Слайд 1« Обувь народов мира»
Долгосрочный проект.
Выполнен обучающимися
ГБПОУ МО «Сергиево-Посадского социально-экономического техникума»
по
профессии:
« Обувщик по пошиву и ремонту обуви».
Слайд 2
Руководитель проекта:
мастер п/о первой категории -
Новожилова Марина Владимировна.
Слайд 3Проект 2013-2014г. Россия-Белоруссия.
Профессия « Обувщик по пошиву и ремонту обуви»
Слайд 4
Сувениры из отходов кожи и тканей.
2013-2014г.г.
Профессия « Обувщик по
пошиву и ремонту обуви»
Слайд 5Проект « Обувь народов мира.» 2014-2015г.
(Казахстан, Узбекистан)
Профессия « Обувщик по пошиву и ремонту обуви»
Слайд 6Актуальность исследования.
- Расширить знания по истории появления обуви и ее изготовление.
-
Широкое изучение особенностей в изготовлении обуви народов разных стран,
- Конструктивные особенности обуви народов южных и северных континентов. Сходство и различия.
- Материалы для изготовления обуви для широт разных климатических условий.
Слайд 7
Цель проектного обучения
- Создать условия, при которых обучающиеся:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; поиск дополнительных источников литературы по истории обуви, технологии изготовления обуви, иллюстраций с моделями обуви стран мира;
- Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; написание рефератов, доклады;
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; работа в группе 3-4 человека;
- Развивают исследовательские умения ( выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); анализ рефератов, докладов; обсуждение , выбор эскизов, материалов, цветовой гаммы, отделки, фурнитуры для обуви;
- Развивают системное мышление; выстраивают последовательность технологических операций для изготовления макетов национальной обуви.
Слайд 8Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1. В центре внимания — обучающийся,
содействие развитию его творческих способностей; к рисованию; восприятию цвета, выбор эскизов обуви наиболее отражающих стиль, культуру выбранной страны; 2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в обучении; самостоятельно выстраивают цепочку технологических операций выбранной модели обуви, опираясь на полученные знания на уроках технологии; 3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития; долгосрочность выполнения проекта позволяет в спокойном ритме отрабатывать технологические операции; 4. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающегося; развивается объемное мышление, чувство цвета, вкус, творческие способности, самостоятельность в работе, коллективное решение проблем, применение теории на практике, развитие моторики рук, ловкость, глазомер, закрепление навыков работы с ручным инструментом и на оборудовании. 5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Слайд 9Профессиональные компетенции
Слайд 11Системы действий преподавателя и обучающихся
С целью выделения систем действий
преподавателя и обучающихся предварительно важно определить этапы разработки проекта.
К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта:
Разработка проектного задания.
Разработка самого проекта.
Оформление результатов.
Общественная презентация.
Рефлексия.
Слайд 12 Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Взаимодействие учителя и обучающихся в образовательном процессе.
Профессия:
« Обувщик по пошиву и ремонту обуви.»
Группа № 17
Руководитель проекта: мастер п/о первой категории Новожилова М.В.
Слайд 13 Выделение подтем в темах проекта.
Выбраны три под темы:
1
- Национальная обувь - Мексика;
2 - Национальная обувь – Народы севера ( чукчи);
3 - Национальная обувь – Эстония.
- Педагог предварительно выбирает под темы и предлагает обучающимся для выбора.
- Каждый обучающийся выбирает себе под тему или предлагает новую.
- Педагог принимает участие в обсуждении с обучающимися подтем проекта.
- Обучающиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем.
- Каждый обучающийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
Слайд 14 Формирование творческих групп.
Выделяются три группы по
3—4 человека , каждая группа выбирает по одной теме для дальнейшей работы.
1 - Национальная обувь - Мексика;
2 - Национальная обувь – Народы севера ( чукчи);
3 - Национальная обувь – Эстония.
1 группа – Баранов Евгений ,Богачов Максим, Сафаров Федор- тема «Народы севера».
2 группа – Кооп Николай, Павлов Виталий, Шермаревич Артем-
тема «Мексика».
3 группа – Евстюнин Иван, Кольцов Максим, Аранович Николай- тема « Эстония».
Педагог проводит организационную работу по объединению обучающихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.
Обучающиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
Слайд 15
Подготовка материалов к исследовательской
работе ( конструирование )
1. Техника безопасности.
2. Написание рефератов.
