоминание: XVIII век
Используемые материалы:
Шёлковая нить, Козья шерсть
Техники изготовления:
Вязание
Внесли вклад: Магинур Абдуловна Хусаинова
Музеи: Музей истории оренбургского пухового платка
Слайд 11Вологодское кружево
Вого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках; распространённый
в Вологодской области.
Место возникновения: Вологодская область
Первое упоминание: 1820 год
Используемые материалы: Лён
Техники изготовления: Плетение на коклюшках
Внесли вклад Рахиль Фиолетова, Анна Чурина,
Анфия Фёдоровна Брянцева,
Софья Петровна Брянцева
Музеи: Музей кружева
Слайд 12Шемогодская резная береста
Шемого́дская резьба́ — традиционный русский народный художественный промыселе резьбы по берёсте, известность которому
принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда
Вологодской губернии России
Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок.В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, притоку Северной Двины, ещё в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по берёсте. Высоким мастерством резьбы по берёсте славилась шемогодская деревня Курово-Наволок
Слайд 13Финифть
Фини́фть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.
Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростове.
Вологодская финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в
городе Сольвычегодске Ярославской области.
Слайд 14Палехская миниатюра
Па́лехская миниатю́ра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского
уезда Владимирской губернии. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
Место возникновения: Палех
Используемые материалы: Папье-маше, Темпера.
Техники изготовления:Темперная живопись
Внесли вклад: Иван Иванович Голико.
Музеи: Государственный музей Палехского искусства
Где научиться: Палехское художественное училище имени А. М. Горького
Слайд 15Гусевский хрусталь
Гусевской хрустальный завод - градообразующее предприятие города Гусь-Хрустальный и ведущее
российское предприятие по производству изделий из хрусталя, хрустальной посуды, декоративных и высокохудожественных изделий.
Гусевской хрустальный завод был основан в 1756 году купцом А.В. Мальцовым. С того момента история города Гусь-Хрустальный непрерывно связана с развитием завода.
Слайд 16Тульский пряник
Ту́льский пря́ник — региональная разновидность печатного пряникиа самый известный вид русских
пряников.
Как правило, тульский пряник имеет вид прямоугольной плитки или плоской фигуры, глазированной сверху. Сейчас чаще всего содержит начинку из повидла или сгущенного молока.
Пряники известны в Туле с XVII века. Первое упоминание о тульском прянике содержится в писцовой книге 1685 года.
Современное производство пряников в Туле возобновилось с 1954 года.
В настоящее время тульские пряники изготавливаются на тульских предприятиях «Старая Тула», «Лакомка», «Пекарня Поляковой», «Ясная поляна», «Медовые Традиции»,
Тульскому прянику посвящён музей «Тульский пряник», открытый в Туле в 1996 году
Слайд 17Самовар
Самова́р — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой,
представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические .
В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими.
Первоначально в России самовар начали делать на Урале. В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну.
В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году.
Слайд 18Златоустовское холодное оружие
В 1815 году была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми
мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1857 году — сталелитейная фабрика (были отлиты первые в России стальные пушки).
С начала XIX века Златоуст — центр художественной гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг; ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах).
Слайд 19Деревянная игрушка
В Нижегородской области существовало несколько центров по изготовлению топорно-щепных игрушек.
Самый ранний из них - Чкаловский. К ранним игрушкам конца XVIII - нач. XIX века относятся каталки-колёски, каталки-вертушки, меленки, кузнецы на подвижных планках. Мастерили игрушки из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетая столярные и резные детали с токарными .
Во второй половине XIX века возник иной тип деревянной игрушки - с элементами жанра. В деревнях Сумино, Ельзенкино и Леденцово стали резать и красить «белье» запряжек. Появились кони, впряженные в коляски, кареты..