3.
Поиск иллюстраций моделей обуви, выбранной страны.
4. Обсуждение рефератов.
5. Выбор моделей обуви.
6. Конструирование обуви копировальным методом.
7. Изготовление шаблонов для раскроя.
Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.
Отдельные обучающиеся принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группы.
Слайд 16
Момент общения, творческий процесс
: представление подготовленных докладов, обсуждение, дискуссии, ребята выбирают
самые интересные доклады, обсуждают иллюстрации национальной обуви, предлагают свои эскизы, выбирают модели обуви для дальнейшей работы.
Слайд 19Главное создать красивые эскизы
( очень творческая работа).
Слайд 20Проделана огромная исследовательская работа, пора от творчества переходить к созданию, изготовлению
изделий обуви.
Слайд 21 Техника безопасности.
Инструкция №1
Инструкция по охране труда для обучающихся в обувной мастерской ГБПОУ МО СП СЭТ.
ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.
Перед началом работы.
Надеть специальную одежду и застегнуть ее на все пуговицы.
Проверить путем внешнего осмотра исправность электрической розетки.
Проверить исправность емкости для клея и растворителя.
Осмотреть оборудование и рабочее место.
О замеченных недостатках и неисправностях немедленно сообщить мастеру и до устранения неполадок и разрешения мастера к работе не приступать.
Слайд 22
Техника безопасности во время работы:
Перед началом работы инструмент
и материал разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами и мусором.
Быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать других.
Работая с инструментами, не размахивать ими, чтобы не причинить травму соседу.
Не работать при плохом освещении, свет должен падать слева.
Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см.
Банки с клеем и растворителем держать закрытыми.
Все движения кисточкой производить в сторону от себя. При движении к себе клей может попасть в глаза.
При работе с ножом он должен идти справа налево или от себя.
Перед работой на швейной машине проверить ее исправность, проверить качество строчки на кусочке кожи.
Слайд 23
Во время работы на швейной машине стараться держать руки
подальше от движущихся частей машины.
Включать плитку сухими руками, следить за температурой нагревания платформы.
Не вытягивать за шнур вилку из розетки.
При работе на отделочном станке обувь удерживать двумя руками, подавать плавно во избежание получения травм. Необходим резиновый коврик и защитные очки.
При работе с молотком пальцы рук должны находиться вне зоны удара молотка.
В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность мастера.
Техника безопасности по окончании работы.
После окончания работы привести в порядок свое рабочее место.
Снять спецодежду.
Мусор и отходы собрать и сложить в отведенную корзину.
После работы инструменты и приспособления убрать в строго отведенные места.
Закончив работу, протереть стол влажной тряпкой.
Вымыть руки теплой водой с мылом.
Слайд 24Материалы
для выполнения изделий обуви.
Основные
материалы, применяемые для верха обуви.
Материалы верха: кожи хромовые гладкие с естественной лицевой поверхностью (бычьи, яловка, выросток, опоек), различных толщин, расцветок, видов отделки. Кожи для верха обуви в зависимости от места использования подразделяются на: кожи для наружных деталей и кожи для внутренних деталей (подкладочные). Кожи для наружных деталей обуви в зависимости от использования для изготовления обуви различного целевого назначения (бытовой и производственной) подразделяются на два типа: хромовые и юфтевые. Они, в свою очередь, подразделяются по виду сырья, дублению, отделке и т. д.
Слайд 25Мексиканская обувь изготавливается из грубой натуральной кожи и украшается вышивкой, элементами
из более мягкой кожи, металлическими заклепками. Для изготовления мужских ковбойских сапог предлагается юфтевая кожа.
1. Юфтевые кожи
В группе юфтевых кож наибольшее значение имеет обувная юфть, используемая для деталей верха сапог, полусапог и ботинок. В зависимости от вида исходного сырья обувная юфть подразделяется на яловочную, конскую и свиную. В относительно небольших количествах юфтевые целые кожи или полы яловочной юфти используют на верх сандалий.
Юфть отличается от хромовой кожи высоким содержанием жировых веществ и следовательно, водостойкостью и износостойкостью.
Слайд 26 Обычной обувью эстонских крестьян были башмаки, сапоги и постолы
для их изготовления предлагается хромовый выросток.
Хромовый выросток чаще всего используют на верх тех же видов обуви, что и хромовый опоек, а хромовую яловку почти исключительно на верх более тяжелых видов обуви — сапог, специальных типов спортивной и производственной обуви; хромовый полукожник в зависимости от его толщины используют аналогично хромовому выростку или хромовой яловке.
Типичная обувь чукчей шилась из шкур нерпы шерстью наружу, из шкур оленя с вышивкой и аппликациями.
Велюр
Велюр, в отличие от ранее рассмотренных видов кожи, имеет мелко ворсистую лицевую поверхность. Его вырабатывают путем отделки по бахтарме хромовых кож — опойка, выростка, хромовой козлины и шевро; свиные хромовые кожи при изготовлении велюра отделывают с лицевой стороны. Производство велюра дает возможность рационально использовать кожевенное сырье с поверхностными неглубокими дефектами, но доброкачественное по структуре.
Слайд 27Оборудование и инструменты
Швейные машины:
- PFAFF с плоской платформой кл. 483
- PFAFF с левой колонковой платформой 527734
- HARDO D32107 отделочный станок имеет шлифовальные круги, щетки
- АСГ-13 для срезания краев деталей верха обуви
- Термоактиватор- для активации клеевого слоя
- Плитка электрическая « помощница» ЭЛП-800.
Средства малой механизации:
- Пресс для прессования низа обуви ( ручной)
Машина для резки полиуретана.
- Стойка- лапа.
Ручной инструмент:
- Заготовочный нож,
- Сапожный нож,
- Молоток сапожный,
- Затяжные клещи с молоточком,
- Гвоздодер,
- Отвертка,
- Шило - крючок.
- Пробойники.
Слайд 30Переходим к практической работе над проектом.
Конструирование обуви копировальным методом.
- Для копирования
нам надо подобрать колодку, нанести на колодку центральные линии по пяточной части и по подъему разделить колодку на внутреннюю и наружную сторону. Линии проходят строго по центру пяточной и передней части колодки.
Слайд 31
Внутреннюю и наружную стороны колодки обвести на копировальную бумагу с
припуском по всему контуру 20 мм, вырезать два шаблона из кальки.
Нанести резиновый клей на колодку, обклеить колодку калькой так чтобы все нанесенные линии были закрыты.
Перенести линии маркером с колодки на кальку.
- Аккуратно снять кальку и сделать деталировку деталей верха.
Слайд 33
Деталировку сделали, переходим к изготовлению
шаблонов для раскроя деталей верха и подкладки.
Слайд 34Эстония
Шаблоны деталей обуви для раскроя готовы.
Слайд 35
Мексика.
Шаблоны деталей обуви для раскроя готовы.
Слайд 36
Чукчи.
Шаблоны деталей обуви для раскроя готовы.
Слайд 371. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.
Преподаватель принимает
участие в обсуждении
Обучающиеся в группах обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: выставка, презентация, видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2 Разработка проекта.
Обучающиеся приступают к практической работе по выполнению проекта:
1 Раскрой деталей верха и подкладки.
2 Сборка заготовки верха обуви.
3 Прикрепление деталей низа (подошвы).
4 Отделочные операции.
Преподаватель консультирует, координирует работу обучающихся. стимулирует их деятельность
Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность.
Решают технологические задачи ; Раскрой деталей верха обуви. сборка заготовки формование и затяжка заготовки обуви на колодку, варианты каблуков.
Слайд 38Раскрой деталей верха.
Раскрой деталей верха.
Слайд 39Раскрой по системе с разворотом на 180 градусов.
Слайд 40Подбираем кожу для раскроя деталей верха женских туфель.
Слайд 41Подбираем кожу для раскроя деталей верха сапог.
Ковбойские сапоги.
Слайд 42Подбираем кожу для раскроя деталей верха эстонской национальной обуви.
Слайд 43Раскрой деталей верха из искусственного меха
Слайд 44Сборка заготовки верха обуви.
Переходим к следующему этапу изготовления обуви, к сборке
заготовки.
Очень ответственная работа на швейном оборудовании.
Слайд 45Большое количество интересных и сложных операций по сборке заготовки верха.
Слайд 46Выполнение каждой операции по сборке заготовки верха, обязательно надо обсудить.
Слайд 47Заготовка верха сапожек из искусственного меха готова.
Слайд 48
Формование и затяжка верха обуви на колодку.
( Переходим к основной работе
обувщика: решение сложных задач по формованию заготовки, выполнение трудоемких операций по затяжке обуви на колодку).
Слайд 53Экологическое обоснование.
Охрана природы. Использование отходов от производства обуви.
Слайд 54 Для изготовления моделей обуви народов мира использовались экологически чистые
материалы- натуральная кожа, текстильные материалы, микропористая резина. При работе с перечисленными материалами не выделяются токсичные , вредные вещества для организма человека.
Отходы – полезные отходы могут служить сырьем для изготовления новой продукции или полуфабрикатов. К таким отходам можно отнести отходы при раскрое натуральных, искусственных и синтетических кож и текстильных материалов.
Отходы от раскроя кож на детали верха обуви используют для изготовления портмоне, кошельков, ковриков, футляров для ключей и т.д. Мелкий лоскут перерабатывают на удобрения.
Бросовые отходы резины и картона сжигают или отправляют на свалки, в результате чего загрязняется окружающая среда.
Для охраны окружающей среды внедряют мало- или безотходную технологию. Для этого создают территориально – производственные комплексы, на которых отходы одного предприятия используют в качестве сырья для других предприятий.
В работе по изготовлению обуви применялись клеи-расплавы без органических растворителей, а также клеи на основе водных растворов ( латексные, хлоропреновые )- применение этих клеев уменьшает загрязнение окружающей среды.
Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий при работе с органическими растворителями применялась местная и общая приточно-вытяжная вентиляция.
Концентрации вредных веществ, выделяемых при выполнении операций изготовления обуви, а также уровни вредных и опасных производственных факторов не должны превышать значений, установленных стандартом.
На основании выше сказанного изготовлены экологически чистые изделия.
Слайд 553.Оформление результатов.
Проделана огромная работа по реализации проекта,
все это время преподаватель
консультирует, координирует работу обучающихся, стимулирует их деятельность.
Работа по изготовлению обуви народов мира закончена, все участники большие молодцы. Переходим к оформлению и презентации наших изделий.
Обучающиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.
Слайд 56 4. Презентация.
Преподаватель
организует экспертизу. В состав экспертной комиссии входит по одному участнику от каждой группы.
1 группа – Баранов Евгений ,Богачов Максим, Сафаров Федор- тема «Народы севера».
2 группа – Кооп Николай, Павлов Виталий, Шермаревич Артем- тема «Мексика».
3 группа – Евстюнин Иван, Кольцов Максим, Аранович Николай- тема « Эстония».
Оформляется выставка изготовленной национальной обуви
Слайд 63 5 Рефлексия
Обучающиеся
с удовольствием и большим желанием участвовали в проекте, выполняли любую поставленную задачу, коллективно обсуждали и помогали друг другу преодолеть сложные моменты: выполнение сложных технологических операций, решение творческих задач. Овладели и закрепили знания и умения по выполнению технологических операций изготовления обуви в ручную.
1 место присуждено – 2-й группе.
Кооп Николай, Павлов Виталий, Шермаревич Артем - тема «Мексика».
2 место присуждено – 1-й группе
Баранов Евгений ,Богачов Максим, Сафаров Федор - тема «Народы севера».
3 место присуждено – 3-й группе.
Евстюнин Иван, Кольцов Максим, Аранович Николай - тема « Эстония».
6 Результат.
Цели проекта достигнуты, мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей обучающегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Слайд 64 Обучающиеся нескольких групп активно участвовали в работе над
проектом. В процессе работы над долгосрочным проектом « Обувь народов мира» познакомились с историей изготовления обуви в таких странах как Мексика, Эстония, Чукчи и т.д. Внимательно изучили национальный колорит каждой страны. Сравнили климатические условия и как климат влиял на возникновение и развитие обуви южных и северных стран , отличительные особенности национальной обуви. Какие материалы применялись для изготовления обуви. Как отражался национальный колорит каждой страны в конструкциях обуви, украшениях применяемых для отделки обуви( тесьма, вышивка, мех). Какие цвета чаще используются в той или иной стране. У обучающих была хорошая возможность проявить себя как конструктор обуви, заготовщик, обувщик(затяжка обуви на колодку, прикрепление деталей низа). Закрепить навыки затяжки обуви. Убедиться в том, что обувь разных стран изготавливается по той же технологии, что они изучают. Обувь изготовлена в виде макетов на детские колодки, соблюдены технологические нормативы на изготовление обуви. Натуральный мех заменен искусственным.
Цели проекта достигнуты.